Экологические мероприятия в школе: темы, сценарии. Экологический праздник
Анастасия Караганова
Цель : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .
Задачи : Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры . Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края .
Акция «Чистый мир»
1. Обсуждение с детьми плана и содержания акции , постановка целей и разработка путей и средств ее реализации .
2. Беседы с родителями, приобретение необходимого инвентаря : перчатки, прищепки, пакеты.
3. Изготовление с детьми плаката-обращения к жителям г. о. Кинель о поддержании порядка и чистоты в городе.
4. Уборка участков от мусора.
5. Окапывание, побелка деревьев, полив.
6. Обращение к жителям микрорайона о соблюдении чистоты и порядка (демонстрация и вывешивание плаката на экологическую тему ).
7. Фото сессия «Самый чистый и красивый участок» .
Акция «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь» .
1. Беседы о бережном отношении к родной природе .
2. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке.
3. Экскурсия в Детский парк.
4. Поход в березовую рощу.
5. Выступление эко-агитбригады «Росточек» .
Акция «Украсим мир вокруг себя » .
1. Приобретение рассады цветов.
2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.
3. Высадка цветочной рассады на клумбы.
4. Уход за цветочными клумбами.
5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка» .
Акция «Не гоните голубей» .
1. Приобретение корма для птиц.
2. Экскурсия в детский парк.
3. Кормление голубей.
4. Наблюдение за птицами, беседа.
Акция «Умный взгляд на мусор» .
1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.
2. Уборка мусора на территории детского парка г. Кинель.
3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.
4. Оформление территории детского сада поделками.
Публикации по теме:
Недельный план мероприятий, посвященных к Всемирному Дню Воды Работа с детьми Понедельник 1. Беседа: "Кто живет в воде"; 2. Чтение художественной литературы: А. Барто "Девочка чумазая"; 3. Игра-эксперимент.
План мероприятий на 2015 учебный год, посвященных 70-летию Победы ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе.
План мероприятий, посвященных проведению 70-летию ВОВ ПЛАН мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне,.
План мероприятий, посвященных 70-летию Победы Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.
План мероприятий, посвященных «Дню Матери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад № 180 «Солнышко» Фрунзенского района г. Саратова План тематических мероприятий.
План мероприятий, посвященных Году литературы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» План мероприятий посвященных Году литературы № Наименование мероприятия.
План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе Перспективное планирование к году литературы в старшей группе № 3 «Зайчата». Старшая группа Февраль Тема Программные задачи 1. Конкурс –.
МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Экологическое ассорти»
Боровцова А. В.
Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.
Форма организации работы учащихся : групповая.
Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.
Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;
Развивать коммуникативные умения;
Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательная : раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;
Формируемые УУД:
Личностные УУД : - смыслообразование, - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.
Регулятивные УУД : - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД : - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.
Познавательные УУД:- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.
Оборудование: компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса
Предварительная подготовка:
- сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
- нарисовать природоохранные знаки;
- по списку собрать природный и бросовый материал.
План мероприятия:
- Организационный момент -2 мин.
- Основная часть:
- Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
- Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
- Станция «Биосфера» - 5 мин.,
- Станция «Красная книга» - 5 мин.,
- Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
- Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
- Подведение итогов- 5 мин.
Ход мероприятия:
- Организационный момент Командызанимают свои места, представляются.
Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.
Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)
- Основная часть (2 минуты).
Слайд 3. Фоторяд . Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.
Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)
Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?
О чем мы будем сегодня говорить?
Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.
Наш сегодняшний классный час необычный, мы отправляемся с вами в экологический патруль.
Слайд 5. Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданияи, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.
Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»
Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.
Вопросы:
- Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды? (лишайники).
- Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
- Какие компоненты загрязняют атмосферу?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
- Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
- Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
- В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?
(1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).
- Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
- Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
- Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).
Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»
Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией (приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.
Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2) . Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.
Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.
Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»
Ученик :
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Флтайского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.
- Ребята, какова роль красной книги?
Ученик.
Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Ученик.
Когда-то собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты
Много животных там стало водится
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди, владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне
Вы берегите эту святыню.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик.
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Ученик.
Все сильнее ощущаю боль утраты,
Худо с флорою и с фауной разлад.
А в салатах говорят одни нитраты,
И нитраты в каждой рыбине сидят.
Ученик.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно даже- даже комару:
Или будет мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!
Ученик.
Люди, люди, что же вы сделали с планетой?
Сами сбились вы с нахоженных путей
Ведь другой такой на свете нет,
Да и нет у природы запчастей!
Ученик.
Я не хочу такого мира
Где все так серо и уныло…
Ученик.
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнувшие смертью небеса.
Ученик.
Моя планета-человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком
Где сточная канава океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет, ни аисту, ни льву,
Где травы стонут: «Больше не могу».
Ученик.
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
- Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?
Слайд 27. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)
Спасибо! Всего вам самого доброго!
Литература:
- Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
- Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
- Интернет-ресурсы.
- Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)
Приложение 1.
Ситуация №1
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Задание . Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.
(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)
Ситуация 2.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
Ответ . Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.
Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел .
Ситуация 3.
Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Задание . Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.
Ответ.
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей
Приложение 2 .
Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Правила:
- не включать громкую музыку;
- не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как
разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,
нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;
- для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
- не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается
микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и
металлические банки (разрушаются через 100 лет);
- костер после прогорания следует забросать землей или залить
водой до полного прекращения горения;
- не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
- не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
- не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения
в этом сложном сообществе;
- не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может
попасть молния!
- никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
- луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных
цветов недолговечна.
Приложение 3.
Лебедь малый | ||
Предложения в план мероприятий по проведению Года Экологии
Наименование общеобразовательной организации _МОУ «КСОШ №55»_____________
сентябрь
школа
8-11 классы
Кл.руководители
Классные часы «Сохраним природу»
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; учить видеть и понимать красоту живой природы; учить основам экологических знаний.
Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде; развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; р азвивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства .
сентябрь
школа
5-11 классы
Кл.руководители
Участие в акции «Посади свой лес»
Сентябрь, апрель
Территория Красково
8-11 классы
Кл.руководители
Выставка книг «Всемирный день защиты животных»
октябрь
библиотека
Зав.библиотекой Давыдова В.П.
Экологическая игра «Путешествие в Экоцарство – природное государство»:
октябрь
школа
1-4 классы
Уч.нач.классов
Проект «Зимний сад» -озеленение школьных помещений
октябрь
школа
Уч-ся 5-10 классов
Зав.кабинетами, кл.руководители
Конкурс экологического плаката «Планете жить!»
ноябрь
школа
5-11 классы
Уч.биологии Ермакова А.М., кл.руководители
Конкурс рисунков «Прогулки в природоград»
ноябрь
школа
1-4 классы
Юркова В.А.
Фотоконкурс «Мой домашний питомец»
декабрь
школа
2-4 классы
Кл.руководители
Конкурс «Знатоки природы»
декабрь
школа
5-6 классы
Ермакова А.М., кл.руководители
Природоохранные акции «Пернатые друзья»,«Птичья столовая»
Ноябрь-март
Школьный парк
3-4 классы
Учителя начальных классов
Познавательно-игровая программа «Зелёные сказки: экология для малышей»
январь
школа
1.2 классы
Уч.нач. классов
«Охрана природы - охрана здоровья» классные часы
февраль
школа
1-11 класса
Кл.руководители
Операция «Скворечник»
март
Территория Красково
1-10 классы
Ермакова А.М.
Конкурс кроссвордов. ребусов, посвященных Дню птиц
март
школа
5-7 классы
Морозова С.В.
Всероссийский урок «Хранители воды»
апрель
школа
2-8 классы
Ермакова А.М., Квятковская С.М., Нагимова М.Х.
«День Земли». Видеолекторий
Апрель
школа
5-8 кдассы
Ермакова А.М., Квятковская С.М.
Операция «Чистый двор»
Март - апрель
Школьная территория
6-11 классы
Классные руководители
Проект «Цветочный калейдоскоп» Оформление школьных цветников
Май-июнь
Школьный парк
Трудовая бригада
Ермакова А.М
Фомина Т.А
Экскурсии и посещение музеев: Зоологический музей, Дарвиновский музей. Приокско-Террасный заповедник
В теч.года
В теч.года
май
3-5 классы
6-8 классы
8-9 классы
Кл.руководители
Ответственный за экологическое воспитание
Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.
ФГОС
Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе. По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию. Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.
Поэтому цель - сформировать у школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе ценностных ориентаций. Потому что все они - будущие члены общества. И лишь люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.
Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой - масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.
Беседа с учениками младших классов
Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям, чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих целей, которые заключаются в:
- Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
- Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
- Воспитании бережного отношения к природе.
- Развитии индивидуальных способностей школьников.
По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести, что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора - это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.
Творческий подход
Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет добавить уроку разнообразия.
Есть отличная идея - воображаемое путешествие по экологической тропе. Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию. Много кадров не нужно - достаточно 15-20. Параллельно, в качестве тематического звукового сопровождения, нужно будет включить негромкое пение лесных птиц, чтобы создать эффект погружения. А перед тем, как начать презентацию, учитель должен будет ввести малышей в курс дела - о чём они будут говорить и почему.
После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём. Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жил-был лес. И обитали в нём весёлые, задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними познакомимся! Кого вы узнали?» - при этом нужно переключать слайды с изображением различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень, волк и т. д.).
Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему. Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в тоскливое и страшное место».
Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд - с вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и к чему может привести человеческая безалаберность.
Вопросы и задания малышам
Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.
По завершении сказки-презентации, приведённой в пример выше, учитель должен будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу никто не живёт. Ответ прост - потому что человек его разрушил. Если школьники это усвоили, то можно приступать к заданию - к «миссии» по воображаемому восстановлению экосистемы леса.
Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут «высаживать», а на обратной стороне карточек - загадки. Ученикам нужно их отгадать, чтобы узнать название. Например:
- Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане! (Ответ: берёза).
- Увидал в лесу ягоду-красу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
- Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру листовой (ответ: дуб).
Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же задание, но связанное с птицами и зверями.
Классный час для старшей группы
Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий экологического мероприятия. Его цель - сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания. Задачи следующие:
- Расширить представления детей об экологических законах.
- Повысить интерес к природе.
- Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
- Пробудить желание участвовать в
- Пропагандировать экологические идеи.
Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:
- Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально каждому).
- Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на тему охраны экосистемы.
- Сочинить стихотворения.
Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его начать.
Законы экологии
В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:
- Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли. Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных птиц. Это и предотвращало эпидемии.
- Закон №2: «Всё должно куда-то деваться». Сжигать или закапывать мусор - не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и заболеваниям людей.
- Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои поступки.
- Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают «улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в экосистеме. И загрязняют её.
Если включить такой информационно-познавательный блок в сценарий экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и продуктивным.
Турнир для старших классов
Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (9-11-е классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.
Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5-балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической тематике.
Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки. Дадут ответ с первой - получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки - им начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей - получат 2 балла. Если же будут задействованы все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:
1) Оно живёт до 2 000 лет.
2) Ствол в воде не гниёт - лишь крепчает и чернеет.
3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки.
4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.
Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить следующие подсказки:
1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.
2) Из него получаются самые хорошие дрова.
3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.
4) Это - русское дерево.
Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным, интеллектуальным и полезным.
Природа как универсальная ценность
Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием экологической направленности в школе. Его цель - определить, в чём именно заключается истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную ответственность за сохранность экосистемы.
Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет правильным ответом.
Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:
- Средняя стоимость услуг биосферы равна ~33.27 триллиона долларов в год.
- Реки и озёра - 1.7 трлн $.
- Морские экосистемы - 21 трлн $.
- Тропические леса - 3.8 трлн $.
- Сухопутные экосистемы - 12.3 трлн $.
Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное - их информативность и практичность.
О негативном воздействии
Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов экоопасности на человека и окружающую среду.
Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду, контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться особый интерес - заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.
День Земли
Это большой экологический праздник, дата которого - 22 апреля. Поэтому и мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна из них называется «Украсим мир вокруг себя».
Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, - удастся продемонстрировать детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.
Вступление (слово учителя):
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)
«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.
К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.
Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.
Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.
1. «Экологический бумеранг»
Учитель: называет примеры влияния человека на природу.
- В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
- Массовая вырубка тропических лесов…
- В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
- На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
- Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
- Использование в севообороте занятого пара…
Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.
2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?
3. «Слушай, не зевай»
а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.
«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин
б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.
«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин
в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.
«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин
4. «Исправь ошибки»
Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.
Поездка в лес
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.
«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
5. «Фото-факт»
Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).
6. «Есть проблема»
Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).
7. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Чёрный цвет
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
- Мальчики рассматривают жука. (к)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
- Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
- Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
- Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
- Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
- Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
- Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
- Девочка полощет бельё в реке. (ч)
- Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
- Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
- Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
- В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
- На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
- Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
- Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
- Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)
8. «Экологическое лото»
Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)
Заключение
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.
«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
Несколько добрых советов:
- Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
- Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
- Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Использованная литература
- Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.