Основные функции центрального банка рф. Что такое центробанк рф, определение, значение, функции
ЦБ - главное звено кредитной системы;
Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.
В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.
В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину (за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.
Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:
ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.
Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.
Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.
Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.
ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.
Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.
ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.
Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:
операции на открытом рынке;
изменение официальной учетной ставки ЦБ;
проведение операций с депозитами;
установление нормы обязательных резервов и др.
Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).
В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.
Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.
Основные функции ЦБ России:
В соответствии с законом "О ЦБ", Банк России выполняет следующие функции:
аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;
размещение денежных средств;
организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;
денежно-кредитное регулирование;
организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;
расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;
внешнеэкономические функции;
регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;
надзор за деятельностью банков.
1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.
2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.
ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона "О ден. системе РФ".
Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:
учетная процентная ставка;
операции на открытом рынке с ценными бумагами;
установление экономических нормативов для банков.
ЦБ организует и осуществляет расчеты между:
к/банками;
предприятиями, организациями, учреждениями через банки;
предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.
государством и населением;
между государствами.
Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.
В законе "О ЦБР" записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.
Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:
регулирование курса рубля;
управление официальными золото-валютными резервами;
осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;
выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;
выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;
ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.
В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.
Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном "О банках и банковской деятельности". Центральный банк:
Выдает или отзывает лицензии на совершение операций;
Регистрирует уставы банков;
Ведет книгу регистрации банков на территории РФ;
Устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);
ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
функция финансового агента, банкира Правительства
финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
кредитно-денежное регулирование и банковский надзор
Остановимся подробно на каждой из функций.
1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.
2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.
Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков - предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
4) Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ РФ.
Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:
- - изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
- - регулирование официальной учетной ставки;
- - проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм обязательных резервов . В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Учётная ставка . Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк - заёмщик) и по вертикали (ЦБ - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции с ценными бумагами и иностранной валютой . Операции на открытом рынке - купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до 3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
выдавать гарантии и поручительства;
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
Проведение валютной политики
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Регулирование деятельности кредитных институтов
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:
- - устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- - регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
предельный размер не денежной части уставного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
нормативы ликвидности кредитной организации;
нормативы достаточности капитала;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
размеры валютного, процентного и иных рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
потребовать от кредитной организации:
- а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
- б) замены руководителей кредитной организации;
- в) реорганизации кредитной организации;
изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.
Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности
Кафедра бухучета и финансов
Контрольная работа
по финансам, денежному обращению и кредиту
студентки 4 курса факультета
"Экономика и предпринимательство",
специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,
Панкратьевой Екатерины Олеговны
Тема:
Функции Центрального банка РФ
1. Понятие кредитной системы.
2. Роль и задачи ЦБ РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.
Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
Разработка и проведение кредитно-денежной политики;
Регулирование денежного обращения;
Регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
Осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
Организация валютного регулирования;
Хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
Установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
Установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
Установление резервных требований;
Рефинансирование кредитных организаций;
Проведение дисконтной политики;
Проведение операций на открытом рынке;
Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Роль Центрального банка РФ
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.
Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.
Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.
Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.
В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.
Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.
В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.
Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.
Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.
В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» отмечается: «Независимый статус ЦБР в системе государственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демонстрирует независимость по отношению к нижнему уровню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...
Естественная разобщенность и зачастую противоречивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заинтересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная политика ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...
Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.
Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.
1. Проведение единой государственной денежно-кредитной политики - одна из важнейших функций ЦБ. ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем именно ЦБ проводит ДКП с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В соответствии с законом Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу «Основные направления единой гос. ДКП на предстоящий год».
2. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения - одна из старейших функций центрального банка. ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денежных знаков. В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;
определение порядка ведения кассовых операций.
3. Организация системы рефинансирования. ЦБ является для кредитных организаций кредитором последней ин-
станции. В настоящее время ЦБ осуществляет кредитование в следующих формах: ломбардный кредит; внутридневный; кредит «овернайт»; кредиты на поддержание ликвидности.
4. Организация системы платежей и расчетов. ЦБ в соответствии с законодательством устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории РФ.
5. Функция банковского регулирования и надзора.
Лицензирование и регистрация кредитных организаций;
установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;
инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций;
исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;
анализ и прогнозирование развития банковской системы;
анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.
Значение этой функции будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.
7. Экономические принципы деятельности цб рф
1. Независимость ЦБ. Интерес к проблеме независимости ЦБ объясняется необходимостью найти для него такое место в структуре гос. власти и предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили ему наиболее эффективно выполнять свои
Существуют критерии, определяющие независимость ЦБ:
участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;
процедура назначения (выбора) руководства банка;
пребывание в должности руководства;
степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;
право государства на вмешательство в деятельность ЦБ по реализации его функций;
правила, регулирующие возможность финансирования гос. расходов ЦБ страны и т.п.
Ключевым элементом правового статуса ЦБ РФ является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что ЦБ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом гос. власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос. власти, т.к. их реализация предполагает применение мер гос. принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», ЦБ осуществляет независимо от органов гос. власти местного самоуправления.
2. Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами ЦБ.
Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В России ЦБ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом.
3. Принцип самоокупаемости в деятельности ЦБ. Свои расходы ЦБ осуществляет за счет собственных доходов.
4. Принцип самостоятельности в деятельности. Самостоятельность ЦБ как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрении прибыль (на 01.01.2005 -80% прибыли ЦБ РФ подлежит передаче в федеральный бюджет, 20% прибыли остается в распоряжении) назначать заработную плату сотрудникам, распоряжаться своим имуществом. ЦБ свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей деятельности и соответствующих задач ЦБ имеет право издавать нормативные акты по вопросам, связанным с проведением банковских операций и не урегулированным непосредственно в ФЗ; участвовать в разработке эк. политики Правительства РФ.
5. Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что ЦБ несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.
6. Заинтересованность в результатах работы. Как всякое юр. лицо, ЦБ составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль. Прибыль ЦБ определяется как разность между суммой доходов от предусмотренных ФЗ банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах КО и расходами, связанными с осуществлением ЦБ своих функций, установленных ФЗ. Часть прибыли остается в распоряжении банка.
7. Контроль над осуществлением ДКП в процессе выполнения своих функций: постоянный контроль над выполнением основных параметров Денежной программы.
8. Согласованность в проведении экономической политики. ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Центральные банки учреждены в большинстве современных капиталистических экономик. Их функции исключительно значимы с точки зрения поддержания устойчивости хозяйственной системы государства, оборота национальной валюты, решения важнейших социальных задач. Какова их специфика? Каковы особенности работы Банка России?
История появления центральных банков
Прежде чем исследовать сущность ЦБ как отдельного политического и финансового института, а также изучать основные функции и задачи ЦБ РФ, ознакомимся с основными историческими сведениями о том, как появились Центральные банки. Прежде всего отметим, что наименование соответствующих структур в разных государствах может различаться. Например, в России официальное наименование соответствующего кредитного учреждения - Банк России. В США аналогичную функцию выполняет Федеральная резервная система. В Беларуси работает Национальный банк. Но ключевые функции, которые выполняют соответствующие финансовые структуры, в принципе, одни и те же. Неофициально большинство подобных организаций именуются Центральными банками, или ЦБ, и рассматриваются как игроки финансового рынка, решающие одни и те же задачи.
Касательно ключевых исторических фактов можно отметить, что первые ЦБ появились в конце 17 века. Банк Швеции, или "Риксбанк", многие исследователи считают первым «центральным». Он был основан в 1668 году. К первым ЦБ можно также отнести Банк Англии, который был наделен правом эмиссии банкнот, а также учета векселей. Данное учреждение было основано в 1694 году. Впоследствии ЦБ как финансовый институт стал распространяться и в других государствах. Постепенно функции ЦБ, открывавшихся в разных странах мира, стали дополняться казначейскими активностями, выполнением посреднической роли между правительством и коммерческими банками, решением задач, связанных с реализацией национальной кредитно-финансовой политики.
Факторы определения роли ЦБ в экономике государства
Несмотря на схожесть решаемых задач, ЦБ в разных странах различаются по степени независимости от государства - прежде всего политической. Например, Федеральная резервная система США рассматривается как пример одного из самых суверенных финансовых институтов. В свою очередь, Немецкий федеральный банк - в числе тех кредитных учреждений, что в значительной степени аффилированы с государством. Однако, вне зависимости от того, каков фактический суверенитет Центробанка, ключевые функции ЦБ в большинстве государств в целом схожие. В числе таковых:
- эмиссия национальной валюты;
- обеспечение функционирования коммерческих кредитно-финансовых организаций;
- участие в реализации правительственных экономических программ;
- макроэкономическое регулирование;
- контроль над соблюдением законности работы финансовых организаций, работающих внутри страны;
- аналитическая работа в части выявления ключевых показателей эффективности экономики государства.
Безусловно, данные направления активностей ЦБ могут дополняться иными функциями, определяемыми исходя из специфики развития хозяйственной системы конкретной страны.
Особенности деятельности Банка России
Изучим теперь ключевые особенности работы и функции ЦБ РФ. Банк России функционирует на основе положений ФЗ № 86, принятого 10 июля 2002 года. Так, в соответствии с данным законом, имущество ЦБ РФ принадлежит государству на правах федеральной собственности. Вместе с тем Банк России имеет определенные полномочия, связанные с распоряжением своими активами, включая золотовалютные резервы.
Работа ЦБ РФ предполагает активное взаимодействие с государственными органами власти. Так, ЦБ РФ обязан ежегодно представлять в Госдуму ключевые тезисы, касающиеся государственной кредитно-финансовой политики. До этого соответствующий проект должен передаваться президенту РФ и правительству. Банк России, как и большинство ЦБ в других странах, наделен правом эмиссии национальной валюты, регулирования обращения финансов в стране, установления валютного курса, управления золотовалютными резервами.
Монетарная политика ЦБ
Многие ключевые задачи и функции ЦБ коррелируют с монетарной политикой государства. Эта закономерность характерна как для Центробанков развитых государств в целом, так и для ЦБ РФ. Ключевые направления монетарной политики, которые выделяют современные исследователи, таковы:
- поддержание стабильности цен,
- денежная эмиссия,
- обеспечение конкурентного курса национальной валюты,
- решение социальных задач - таких как снижение уровня безработицы.
Центральные банки, выстраивая стратегии реализации монетарной политики, определяют целевые показатели по каждому из отмеченных направлений работы. Например, это может быть желаемый курс национальной валюты, уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. После чего они осуществляют регулирование банковской системы с целью обеспечения соответствия ключевых ее показателей желаемым значениям.
В развитых государствах основные функции и операции ЦБ в части монетарной политики сконцентрированы на достижении приемлемых показателей инфляции и занятости граждан. Приоритет данных задач во многом связан с запросами общества: население страны прежде всего будет приветствовать возможность покупать товары при минимальном росте цен, а также устраиваться на работу по желаемой профессии. Основная сложность, сопровождающая функционирование ЦБ в этой части - в условиях капиталистической экономики низкий уровень безработицы, во многом являющийся результатом динамичного развития хозяйства, может сопровождаться высокими темпами инфляции.
Ключевые функции Банка России
В чем заключаются собственно основные функции ЦБ РФ? Они формируют довольно обширный перечень:
- взаимодействие с правительством РФ на предмет выработки единой денежно-финансовой политики государства;
- монопольная эмиссия рубля, организация денежного обращения национальной российской валюты;
- кредитование и рефинансирование частных банков;
- установление правил расчетов в РФ, проведения банковских операций;
- обслуживание бюджетов;
- управление ЗВР государства;
- работа по государственной регистрации и лицензированию частных банков;
- контроль над деятельностью коммерческих кредитно-финансовых структур в части обеспечения законности их функционирования;
- мониторинг работы частных банков;
- регистрация эмиссионных процедур, осуществляемых кредитными учреждениями;
- валютное регулирование и соответствующий контроль;
- формирование правил расчета российских финансовых резидентов с зарубежными структурами;
- установление норм, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ;
- формирование правил, касающихся купли-продажи иностранной валюты;
- контроль над инфляционными процессами.
Также ЦБ занимается аналитической работой в части выявления ключевых показателей эффективности экономики РФ.
Отмеченные функции ЦБ России коррелируют с ключевыми целями деятельности российского Центробанка.
В числе таковых:
- обеспечение устойчивости национальной валюты,
- развитие и укрепление кредитно-финансовой системы РФ,
- обеспечение эффективной работы платежной системы государства.
Отмеченные цели, поставленные перед российским Центробанком, предполагают их последовательное достижение при участии различных структурных подразделений главного банковского учреждения России. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Структура ЦБ
Итак, отмеченные нами выше цели и функции ЦБ предполагают корреляцию с работой структурных подразделений российского Центробанка. Все они выстроены в централизованную систему. В ЦБ РФ, таким образом, реализован принцип вертикального управления.
В структуре Центробанка присутствуют:
- центральный аппарат;
- региональные учреждения;
- вычислительные центры;
- хранилища;
- дополнительные учреждения, выполняющие вспомогательную функцию относительно работы ключевых структур.
Специфика работы региональных структур ЦБ
В вертикальную систему управления ЦБ РФ входят, как мы отметили выше, региональные структуры главного банка государства. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.
Высший менеджмент ЦБ
Ответственность за то, насколько эффективно должны выполняться основные функции ЦБ, несет непосредственно высший менеджмент Центробанка. Рассмотрим специфику функционирования соответствующего института подробнее.
Ключевой орган управления Банка России - Совет директоров. Он представляет собой коллегиальную структуру, ответственную за ключевые функции ЦБ, основные направления активностей банка, а также осуществляющую управление учреждением. В Совет директоров Центробанка входят председатель ЦБ, а также работающие на постоянной основе 12 членов Совета ЦБ. Рассматриваемая структура высшего менеджмента Банка России формирует внутреннюю структуру центрального аппарата организации, утверждает уставы различных структурных подразделений Центробанка. В ведении Совета директоров - регулирование активностей коммерческих кредитно-финансовых организаций России.
Инструменты ЦБ
Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:
- утверждение ключевой ставки по основным операциям;
- формирование резервных требований;
- осуществление транзакций на открытом рынке;
- кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
- валютное регулирование;
- эмиссия собственных активов.
В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов - приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.
Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:
- макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
- обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
- эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.
Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.
Взаимодействие ЦБ и органов власти
Зафиксированные в законодательстве роль и функции ЦБ на практике означают, что главному банковскому учреждению государства придется взаимодействовать также и с другими госструктурами, и в этом смысле данные коммуникации могут сопровождаться появлениям ряда противоречий. В чем они могут заключаться?
Прежде всего в том, что интересы небанковских госструктур - например Министерства финансов, могут предполагать приоритетное снижение безработицы. В свою очередь, ЦБ может принять решение о том, чтобы ставить акцент на снижение как раз-таки инфляции. Позиция обоих ведомств в этом случае вполне объяснима. Минфин как правительственная структура будет заинтересован прежде всего в решении социальных задач, в данном случае - обеспечении занятости граждан. В свою очередь, в функции ЦБ РФ входит обеспечение макроэкономической стабильности, одним из критериев которой считается низкая инфляция.
Касательно решения отмеченной проблемы - когда приоритеты ЦБ и других органов власти могут расходиться, в среде исследователей наблюдаются две довольно полярные точки зрения. В соответствии с первой, цели и функции ЦБ РФ должны быть приоритетнее активностей правительственных структур, так как грамотное макроэкономическое регулирование - потенциально более мощный с точки зрения эффективного управления национальным хозяйством инструмент, чем решение задач, предопределяемых запросами общества, которые могут не всегда коррелировать с возможностями государства. Каждый гражданин, полагают исследователи, желает получать большую зарплату на хорошей должности, но это желание должно быть реальным с точки зрения объективных законов экономики. В знании которых, как предполагается, больше компетентности имеют финансисты ЦБ, чем сотрудники правительства.
В соответствии с другой точкой зрения, задачи и функции ЦБ РФ должны непосредственным образом предопределяться запросами общества. Вполне возможно, полагают аналитики, что граждане окажутся вполне готовы к высокой инфляции - но главное, чтобы была работа. В пример сторонники данной точки зрения ставят некоторые европейские государства, в которых рост цен невысок либо и вовсе выражается в отрицательных значениях, но безработица зашкаливает за десятки процентов. В этом смысле ЦБ тех стран на отлично решают задачу, связанную с таргетированием инфляции, но запросы общества при этом оказываются совершенно не удовлетворенными - люди не могут устроиться на работу, а их доходов бывает недостаточно даже для приобретения товаров по стабильным ценам.
Подобная дискуссия часто перетекает в постановку вопроса: "Стоит ли законодательно разрешать ЦБ действовать независимо от правительства и отдавать ЦБ, тем самым, приоритет в макроэкономическом регулировании?" Рассмотрим данный аспект подробнее.
Нужна ли ЦБ независимость?
Итак, должен ли ЦБ быть независимым от правительства? Есть две полярные точки зрения на этот счет.
Первая предполагает - да, ЦБ должен быть как можно более независимым от других политических институтов. Это предопределяется законами капиталистической экономики, по которым чем большую свободу действий имеет тот или иной субъект рынка, тем более эффективно развивается хозяйственная система - в той или иной отрасли либо в масштабах государства в целом.
Основной контраргумент отмеченной позиции - независимость ЦБ хороша ровно до того момента, пока в экономике не начался кризис. После этого действия ЦБ, продиктованные неким анализом и расчетами, в которых всегда может закрасться ошибка, могут предопределить возникновение масштабного социально-политического кризиса. В подобных сценариях Центробанк должен, и это как минимум, учитывать позицию правительственных структур, а лучше всего - приводить свои активности в соответствие с теми приоритетами, что формируются на уровне небанковских политических институтов.
Каков статус ЦБ РФ, насколько он независим от государственных структур? С одной стороны, в законодательстве РФ есть формулировки, по которым основные функции и задачи ЦБ РФ предполагают активности при условии суверенитета ЦБ относительно Правительства. С другой стороны, ЦБ РФ подотчетен органам власти - в частности Государственной Думе. Таким образом, российский Центробанк юридически имеет возможность действовать независимо, на практике - реальное задействование соответствующих полномочий проследить сложно.
В сообществе российских экспертов распространен тезис в подтверждение независимости ЦБ, который заключается в фактическом нежелании Центробанка России пускать золотовалютные резервы государства на инфраструктуру либо решение социальных задач - вместо этого ЗВР продолжают держаться в иностранных активах. В этом смысле активности Банка России могут оцениваться как несоответствующие приоритетам Правительства. Есть и контраргумент данному тезису - на данный момент ЗВР, исходя из макроэкономических реалий, не вполне целесообразно использовать как инвестиционный ресурс. Лучше пусть это будут резервы на случай кризисов в экономике. Как только необходимость в использовании ЗВР как инструмента инвестиций появится, и правительство РФ подтвердит это, ЦБ высвободит соответствующие резервы, полагают исследователи.