Печь в интерьере: изразцовая, старинная, надежная. Уральские изразцы XVII-XVIII в Камин «Микула Селянинович и Вольга»
печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.
Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи , заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.
История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью
Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.
Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.
Фото: печь с изразцами , выполненная в честь 700-летия Риги
Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.
Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия
Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.
В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.
Народная мудрость в картинках на изразцовых печах
В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее . А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.
Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.
Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.
Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль
Фото: изразцы печные, середина XVIII в.
Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.
Фото: изразец печной, середина XIX века
Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.
Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.
Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.
Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку - вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика - это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.
19 апреля в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева открылась выставка "Изразцы в русской архитектуре ". Музей делится лучшими образцами своей коллекции строительных материалов, история создания которой драматична. Коллекция собиралась в результате проведения в 1930-е годы экспедиций, которые музей направлял с целью спасения гибнущих архитектурных памятников. Многие изразцы до сих пор передают реставраторы, понимая, что через многообразие строительных материалов, которые использовались в России в разные столетия, возможно не только достойно оценить искусство русского зодчества, но и воссоздать утраченные шедевры.
Старинные изразцы
На выставке представлены интереснейшие изразцы XVII - начала XX веков. В XVII веке в нашей стране большое распространение получили муравленые изразцы . Назывались они так, потому, что покрывались глазурью зеленого цвета. Зеленый - цвет травы-муравы, отсюда и пошло название. Вот, например, рельефный муравленый изразец 1660 года, использовавшийся в Троицкой Церкви в Костроме, "Было видение это в Царьграде".
Изразцами украшали церкви, колокольни, фасады зданий и печи. Основными художественными темами рисунков были сцены сражений, изображение сказочных зверей и птиц, растений, а также героев популярных литературных произведений того времени. В XVIII веке стало использоваться больше разноцветных изразцов.
Изразец VIII века "Госпожа несчастная" |
За время царствования Петра I вкусы русской публики поменялись - сказалось увлечение государя Европой. Поэтому к VIII веку изразцы стали напоминать голландскую плитку - тонкие узоры, бело-синяя цветовая гамма.
Помимо отдельных изразцов, на выставке можно увидеть панно со святыми, использовавшиеся в церквях
А также композиции, созданные в 1890-х годах знаменитым товариществом по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, из парадной столовой его усадьбы, и также маску льва, выполненную по эскизу Врубеля.
Детали и место проведения выставки
Выставка на данный момент уже закрыта. Она проходила в Анфиладе, зал № 9 Государственного Музея Архитектуры им. Щусева. Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25
Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного).
В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» старинных изразцов (печные терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».
В начале 16 века в Москве налаживается массовое производство «муравленых» изразцов, как правило, покрытых зеленой глазурью.
Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.
Особых высот изразцовое искусство во внешней отделке храмов достигает в Ярославле. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. По богатству и разнообразию изразцовой отделки с такими храмами как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого не могут сравниться другие храмы. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.
18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», которые были в доме почти у каждого горожанина. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день - гладкие, красивые, милые сердцу и глазу изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные - изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).
Изразец 18 века стал иным - гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи.Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях.
К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы старинные в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.
В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались прежде всего для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.
Занимающее совершенно особое место в России производство М.С.Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также старинные изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С.Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.
Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.
В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы талантливогохудожника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.
В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галлерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве.
В это время в Русском обществе появился значительный интерес к древнему культурному наследию, в частности, изразцовому искусству. Этот интерес воплотился в широкое применение многоцветных изразцов для оформления фасадов зданий и сооружений, а также способствовал изготовлению копий старинных изразцов и новых изразцов в стиле "ретро".
После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния.
Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и природа, в основном без художественных изысков и сложностей. Но производство изразцов практически сошло на "нет"
Интерьер – многогранное слово, которое у каждого человека вызывает собственные ассоциации – кто – то видит себя в комнате с классическим дизайном, для кого – то исторические мотивы являются главными в стиле, а некоторые представляют, как разместят в гостиной печь, которая будет украшена старинными изразцами.
Красота изразцов удачно дополняет и современный интерьер. Современный камин, который имеется в большинстве загородных домов, по желанию хозяина можно без труда превратить в роскошный источник тепла, для этого достаточно произвести кладку изразцами.
Изразцы: что это?
Изразцы – изделия из керамики, которые отличаются от привычной плитки тем, что являются произведением искусства, так как в процессе производства используется техника ручной росписи, что делает их товаром уникальным и вызывающим неподдельный интерес у ценителей старины.
Рисунки на изразцах не повторяются, яркость красок позволяет сохранить глазурь. Эти элементы изготовляются из глины определенного сорта, проходят традиционный для керамики обжиг в печи, но от прочих их отличает необычная форма – короб. Она позволяет отделочному материалу эффективнее сберегать тепло. Изразец плотно прилегает в кладке, не оставляет зазоров, что делает ее прочной, долговечной и уникальной. Благодаря этому материалу можно вернуть к жизни старые печи, которые имеют непрезентабельный облик.
Разнообразие старинного отделочного материала
Изразцовые печи насчитывают многовековую историю, потому не удивительно, что стилей и направлений в оформлении имеется достаточно много. Самым необычным и самобытным является русский – в его основе лежат яркие цветовые сочетания и необычные, замысловатые орнаменты.
Голландский стиль основан на монохромной росписи, подчеркнуто строгой, но предающей помещению уют. Использовался в домах зажиточных граждан. Фламандский стиль схож с голландским, но основные цвета росписи – синий и коричневый.
На старинных изразцах часто изображались стилизованные растения и цветы, сказочные персонажи или животные, мифические сюжеты, поэтому подобрать для себя вариант сможет каждый человек.
Процесс обжига сложен и его нельзя провести своими руками, не имея специальных устройств. Заготовки заполняются шамотной глиной, затем в течении двух недель просушиваются и только потому отправляются в электрическую печь, где проходит обжиг при очень высоких температурах. Первая партия называется титульная, по ней определяется качество всех остальных элементов. Затем наступает очередь нанесения глазури и повторного обжига, после которого наносится соответствующий рисунок и проводится еще один обжиг.
Облицовка печи: особенности
Современная или старинная печь имеется в доме – все они являются частью искусства, которое передается из поколения в поколение. Для того чтобы сохранить ее в хорошем состоянии, необходимо произвести облицовку, которая должна быть выполнена по определенным правилам, дающим гарантию долговечности.
Облицовка уже сложенных и функционирующих печей, а также современных каминов изразцами является делом, требующим особого мастерства и знаний. Специалистов, которые могут произвести все работы с учетом норм и требований, уважают и ценят, поскольку они не только украшают печь, но и улучшают ее функционал. Облицованная изразцами, она повышает свою теплоотдачу в несколько раз.
Главная и самая важная особенность процесса кладки, которая существует, состоит в том, что вначале устанавливают непосредственно керамические изделия — изразцы и только потом к ним монтируется кирпичный корпус самой печи. Керамика для облицовки может быть плоской, карнизной и даже угловой.
Общим для всех керамических элементов, использующихся в облицовки печей и каминов, является то, что все они имеют форму короба, покрытие глазурью (однотонной или цветной) и специальную систему крепления, называемую румпой. Если печь или камин в интерьере только планируется, то отказываться от облицовки не следует, так как она позволит максимально гармонично встроить их в обстановку помещения, а также сохранит прочность конструкции. Важно помнить, что отличительной чертой этих элементов отделки является экономия времени – их можно красть сразу же, то есть отделка печи изразцами выполняется одновременно с ее кладкой. Однако работа очень трудоемка, поэтому производя ее своими руками, следует максимально подготовиться или доверять ее профессионалам, которые знают все нюансы и тонкости этого строительного искусства.
Подготовка материалов к работе
Особенность подготовки материалов напрямую связана с тем, что изразцы являются по своей сути товаром штучным, эксклюзивным. Именно поэтому первым этапом подготовительных работ является сортировка, которая включает в себя тип и размер, а также цвет и рисунок, если планируется орнаментная кладка. Особого внимания заслуживает сортировка бракованных изделий – все изразцы, которые будут использованы в процессе облицовки должны быть качественными, брак глазури или наличие трещин недопустимы, так как эффект от их применения будет утрачен. Произвести все эти действия своими руками не сложно.
Выполняя кладку своими руками, следует помнить правило – темные цвета укладываются вниз, светлые ряды вверх, поэтому можно разложить имеющиеся керамические изделия по оттенкам заранее, чтобы сэкономить время. Малозаметный «брак» допускается к укладке в боковых зонах.
Следующий этап подготовки – «подгонка» по размеру и шлифование бортиков. Для удобства рекомендуется сделать эталон, согласно которому обрабатывать и все остальные элементы.
Непосредственно перед укладкой материал замачивают в воде – это позволит улучшить сцепление керамики с глиняным раствором.
Процесс облицовки
Непосредственно процесс облицовки своими руками начинается с аккуратного выкладывания первого ряда керамических элементов. Этот этап одинаков как для печей, так и для каминов. После того как печь украшена первым рядом, к нему крепится печной корпус из кирпичей. Рекомендации по укладке: в начале производится укладка без использования глиняного раствора, фиксируется положение элементов, затем нужно разобрать ряд и, начиная с углов, произвести работу с использованием раствора. Далее следует действовать по следующей не сложной схеме, воспроизвести которую не сложно и своими руками:
- 1 ряд – кладка из кирпичей
- 2 ряд – изразцы
- 3 ряд – румпа
- 4 ряд – штырь
- 5 ряд – скоба
- 6 ряд – проволока
- 7 ряд – петли для крепежа.
Румпу необходимо заполнить глиняным раствором на ½ объема и, как можно плотнее вдавить в него мелкие камушки – лучше использовать речную гальку. Сверху наносят слой кладочного раствора, который должен доходить до бортов. Далее необходимо прижать к изделию кирпич. В тот момент, когда кирпичной кладки становится по высоте равна уровню изразцового ряда, отделочный материал требуется стянуть проволокой.
Совет: лучше всего пропускать проволоку сквозь загибы крепежных элементов, которые затем следует осадить, а концы проволоки аккуратно вывести в кирпичную кладку .
Вертикальные ряды румп рекомендуется скрепить для лучшей крепости печи стальными скобами, важно проследить за тем, чтобы они защелкнулись. Толщина шва между двумя горизонтальными рядами, которая допускается при осуществлении кладки, должна составлять не менее 3 мм, так как декоративная часть будет оседать вместе с кирпичной основой. Для того чтобы печь или камин смотрелись привлекательно, необходимо строго соблюдать эти рекомендации.
Завершив отделку и создание кирпичной кладки, требуется все образовавшиеся в процессе швы тщательно зачистить, используя шило, а потом промыть от остатков раствора поверхность и хорошо просушивают ее.
Следующий этап совершенствования печей или каминов – нанесение на швы гипсового теста. Оно должно подсохнуть несколько минут, а лишнее количество просто убирается сухой тряпкой. Окончательный этап отделки печей и каминов своими руками – высыхание, которое продолжается 14-21 день в зависимости от микроклимата в помещении. Внимание – все это время растапливать печь или камин запрещено .
Заключение
Сегодня можно сохранить древнее искусство украшения печей, обратившись к мастеру или выполнив все необходимые действия своими руками. Среди основных декоративных стилей можно выбрать наиболее подходящий к имеющемуся интерьеру. Если хочется чего – то необычного, то роспись может иметь восточные мотивы или иметь в своей основе мифологический сюжет.
Лицевая сторона объемного керамического украшения для печи имеет рисунок, который дополнительно покрыт глазурью, выполняющей не только декоративную, но и защитную функции. Необычная форма открытого короба позволяет увеличить крепость изделия, а вместе с ним и надежность всей кладки. Долговечность конструкции обеспечивает, имеющаяся между слоями воздушная подушка, которая препятствует образованию грибка или плесени. Делать подобную кладку своими руками не сложно, но если опыта не достаточно, тогда лучше всего обратиться к профессионалу.
В том случае если для камина хочется создать эксклюзивный вариант украшения, тогда требуется обращение к мастеру, который по предоставленным эскизам сможет провести работу по созданию изразцов.
Печь с изразцами – одна из самых живописных. Домашняя и уютная, она никого не оставляет равнодушной. Вызывает непреодолимое желание прислониться к теплой стенке, провести рукой по выпуклому рисунку. От нее исходит умиротворение и спокойствие.
Фото:
Т акой притягательной делают ее изразцы.
– исконное название плиток для облицовывания. Слово изразец имеет старинные корни. Происходит от старославянского «изразъ», что означает резать, т.к. плитки изначально имели выпуклый (изрезанный) рисунок.
Позднее, под влиянием немецкого языка, получили второе название – кафель (кахель), что не совсем правильно, т.к. кафель имел гладкую поверхность. Но именно это слово окончательно закрепилось в языке, им стали называть все керамические плитки.
История изразцов
Облицовка печей изразцами имеет очень древнюю историю – обнаруженные находки свидетельствуют о VIII веке.
Печные изразцы стали развиваться особенно бурно в России в XVII веке, благодаря интересу к ним Петра I. Царь-реформатор, стремящийся модернизировать все сферы жизни страны, провел преобразование и в изразцовом деле.
По его личному указанию в строящийся Санкт-Петербург приглашались на работу голландские и немецкие керамисты, а талантливые русские мастера направлялись на учебу в Европу.
Петр I определил и новое направление в росписи изразцов. Соответственно его указу, все дворцовые печи должны были оформляться в живописном стиле. На плитки стали наносить изображения цветов и животных, жанровые сценки. А также парусники, городские пейзажи, фигуры офицеров и придворных дам и многое другое, что отражало жизнь, вкусы и предпочтения аристократии, состоятельных горожан и купцов.
Фото:
Причем это были не просто изображения. В каждый рисунок был заложен смысл, понятный современникам. Тогда же мастера стали подписывать изразцы. Чаще всего это были пояснительные надписи, но наносили также пословицы и поговорки. Теперь же смысл многих аллегорических картинок нам неясен, особенно без подписей. Остается лишь догадываться, что подразумевал автор тем или иным рисунком.
Старинные изразцы той эпохи можно увидеть в музее А.Меншикова в Санкт-Петербурге. Белого цвета с росписью кобальтовыми красками, они приковывают к себе восхищенные взгляды. Ни один рисунок не повторяется, на каждом свой сюжет.
В оформлении печей стали использовать ковровое покрытие. Для создания такого декора нужен был новый вид изразца. Рисунок на плитке перестали оформлять рамкой, по углам располагали прямоугольный или округлый узоры. При выкладывании изразцов на стыках плиток элементы соединяются и создают единый ковровый орнамент.
Для каждой печи всегда изготавливался индивидуальный комплект изразцов, т.к. кладка печи и облицовка изразцами происходит одновременно. Ни одна печь не повторялась – ни по конструкции, ни по облицовке.
Изготовление изразцов было настолько трудоемким процессом, что мастеров называли живописцами. Труд ценился очень высоко – наравне с работой иконописцев.
Фото:
Несмотря на большое влияние иноземных мастеров, русская плитка имела свои отличия. Отказываться от своих традиций мастера не стали. Поэтому в рисунках видно переплетение западноевропейского искусства и русского стиля.
Русские изразцы отличались не только используемым материалом и размером, но и конструкцией. Главное отличие от европейских кахлей – румпа с тыльной стороны. Это глиняный выступ с отверстием для проволоки, которой связывают изразцы друг с другом и самой кладкой. Такая техника облицовки применяется и поныне.
После бурного развития в XVII – нач. XVIII в., последовал более спокойный ритм развития изразцового производства. На смену бело-голубым плиткам вернулись многоцветные изразцы.
По мере развития технического прогресса, производство изразцов становилось все более массовым. Изобретались новые приемы, упрощалась и менялась мода на роспись плиток. Возникал и угасал интерес к сюжетным росписям изразцов, к многоцветным и монохромным стилям.
Со временем печи с изразцами стали настолько популярными, что производство плиток не поспевало за строительством печей. Поэтому значительно упростилась роспись изразцов. В первой трети XIX века плитки, покрытые белой эмалью, вытеснили расписные. Осталось лишь несколько мастерских, продолжавших расписывать изразцы.
Благодаря современным материалам и краскам, роспись изразцов становится более доступной. Появились предприятия, специализирующиеся на выпуске изразцов. Кладка каминов и печей из изразцов становится популярной. Остается надеяться, что древнее народное искусство сумеет выжить и приспособиться к современным условиям.
Сегодня изразцы для печей и каминов вновь популярны. Хотя многие технологии росписи безвозвратно утеряны, те, что остались, успешно применяются и сейчас.