Акт на проживание в квартире. Для чего нужен акт фактического проживания (совместного): образец справки и её оформление
Действительное проживание по тому адресу, что зарегистрирован на гражданина, является далеко нечастым случаем. Оснований для отсутствия по официальному адресу может быть множество, например, другое жилье. В подобных случаях может потребоваться оформить документы, подтверждающие, что человек не живет по официальной прописке – акт о фактическом проживании.
Особенности заключения акта
Во время оформления бумаг о действительном месте проживания гражданина, важно присутствие специализированной комиссии, в которую входят:
- участковый;
- сотрудники ЖКХ;
- соседи.
В законодательстве нет установленной формы для оформления данного документа. В связи с этим допустимо составление акта в свободной форме. Данная бумага вступает в силу при условии отсутствия противоречий.
Важно! Для оформления акта, нужно провести проверку с участием собственника, которая будет подтверждением слов заявителя.
Реквизиты, необходимые для составления документа о фактическом месте жительства
Наиболее важной функцией данного документа является возможность доказать, что гражданин не проживает по месту, указанному в прописке. В связи с этим обязательно необходимо указывать:
- дату составления акта;
- место подписания документа;
- ссылаться на доказательства проживания лица не по официальному адресу.
Также необходимо указать актуальный адрес проживания, и все присутствующие должны засвидетельствовать данный акт личными подписями. Затем его передают в управляющую компанию.
Об ответственности и штрафных санкциях
В случае долгого отсутствия гражданина по месту прописки – свыше 90 дней – возможно наложение штрафа в размере 5000-7000 рублей.
Наиболее сложным моментом является собрать доказательную базу, указывающую на отсутствие человека по указанному месту жительства. Особенно в случаях, когда реальное место проживания находится поблизости с официальным местом. Это усложняет возможность наложения штрафа на практике.
Юридическое действие документа
Акт, свидетельствующий о действительном месте проживания, является действительным с того момента, как документ был подписан всеми членами, входящими в состав комиссии по осмотру. Если нет никаких противоречий, акт может считаться важным доказательством в судебных процессах.
Другие варианты установки факта проживания
Значимое влияние имеют показания свидетелей. Важно количество спальных мест и столовых приборов. Также значимо и присутствие участкового во время проведения проверки. Среди заинтересованных сторон могут быть и органы жилищной инспекции.
Порядок заключения акта
В случае, если собственник жилья отказался подписывать подтверждающие проживание документы, то засвидетельствовать их могут другие лица, проживающие в квартире. Глава многоквартирного дома также может подписывать данную бумагу при условии, что не организован официальный кооператив. Если такое сообщество сформировано и действует, то право подписание переходит его главе.
К сведению! Один экземпляр акта о проживании по факту должен находиться у того лица, которое официально зарегистрировано по адресу.
Дополнительные правила
На судебный процесс следует привести несколько свидетелей, которые выступят с доказательствами реального проживания заявителя. Все документы должны быть официально заверены ЖЭКе.
Также приветствуется, если слова заявителя подтвердит в суде участковый и собственник жилья.
Первым делом стоит оформить справку о составе семьи. После чего можно подавать прошения про оформление акта, который является подтверждением того, что гражданин, прописанный в квартире, в действительности не проживает по прописке.
Если необходимо выселить соседей-квартирантов
Бывают случаи, когда приходится бороться с такими незаконными действиями, как сдача жилплощади. Случается, когда люди, снимающие жилье, нарушают общепринятые правила и беспокоят остальных жильцов, а официальные собственники квартиры не принимают никаких мер.
Оформленные документы о фактическом проживании помогают в случаях, когда жилье сдано в аренду с нарушениями. Потребуется сделать документы, свидетельствующие о том факте, что владельцы в действительности не проживают в собственной квартире. С данным официальным заключением намного проще оформить жалобное заявление в соответствующие органы.
Возможно применять и другие свидетельства того, что жилье сдается в аренду незаконно. Например, можно обратиться в ЖЭК, где предоставят официальное подтверждение того факта, что аренда незаконна.
Также возможно обращаться в районные органы. В таком варианте проверкой проживания лиц по месту прописки занимается полиция.
Согласно законодательству, собственники жилья должны вовремя уведомлять о новых лицах, прописывающихся по тому же адресу. Проверяющие инстанции могут проверять место проживания любого гражданина.
Обратите внимание! Тем не менее, даже подписанный акт о месте проживания, не является достаточным аргументом для пересчета платы за используемые ресурсы в квартире.
Документ, свидетельствующий о непроживании лица по месту официальной прописки, оформляется в письменном виде. Дополнительно подписывается акт о результатах осмотра жилой площади и сборе данных от свидетелей представителями уполномоченных инстанций.
В документ вписывают сведения о действительной ситуации, прилагают свидетельства жильцов и владельца жилья, которые участвовали в оформлении акта. Также прилагается пакет бумаг и копий, где могут также указываться сведения о реальном месте проживания граждан.
Многие граждане в России сегодня проживают не по тому адресу, по которому они зарегистрированы официально на постоянной основе. Это связано по различным причинам, начиная от банального желания заработать в ином населенном пункте и заканчивая имеющейся недвижимостью в ином регионе.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В любой случае обязательно нужно уполномоченными органами сформировать акт относительно непроживания по месту регистрации, который применяется с целью совершения предусмотренных действий для конкретной ситуации.
Однако далеко не все граждане знают о том, как именно выглядит образец акта и каковы основные правила составления для него предусмотрены.
Понятие
Рассматриваемый акт считается основной документацией, в котором устанавливается факт подтверждения того, что конкретное лицо в действительности не живет по адресу регистрации.
Документация такого рода применяется с целью предоставления в различные государственные органы. К примеру, они используется при оформлении субсидии либо же в судебном органе для решения различных конфликтных ситуаций, в том числе и при рассмотрении вопроса относительно принудительного выселения.
Что касается структуры и содержания акта относительно непроживания в квартире либо иной жилой недвижимости, то следует обращать внимание на судебную практику, в которой он применяется в большинстве случаев.
К примеру , владелец жилой недвижимости, имеет полное право обратиться с исковым заявлением в судебный орган с целью принудительного выселения постояльца, который продолжительное время по факту живет в ином месте и принимает участия в обслуживании жилья (не платит за коммунальные услуги, не помогает делать ремонт и так далее).
Вне зависимости от основной причины, по которой возникает необходимость в подтверждении отсутствия факта проживания, только слов явно будет недостаточно.
Для формирования акта следует обязательно обращать внимание на некоторые нюансы, для возможности избежать риска занесения какой-либо недостоверной информации.
При решении каких-либо серьезных вопросов, рекомендуется изначально обратиться к квалифицированному юристу, который окажет помощь в заполнении акта.
Законодательство
В и четко разъяснен смысл некоторой терминологии.
Исходя из указанных законодательных актов, местом прописки принято считать адрес месторасположения жилой недвижимости, по которому то или иное лицо зарегистрировано временно либо на постоянной основе.
В специализированной базе данных уполномоченного органа данное место отображается, как место нахождения в нем лица, и при возникновении необходимости отыскать его, то именно данный адрес будет отображен как наиболее вероятное.
Одновременно с этим, местом фактического жительства может считаться любая жилая недвижимость, в котором лицо является постояльцем и зарегистрирован.
Часто граждане не живут по адресу прописки, чем нарушают действие По этой причине в силу вступает , которая предусматривает административную ответственность.
Необходимость документа
Рассматриваемый документ считается востребованным в тех случаях, когда инициирован процесс относительно принудительного выселения жильца, не проживающего по месту регистрации либо же прописки.
Такой вопрос нередко поднимается и при выявлении незаконной аренды жилой недвижимости и, соответственно, необходимости выселить жильца в иную жилую недвижимость, адрес которого, отображается в его паспорте, непосредственно в разделе о прописке.
При продолжительном проживании по месту регистрации, основанием для формирования акта, к примеру , может являться жалоба проживающих недвижимости либо же соседей с отображением определенного факта.
Помимо этого, подобного рода документ может быть востребованным в процессе длительного отсутствия человека, с целью предоставления сведений в правоохранительные и иные следственные органы.
Допускается возможность обращения в уполномоченный орган с целью формирования акта и по факту жительства в ином регионе/месте для возможного перерасчета коммунальных платежей.
Видео: детально
Кто составляет
Акт о непроживании в жилой недвижимости может быть сформирован:
- уполномоченными лицами жилищных организаций;
- участковые;
- уполномоченные лица регистрационных подразделений правоохранительных органов;
- судебные приставы.
Стоит обращать внимание на то, что представители ЖЭУ также могут заполнять подобного рода акт. Помимо этого, законодательством РФ допускается возможность составления акта частными лицами – соседями, владельцами жилого имущества и даже арендодателями.
Основания для получения
Документ относительно отсутствия гражданина по месту его непосредственной прописки является основанием для выселения.
К примеру , к уважительным причинам можно отнести задолженность по коммунальным услугам на протяжении минимум 6 месяцев .
Стоит дополнительно обращать внимание на то, что если лицо не изъявил желания о его снятии с регистрационного учета, то он имеет право наоборот, сформировать акт о проживании и подготовить всю необходимую доказательную базу.
Форма
Акт о непроживании не имеет установленной формы, какая была бы предусмотрена законодательством РФ.
Однако необходимо помнить о том, что в зависимости от того, куда будет подан документ, следует обращать внимание на некоторые нюансы.
Для суда
Если же целью составления акта является его подача в судебный орган, то при судебном заседании необходимо обязательное участие всех заинтересованных сторон.
Участие владельца жилой недвижимости либо же его нотариально заверенного представителя является обязательным.
Дополнительно предусматривается возможность принятия участие и тех лиц, которые временно живут в одной жилой недвижимости. При необходимости может понадобиться письменное разъяснение всех участников проверки, а также помимо их мнения и другая немаловажная информация, которая может оказать помощь в решении конкретного вопроса.
Для субсидии
В составлении акта с целью оформления субсидии нет ничего сложного.
Это позволит избежать различного недопонимания с уполномоченными органами в дальнейшем. Форма акта является произвольной.
Образец заполнения акта о непроживании по месту прописки
Данная разновидность документа должна быть сформирована исключительно в письменной форме. Каких-либо особых требований не предусмотрено.
Единственное условие заключается в том, чтобы в акте была отображена вся необходимая информация, которая установлена нормами.
Что содержит
В рассматриваемом документе должны быть указаны такие основные сведения, как:
- полное наименование документа;
- состав комиссии;
Стоит отметить, что нужно указать не только инициалы члена комиссии, но и его полный адрес проживания.
- далее следует указать сведения относительно того, что все указанные в документе граждане произвели визуальный осмотр недвижимости нарушителя в четком соответствии с действующим законодательством РФ;
- после этого указывается информация относительно того, что по завершению визуального осмотра был установлен либо не установлен факт проживания/непроживания конкретного лица на протяжении длительного периода.
Это можно подтвердить отсутствием личных вещей и по другим признакам, которые указывают непосредственно на жительство по факту.
Кроме того, в документе отображается дата составления и точный адрес. После этого в обязательном порядке следует указать подписи всех принимающих участие в процедуре лиц.
Форма
Как уже отмечалось выше, форма акта является произвольной, поскольку она не утверждена законодательством РФ. Одновременно с этим необходимо помнить, что наличие в нем ошибок является основание для факта признания его недействительным.
Структура
Структура документа стандартная и выглядит таким образом:
- шапка документа;
- основная часть:
- заключительная часть.
Правила составления указаны выше.
Чем грозит проживание не по месту прописки
Акт о фактическом проживании в квартире составляется в случае начала процесса принудительного выселения лиц, не имеющих регистрации по месту проживания. Также он требуется при конфликте с управляющей компанией или коммунальной службой.
Особенности оформления
Акт становится основным подтверждающим документом, что квартира сдается в аренду с серьезными нарушениями. Арендаторы могут мешать соседям или ведут неприемлемый образ жизни. При наличии этого документа проще подать жалобу на выселение.
Важно жаловаться на конкретных людей, проживающих не по месту регистрации. В противном случае акт не будет рассматриваться. Обязательное требование - присутствие специальной комиссии, которая может формироваться из следующих лиц:
- Участкового;
- Специалистов из управляющей компании;
- Соседей;
- Других заинтересованных лиц.
Законодательство не устанавливает точной формы заявления, но его можно составить в произвольной форме. Документ приобретает юридическую силу, как только в нем появятся подписи всех указанных лиц.
Как заполнить?
Обычно в качестве инициатора составления документа выступает управляющая компания. А соседи привлекаются как свидетели. В присутствии участкового и минимум 3 соседей проводится обследование на предмет вещей лиц, которые здесь фактически проживают. Владельца квартиры должны поставить об этом в известность, чтобы он мог лично присутствовать.
Хотя акт не имеет установленной формы, в нем должна содержаться следующая информация:
- Дата заполнения, город или другой населенный пункт;
- Полные имена соседей и адрес их проживания;
- Ф. И. О. сотрудников управляющей компании и занимаемая должность;
- Полный адрес квартиры;
- Ф. И. О. владельца квартиры и дата его извещения;
- Имена всех лиц, которые выявлены как проживающие в помещении;
- Перечень всех, кто зарегистрирован в жилом помещении;
- Причина составления документа;
- Подписи всех перечисленных лиц.
В документе должен расписаться владелец квартиры и лица, в ней проживающие. Если они отказываются поставить подпись, соответствующая информация указывается в акте.
Образец заполнения акта о фактическом проживании:
Таким образом, составленный акт используется в составе документов на выселение вместе с жалобой в суд . Должны быть фактические доказательства нарушения прав соседей и отсутствие регистрации по месту проживания. Правильно составленный документ является основанием для рассмотрения дела, дополнительно учитываются показания свидетелей и должностных лиц.
Пользование коммунальными ресурсами нелегально проживающими гражданами в жилом помещении, не оборудованном приборами индивидуального учета, при наличии приборов общедомового учета приводит к увеличению общедомовых расходов, а значит, и к увеличению сумм в квитанциях за коммунальные услуги всех иных собственников помещений многоквартирного дома (формулы 11, 13 разд. III Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Для исправления такой ситуации граждане могут инициировать процесс установления точного количества проживающих в помещении граждан путем составления акта и передачи его в органы внутренних дел.
Обращение по поводу составления акта
Гражданин вправе обратиться с заявлением к исполнителю коммунальных услуг, обслуживающему соответствующее жилое помещение, об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Таким исполнителем могут быть управляющие компании, ТСЖ, кооперативы (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, если располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания (п.
Образец акта о фактическом проживании в квартире
56(1) Правил).
Такими сведениями могут быть свидетельские показания соседей, иных собственников, данные видеонаблюдения и т.п.
Справка.Временно проживающий
Временно проживающими считаются граждане, проживающие в жилом помещении более пяти дней подряд (п. 56 Правил).
Порядок оформления и передачи акта
Акт подписывается исполнителем и потребителем (потребителями), а также председателем совета многоквартирного дома или председателем товарищества собственников жилья или кооператива.
Акт может быть составлен как в присутствии собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), так и в его отсутствие.
В акте обязательно должны быть указаны следующие данные:
- дата и время его составления;
- фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя);
- адрес, место жительства собственника жилого помещения;
- сведения о количестве временно проживающих потребителей;
- дата начала проживания временно проживающих потребителей - при наличии возможности определения такой даты и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем).
В случае отсутствия собственника в жилом помещении во время составления акта в акте делается соответствующая отметка.
Также в акте делается отметка об отказе собственника потребителя подписывать акт.
Акт составляется не менее чем в трех экземплярах.
Один экземпляр акта исполнитель коммунальных услуг обязан передать собственнику жилого помещения (при отказе в получении акта об этом делается отметка), другой экземпляр акта в течение трех дней с момента составления направляется исполнителем в органы внутренних дел (п. 56(1) Правил).
Таким образом, нарушения жилищных прав граждан несознательными собственниками помещений, допускающими проживание в своем помещении лиц без надлежаще оформленной постоянной или временной регистрации, можно пресечь с помощью организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и уполномоченных органов.
Акт о фактическом проживании
Акт о фактическом проживании
г.Самара "___"______________ 201_ г. Комиссия, уполномоченная на основании протокола общего собрания №___ от ________________(Приказа по управляющей организации или соглашения между советом МКД и УК) В составе: 1.______________________________ Основанием для проведения проверки является: (решение общего собрания собственников помещений в МКД, по заявлениям жителей по большому перерасходу воды по общедомовому прибору учета и т.д.) (данные извещения) В результате обследования установлено, что в квартире № _______ дома № ______ по улице __________________________ зарегистрированы по месту жительства: 1. _______________________________________________________________* 2. _______________________________________________________________* 3._______________________________________________________________ * Примечание*. Указываются граждане, зарегистрированные по данному адресу, дата регистрации, с какого периода граждане проживают, в случае временного проживания без регистрации, то указываются их Ф.И.О. временно проживающих и место регистрации по паспорту, а также с какого времени проживают по данному адресу. При отказе от дачи сведений по временным проживающим, комиссией указывается численное количество проживающих и делается отметка об отказе от дачи сведений за подписью двух свидетелей. Обстоятельство проживания (не проживания) подтверждается фото и видео материалами, показаниями свидетелей, справками об оплате за услуги по другому месту жительства, данными показаний приборов учета эл. энергии и иными документами, которые по мнению комиссии подтверждают факт проживания. Заключение комиссии: В соответствии с разделом VI пункта 56 Постановления Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» (…если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей
. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд…). __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Признать, что по адресу: г. Самара ул.____________________________, д. |
Как составить акт о количестве граждан, временно проживающих в жилом помещении?
Кв. ________ временно проживают __________________ человек:
(указать количество человек)
- Ф.И.О._______________________________________________________
Управляющей компании (ТСЖ, ЖСК)___________________________
(наименование УК, ТСЖ, №ЖСК)
Направить данный акт собственнику (нанимателю) помещения в 7 -дневный срок с момента составления. Данный акт является основанием для изменения порядка расчета за коммунальные услуги.
Подписи членов комиссии с указанием Ф.И.О.:
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
Подписи соседей с указанием Ф.И.О. и номера квартиры: 1._____________________ ______________________
2._____________________ _______________________
3. _____________________ _________________________
Подписи собственника (нанимателя): _____________________________
Подписи временно проживающих: ________________________________
________________________________
________________________________
Все бланки и формы на filling-form.ru
Как составить акт о непроживании по месту прописки или о фактическом проживании по адресу, образец
Быстрая навигация: Каталог статейИные вопросы Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)
Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)
Дата размещения статьи: 09.09.2014
Нельзя начислять плату за коммунальные услуги в помещении, где никто не зарегистрирован и отсутствует ИПУ, по количеству собственников (это актуально для всех услуг, кроме отопления). Но если в помещении фактически проживают граждане, то сделать это все-таки можно. Каковы основания?
Фактическое проживание в помещении не зарегистрированных в нем лиц
В п. 56 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — Новые правила) сказано, что плата за коммунальные услуги в помещении, не оборудованном ИПУ, должна определяться исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы потребитель считается временно проживающим в нем, если он фактически проживает в жилом помещении более пяти дней подряд. Согласно п. 57 новых Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную временно проживающим в помещении потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями в помещении дней и уплачивается постоянно проживающими в нем потребителями.
Согласно пп. "з" п. 34 новых Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
С 1 июня 2013 г. в пп. "е(1)" п. 32 новых Правил за исполнителем закреплено право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении, если оно не оборудовано ИПУ, и оформлять акт об установлении количества таких граждан. Порядок составления указанного акта регламентирован п. 56(1) того же документа. Так, исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, вправе составить акт об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и как минимум двумя потребителями и председателем совета МКД (если в доме не созданы ТСЖ или ЖК), председателем ТСЖ, ЖК (если управление МКД осуществляется ТСЖ, ЖК либо если органом управления ТСЖ, ЖК заключен договор управления с УК). В акте указываются дата и время его составления, Ф.И.О. собственника помещения (постоянно проживающего в нем потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих в помещении потребителей. Если собственник (постоянно проживающий в помещении потребитель) отказывается подписывать акт или отсутствует во время его составления, в акте делается соответствующая отметка. Исполнитель коммунальных услуг обязан передать один экземпляр акта собственнику помещения (постоянно проживающему в нем потребителю). В течение трех дней со дня составления акт направляется исполнителем в ОВД и (или) органы ФМС.
В соответствии с редакцией п. 58 новых Правил, действующей с 1 июня 2013 г., количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется не только на основании заявления собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями, но и на основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Впрочем, и до этой даты исполнители в произвольном порядке составляли аналогичные акты с целью доначислить плату за коммунальные услуги исходя из числа фактических потребителей. Законно ли это?
Обратите внимание! С 03.01.2014 действует новая редакция КоАП РФ, согласно которой ст. 19.15 предусматривает иной состав правонарушения.
Практика по спорам, возникшим до 01.06.2013
В судебной практике этого периода встречаются решения, как подтверждающие, так и отрицающие возможность использования в расчете платы актов о фактически проживающих в помещениях гражданах и сведений, полученных от инициативных групп граждан, председателей ТСЖ.
Так, Решением мирового судьи участка N 1 Красноперекопского района г. Ярославля от 02.11.2010 признано правомерным начисление платы за коммунальные услуги на основании акта о фактическом проживании в помещении не зарегистрированных в нем лиц. В Апелляционном решении Ленинского районного суда г. Омска от 18.02.2011 по делу N 11-22/11 сделан вывод, что члены семьи собственника квартиры, проживающие, но не зарегистрированные в ней, должны оплачивать коммунальные ресурсы. Факт оплаты ими коммунальных услуг по месту регистрации не освобождает их от обязанности по оплате данных услуг по месту фактического жительства. Они вправе обратиться в УК по месту регистрации с заявлением о перерасчете платежей за коммунальные услуги (в связи с их временным отсутствием).
В Постановлении от 15.11.2012 по делу N А50-13866/2012 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил Постановление Роспотребнадзора о привлечении УК к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (штраф — 100 000 руб.). Согласно материалам дела по результатам проверки МКД представитель УК совместно с жильцами дома составил акт о фактическом проживании трех граждан в одной из квартир, не оснащенной ИПУ (в ней никто не зарегистрирован). Суд признал, что плата на фактически проживающих в помещении граждан начислена правомерно (был произведен перерасчет за восемь месяцев), поскольку формула расчета платы (пп. 3 п. 1 Приложения 2 к прежним Правилам предоставления коммунальных услуг) учитывает не только зарегистрированных, но и проживающих в помещении лиц. В Апелляционных определениях Верховного Суда Республики Татарстан от 04.06.2012 N 33-5066, Ярославского областного суда от 09.08.2012 N 33-4137/2012 суды признали законным доначисление платы на основании актов проверки.
Однако в большинстве случаев суды все же не соглашались с начислением коммунальных платежей на базе актов о выявлении фактически проживающих в помещениях лиц.
Например, Арбитражный суд Новосибирской области в Решении от 12.03.2014 по делу N А45-21032/2013 посчитал правомерным привлечение УК к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за начисление платы за коммунальные ресурсы на основании актов, представляемых советом МКД, о фактическом проживании в помещениях граждан. Суд счел, что оснований для использования данных актов не было ни до введения п. 56(1) в новые Правила, ни после. Аналогичный состав правонарушения усмотрел Арбитражный суд Кировской области в действиях УК, начислившей плату на основании служебной записки председателя ТСЖ о фактически проживающих в квартире лицах (Решение от 17.08.2012 N А28-6359/2012210/36 <1>). С тем, что информацию о фактически проживающих в помещениях гражданах, полученную и задокументированную УК, представителями совета МКД и соседями, нельзя использовать для начисления платы за коммунальные услуги, согласны и суды общей юрисдикции (см. Решения Волгодонского районного суда Ростовской области от 19.07.2011, Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11).
———————————
<1> Вместе с тем правонарушение было признано малозначительным, поскольку УК устранила нарушение, а потребитель еще не уплатил незаконно доначисленные суммы.
При аналогичных обстоятельствах Роспотребнадзор может привлечь УК к ответственности также за обсчет потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Это законно, считают арбитры (см. Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А71-11810/2013, от 17.02.2014 по делу N А71-6839/2013, Решения арбитражных судов Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-4205/2014, Удмуртской Республики от 16.06.2014 по делу N А71-4123/2014, Иркутской области от 20.01.2014 N А19-16849/2013).
Точно так же УК не удается оспорить предписания органов государственного жилищного надзора об устранении нарушения расчета платы за коммунальные услуги на основании актов о фактически проживающих в помещениях потребителях (Решения арбитражных судов Свердловской области от 24.09.2013 по делу N А60-23274/2013, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.09.2013 по делу N А75-4017/2013, Красноярского края от 29.04.2014 по делу N А33-23515/2013).
Практика по спорам, возникающим после 01.06.2013
Введение в новые Правила нормы об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1)), а также дополнения к п. 58 в части определения количества временно проживающих в помещении потребителей на основании протокола об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ поставило точку в вопросе о том, вправе ли исполнители самостоятельно выявлять проживающих в помещении без регистрации лиц и начислять им плату. Можно ответить однозначно: нет. Законодатель исходит из добросовестности граждан, обязывая их сообщать о временных потребителях коммунальных услуг. Единственное, что может сделать исполнитель, — это провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе, только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления. Собственно, мотивы законодателя ясны: неурегулированный процесс сбора информации о количестве проживающих граждан и ее использование в целях начисления платы за коммунальный ресурс неизбежно приведет к нарушению прав добросовестных граждан <2>.
———————————
<2> Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11.
Изменить установленный новыми Правилами порядок нельзя, даже если жители сами этого захотят. Так, в Решении от 16.05.2014 по делу N А72-15151/2013 Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрел спор между УК и расчетным центром (РЦ). Общее собрание собственников помещений в МКД наделило УК полномочиями по проверке поступающей информации о фактически проживающих в помещениях гражданах. О результатах проверок УК сообщила в РЦ для начисления платы исходя из количества фактически проживающих граждан. Поскольку РЦ не исполнил поручение УК, последней пришлось требовать этого в суде. Но суд встал на сторону РЦ, исходя из того, что ни нормативные акты, ни условия заключенного с УК договора не обязывают РЦ производить перерасчет платы в отношении временных жильцов на основании поручения УК.
Подчеркнем, в новых Правилах говорится о праве, а не об обязанности исполнителя выявлять фактически проживающих в помещениях граждан. В Решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.02.2014 по делу N А75-9825/2013 рассмотрена следующая ситуация. По требованию прокуратуры в связи с коллективным обращением жителей по факту проживания в МКД незарегистрированных лиц органом государственного жилищного надзора совместно с участковым была проведена проверка квартир МКД на предмет установления количества временно проживающих, но не зарегистрированных в них граждан. По результатам проверки факты проживания в нескольких квартирах незарегистрированных лиц подтвердились, и чиновники вынесли УК предписание (со ссылкой на п. п.
Акт о фактическом проживании граждан
47, 56(1) новых Правил) установить период проживания граждан в каждом жилом помещении МКД с последующим перерасчетом платы за коммунальные услуги. Суд отменил предписание, отметив, что в п. 56(1) новых Правил речь идет о праве, а не об обязанности исполнителя составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Проанализировав пп. "з" п. 34, пп. "б" п. 57, п. 58 новых Правил, суд заключил, что установление количества фактически проживающих в жилых помещениях потребителей напрямую зависит от действий третьих лиц.
Если в квартире нет зарегистрированных граждан, начисление платы за коммунальные услуги возможно в двух случаях: если собственник представил заявление о временно проживающих в ней потребителях и если факт проживания установлен органами ФМС и подтвержден протоколом об административном правонарушении. Акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не могут быть законным основанием для начисления платы. До 01.06.2013 в спорах о правомерности начисления платы суды рассматривали подобные акты, составленные произвольно, в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание в помещении потребителей.