Минерва мифология. Минерва, богиня мудрости и справедливой войны
Название Minerva может, прибыло от индоевропейского корня "человек", из которого интелект и ум также были получены. Однако у неиндоевропейского народа Этрусков была богиня Менрва (Menrva), таким образом, название может иметь полностью неизвестное происхождение.
Минерва была дочерью Юпитера и Метиса. Она, как полагали, была девственной богиней воином, покровительница поэзии, медицины, мудрости, торговли, ремесел, и считалась изобретательницей музыки. Как Минерва Медиса ("Minerva Medica"), она была богиней медицины и докторов.
Приспосабливая греческие мифы об Афине, римляне сказали, что Минерва не родилась обычным способом, а скорее выпрыгнула полностью вооруженная из мозга своего отца; это изображение очаровало Западных авторов и художников через века.
Овдий называл ее богиней тысячи работ. Минерве поклонялись всюду по Италии, хотя только в Риме она приобрела воинственный характер. Минерва обычно изображается, нося кольчугу и шлем, и неся копье.
В храме на Капитолийском Холме ей поклонялись вместе с Юпитером и Юноной, с которой она сформировала сильную триаду богов Древнего Рима.
Другой храм ее был расположен на Холме Авентине. Церковь Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) основана на остатках одного из ее храмов.
Каждый год с 19 по 23 марта проводился фестиваль Квинкватрия (Quinquatria), первично названный фестиваль - Минервы. Этот фестиваль, главным образом, праздновался ремесленниками, но также и студентами. 13 июня праздновался младший Quinquatrus. Минерва, как полагают, является изобретателем чисел и музыкальных инструментов.
Она, как думают, имела этрусское происхождение, как богиня Менрва (Menrva) или Менерва (Menerva). Позже ее стали сравнивать и сопоставлять с греческой богиней Афиной (Athena). В начале 20-ого столетия, Мануель Хосе Эстрада Кабрера (Manuel Jose Estrada Cabrera), президент Гватемалы, попытался продвинуть Культ Минервы в своей стране. Согласно легенде, игральная карта Дама пик изображает Минерву.
Римляне праздновали ее фестиваль с 19 марта до 23 марта в течение дней, которые называют, Quinquatria, праздник ремесленников. Меньшая версия, Minusculae Quinquatria, проводилась 13 июня, флейтистами, которые особенно отдавали честь ее религии. В 207 году до н.э., гильдия поэтов и актеров была сформирована, чтобы выполнить исполненные по обету в храме Минервы на холме Авентине. Среди других среди его участников был Ливий Андроницус (Livius Andronicus). Храм Минервы на холме Авентине продолжал быть важным центром искусств для большой части средней римской республики.
Минерве также поклонялись на Капитолийском Холме как одной из Капитолийской Триады наряду с Юпитером и Юноной, в Храме Минервы Медики (Minerva Medica), и в Храме Минервы, последний храм был основан приблизительно в 50 году до н.э. в Помпеии, там где стоит современная церковь Santa Maria sopra Minerva (около современной Базарной площади Делла Минерва и Пантеон).
Минерва Минерва
(Minerva). Римская богиня, соответствовавшая греческой Афине-Палладе. Римляне почитали ее вместе с Юпитером и Юноной в Капитолии, как покровительницу городов, считали ее покровительницей ремесленников, художников, поэтов, музыкантов, учителей и женских рукоделий. Главный праздник ее в Риме назывался Quinquatrus; в нем участвовали все те, кому она покровительствовала, и он справлялся с большой торжественностью. В Риме Минерва почти утратила значение богини войны.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
МИНЕРВА(Minerva), в римской мифологии богиня, входившая наряду с Юпитером
и Юноной в
т. н. капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Соответствует этрусск. Менрве.
Культ М., возможно, заимствован из города Фалерии, где М. издавна почиталась как покровительница ремёсел и искусств (Ovid. Fast. Ill 821). Такова же была её функция в Риме, где храм М. на Авентине стал центром ремесленных коллегий, а их "праздник квинкватр справлялся в юбилей посвящения храма. В 207 до н. э. по ходатайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника при храме М. была организована коллегия писателей и актёров (Liv. XXVII 37), покровительницей которых стала богиня. Впоследствии её почитали также музыканты, врачи и учителя. М. была отождествлена с Афиной,
что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. В римских провинциях М. отождествлялась с некоторыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.
в. ш.
(Источник: «Мифы народов мира».)
МинерваБогиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону(1). В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью(2). Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига(3) с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. (1. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы).) (2. Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру.) (3. Колесница, запряженная четверкой лошадей.)
(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)
минерва(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)
МИНЕРВАв римской мифологии богиня, воплощение вечной молодости, покровительствовавшая городам и мирным занятиям их жителей. Особым расположением Минервы пользовались ремесленники, художники и скульпторы, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, с 19-го по 23-е и назыались квинкватрии (quinquatrus, quinquatrua) в них принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини. Также Минерва являлась богиней разума. До сих пор об умных людях говорят "Его напитала сама Минерва"
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Картина П. Веронезе.
Около 1560.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Синонимы :
Смотреть что такое "Минерва" в других словарях:
Богиня мудрости у афинян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНЕРВА в древности римская богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел, отождествившаяся впоследствии с греч. Афиной (см. это … Словарь иностранных слов русского языка
В римской мифологии богиня, покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной Минерва составляла Капитолийскую триаду. С кон. 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой Афиной, почиталась также как богиня войны и… … Большой Энциклопедический словарь
Минерва - Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва в мифах древних римлян богиня, составлявшая вместе с Юпитером и Юноной так называемую капитолийскую триаду богов, которой был посвящён храм на… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
- (Minerva) староиталийская богиня разума, покровительница искусств и ремесл. С конца III в. до нашей эры государственный культ М. подвергается сильной эллинизации. М. отождествляется с греческой Афиной (см.), перенимает ее атрибуты как богиня… … Литературная энциклопедия
Богиня искусства и ремесла Словарь русских синонимов. минерва сущ., кол во синонимов: 6 астероид (579) … Словарь синонимов
- – в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук и искусств, отождествляемая с греческой богиней Афиной Палладой, которая, согласно мифам, родилась из головы Юпитера (греческая параллель его – Зевс), выйдя оттуда во всеоружии – в латах … Словарь крылатых слов и выражений
МИНЕРВА, в римской мифологии богиня покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной составляла Капитолийскую триаду. Отождествлялась с греческой Афиной и почиталась также как богиня мудрости, войны и городов … Современная энциклопедия
Минерва, соответствующая греч. Афине Палдаде италийская богинямудрости. Особенно почитали ее этруски, как молниеносную богиню гор иполезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена М.считалась богиней молниеносной и воинственной, на… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
У этого термина существуют и другие значения, см. Минерва (значения). Минерва. Римская скульптура II века, Museo nazionale del Bardo … Википедия
Ы; ж. [от лат. Minerva] [с прописной буквы]. В древнеримской мифологии: богиня ремёсел и искусств; позднее (после отождествления с Афиной) богиня мудрости и городов. * * * Минерва в римской мифологии богиня, покровительница ремёсел и искусств.… … Энциклопедический словарь
И его первой супруги Метиды («мысль, премудрость»), которая сама предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной. Юпитер, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле), и та посоветовала ему проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Вулкана разрубить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Вулкан исполнил его просьбу, как из головы Юпитера вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада (Минерва), «могучая дочь могучего отца», как ее обыкновенно называет Гомер . Несколько древних памятников искусства (между прочими – Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Минервы. Она есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Юпитера.
Это сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как она родилась не от матери, а прямо из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти; она – вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне , она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит она на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Она всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и его жены Пенелопы , руководительницей их сына, Телемаха .
В ней как бы олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, как то: плуг и грабли; научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное. Она научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход . Минерва – богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от мужского бога войны Марса , которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение.
Бой Марса с Минервой. Картина Ж. Л. Давида, 1771
Минерва является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой». Ею был учрежден афинский ареопаг , и ее почитали, как покровительницу, музыканты, художники и все ремесленники.
Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова – птица, посвященная этой богине.
Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия – Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам.
Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий
Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примирилась с Нептуном , которому была посвящена лошадь (два этих бога спорили за покровительство над Афинами). Минерва всегда носит эгиду с головою горгоны Медузы , она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей на богине, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.
Обыкновенное оружие Минервы – копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера; она также часто держит на руке статую Ники – богини победы. На самых древних памятниках Минерва изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак. На архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусства она носит эгиду на груди. Голова Медузы – также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме , богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.
Знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенонская», была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой – статую богини победы Ники. На шлеме у нее был сфинкс – эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом – восемь коней, несущихся во весь опор, – символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками , на обратной стороне – борьба богов с гигантами ; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале.
Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания , дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи.
Целомудренная богиня Минерва никогда не изображалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса », то это по незнанию древних традиций. До нее никогда не касались стрелы бога любви Амура , который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера , недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправдывался, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа, бегу от нее» (Лукиан ).
Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть. Ее нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.
Кроме мифа о Марсии с Минервой тесно связаны сказания об Арахне и о первых афинских царях – Кекропсе и Эрихтонии .
Минерва - богиня мудрости в римских мифах. В греческой мифологии ее образу соответствует Афина Паллада. Особенное почтение Минерве оказывали древние этруски. Этот народ считал ее молниеносной богиней гор, нужных изобретений и новых открытий. Римляне также относились к небожительнице. На это указывают гладиаторские бои, которые проводились в период празднования Квинкватрии, главного торжества в честь богини.
Кем почиталась?
Древние римляне считали Минерву дочкой Юпитера, которая покровительствовала городам и жителям, работающим мирно и спокойно. Художники, музыканты, доктора, скульпторы, ремесленники и другие люди, которые имели благородную профессию, были удостоены особого расположения прекрасной богини. В ее честь проводили празднество под названием Квинкватрия. Торжество проводилось в конце марта и продолжалось в течение пяти дней.
Великий праздник
В первый день торжества учащихся освобождали от занятий, а школьники приносили своим учителям плату за обучение. Если в это время велись военные действия, то их прерывали. Все горожане приносили бескровные жертвы богине в виде лепешек, меда и масла. После этого начинались гладиаторские игры. В последний, пятый день празднества, Минерва, богиня мудрости, «принимала дары» от мирных жителей, которые приносили ей жертвы в специальных помещениях сапожников. Кроме того, торжественно освящали трубы, музыкальные инструменты, которые находились под особым покровительством Минервы. В древние времена в Риме сословие трубачей считалось важной частью городской жизни. Музыканты принимали участие в торжественных церемониях, играли на похоронах и всевозможных обрядах. Для флейтистов же этот праздник проводился в середине июня и продолжался три дня.
Среди трех небожителей
Римская богиня Минерва состояла в божественной троице, где, кроме нее, находился Юпитер и Юнона. В честь этих трех божеств древние римляне построили прекрасный храм. Капитолийский холм стал местом сооружения великолепного дворца. Храм был воздвигнут на высоком постаменте. Также были построены отдельные святилища для трех великих божеств. В храме поставили статую Юпитера, которую изваял знаменитый этрусский скульптор Вулка. Зодчий изобразил верховного бога сидящим на троне. Юпитер держал в руках скипетр и молнию. Вскоре неизвестный злоумышленник поджег храм. Он сгорел, но спустя некоторое время его восстановили. Двускатная крыша храма была покрыта позолоченной медью. Центральный тимпан демонстрировал рельефный вид Рима. Статуя Юпитера была размещена в центре крыши. Скульптура богини Минервы находилась слева от верховного бога, а Юноны - справа.
История богини
Древние римляне верили, что Минерва выпрыгнула из головы Юпитера. Согласно мифам, в один прекрасный день у главного римского бога начала сильно болеть голова. На помощь Юпитеру пришел Эскулап, который считался признанным врачевателем. Но даже он не смог помочь разрешить эту проблему. Юпитер так сильно мучился от приступов боли, что обратился к своему сыну Вулкану с просьбой разрубить ему голову. И тот согласился. Вулкан расколол голову своего отца топором и оттуда выпрыгнула Минерва - богиня, краткое описание истории появления которой было записано в римских мифах. Небожительница появилась из головы Юпитера, распевая военные гимны. Ее тело было заключено в доспехи, а в руках она держала щит и острое копье.
Изображения богини. Ее символы
Древние римляне стали называть Минерву богиней мудрости. Кроме того, жители Рима считали, что она является справедливой освободительницей от войны. Минерва благодетельствовала развитию наук. Она покровительствовала женскому рукоделию, защищала художников, учителей и врачей. Под особой опекой богини находились музыканты. Прекрасная небожительница изображалась художниками и скульпторами как молодая и красивая девушка, в руках которой находилось оружие, а тело было облачено в доспехи. Зачастую рядом с образом богини находились змеи или совы. Ведь именно эти существа считаются символами мудрости и любви к раздумьям. Еще одним узнаваемым символом богини является оливковое дерево. Древние римляне утверждали, что именно Минерва создала его.
Роль богини
Минерва - богиня, которая играет в римской мифологии очень важную роль. Она давала советы самому Юпитеру, верховному богу римлян. В тяжелые времена войны Минерва вооружалась своим щитом с головой Медузы Горгоны, который носил имя Эгис, и защищала безвинно страдавших людей. Богиня отстаивала правое дело. Она не питала страха перед сражениями, но и не была склонна к кровопролитиям. Минерву противопоставляли кровожадному богу войны Марсу. В мифах богиня предстает очень женственной и привлекательной девушкой. Но она никогда не жаловала своих воздыхателей. Богиня очень гордилась тем, что сохранила свою девственность. Целомудрие и бессмертие Минервы древние римляне объясняли тем, что истинная мудрость не подвержена ни совращению, ни уничтожению.
Жертвоприношения
Минерва - богиня мудрости и военная покровительница древнеримского народа. Этот факт подтверждается тем, что великие полководцы Рима приносили ей огромные дары и жертвы после очередной блистательной победы. К примеру, после покорения Македонии Луций Эмилий Павел приказал сжечь огромную часть добычи. Тем самым он показал, как сильно он благодарен богине за ее содействие в завоевании Македонии. Таким же образом поступили еще несколько римских полководцев. Несмотря на то, что Минерва покровительствовала людям искусства, а также женщинам, которым она помогала во всех их работах, богиню почитали и уважали все военные люди Рима. Они считали, что без благосклонности Минервы одержать победу в сражениях просто не удастся.
Несколько интересных фактов
Минерва - богиня мудрости в мифах древних римлян. Ее не забывают и в наши дни. К примеру, поговорку «Сова Минервы вылетает по ночам» используют до сих пор. Она означает, что именно ночью к человеку приходят самые лучшие идеи. В 1867 году был открыт астероид, который назвали в честь справедливой и мудрой богини. А с 1838 года во Франции профиль Минервы изображался на всех серебряных изделиях в качестве единого клейма.
Афина (греч.) Минерва (рим.)Афина богиня мудрости, знания и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел. Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.
Генеалогия. Дочь Зевса и Метиды. Любимая дочь Зевса была рождена им самим удивительно изощренным способом. У богини разума Метиды должны были родиться дочь и сын необычайного ума и силы. Мойры предсказали Зевсу, что он будет свергнут ее сыном.
Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метис, но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада. Эпитеты. «Тритонида» или «Тритогенея» (из-за места рождения у озера Тритон в Ливии), «Совоокая», «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница», «Спасительница», «Братская», «Советная».
Атрибуты и символы. Олива, сова (символ мудрости) и змея. Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея страж Акрополя). Иконография. Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.
Считалась основательницей Ареопага высшего государственного суда Афин, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Помогала Гераклу в борьбе со стимфалийскими птицами, с великаном Герионом, Персею сразить горгону Медузу, Прометею в похищении огня для людей.
Среди жертв Афины царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней. В качестве утешения он был наделен даром пророчества. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).
Афина Кампана названа по имени владельца коллекции, в которой она находилась, маркиза Кампана. Изображена в длинном парадном одеянии греческих женщин пеплосе, поверх которого наброшен плащ. Центр культа. В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Наибольшей мощи и расцвета Афины достигли при Перикле. Новые здания на акрополе были возведены за 16 лет. На акрополь, скалистый холм, расположенный в центре Афин, вела широкая мраморная лестница. Поднявшись по лестнице, путник подходил к Пропилеям парадному входу в акрополь. Через Пропилеи «дорога священных процессий» выходила на обширную площадь, где высилась гигантская бронзовая статуя Афины-Промахос (предводительницы в битве), отлитая Фидием. Блеск золотого шлема и копья богини видели моряки, находившиеся далеко в море. Над всеми зданиями акрополя высился Парфенон храм Афины-девы, являвшийся главным храмом богини («парфенос» в переводе с греч. «дева»). Весь храм, включая черепицу крыши, был возведен из белого пентелийского мрамора. Длина храма составляла 69,5 м, ширина 31 м, т. е. площадь его была более 2 кв. км. Здание окружали 40 колонн высотой 10,43 м. В центре храма высилась гигантская статуя Афины работы Фидия, покрытая золотом и слоновой костью. Тонкие пластины слоновой кости покрывали лицо и руки богини, плащ, шлем и щит были выполнены из золота. Ширина подножия статуи была равна 8 м, высота статуи 12 м. В XVII в. турки, владевшие Грецией, устроили в Парфеноне склад пороха, который взорвался, разрушив половину древнего храма.
Ежегодно в августе проводились Панафинеи («всеафинские»), посвященные сразу всем «направлениям деятельности» Афины. Раз в четыре года проводились Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями. Торжества начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян.
Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем. Специально к празднику готовились «панафинейские амфоры», объемом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний. От этих амфор ведут свое происхождение кубки, вручаемые победителям в настоящее время. Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.
Минерва богиня войны, искусств, наук и ремесел, покровительница городов и мирных занятий их жителей. Входила в божественную капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Юноной. Генеалогия. Дочь Юпитера. К имени Минервы прибавляли слово «Капта», означавшее «капитальная» (от лат. caput голова). Этим подчеркивалось то, что каждый, совершивший из ее храма кражу, отвечает перед богиней головой. Праздники в ее честь устраивались во второй половине марта и длились пять дней (большие квинкватрии) или с 13 июня и длились три дня (малые квинкватрии). Жертвоприношения лепешки, мед и масло.