Тематическая неделя «Космос» (средняя группа). Конспект нод по развитию речи в старшей группе на день космонавтики Лексическая тема космос в старшей логопедической группе
Домашние задания по лексической теме: «Космос»
Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
Игра «Один – много » (множественное число): спутник – спутники корабль - … космонавт - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - …
Игра «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - … связь – …
Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
(спутник).
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт) .
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на …
(ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
(Земля)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в …
(телескоп).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …
(Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт …
(луна).
Лексическая тема «Космос»
Космическое путешествие НА МАРС
Оборудование: предметные картинки(мельница, самолет, ракета, космонавт); музыкальные молоточки-каждому ребенку
***
- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день Юрий Гагарин соверши первый космический полет. А вы хотите стать космонавтами и побывать в космосе? Мы сегодня отправляемся в космическое путешествие на Марс.
Слушание
(фонограмма праздничного марша в исполнении духовых инструментов)
Мы идем на космодром,Импровизация движений в такт стихотворения
Дружно в ногу мы идем.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Дети образуют замкнутый круг, передвижение по залу продолжается.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
По команде остановка на месте со словами:
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем.
Комплекс упражнений с рифмованными строчкам.
1. «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, 2,3,4 – вот летит ракета ввысь!
1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»;
3-4 – о.с.
2. «Самолет».
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, 2,3,4, - полетел наш самолет.
1-2 – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1- поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.
3. «Мельница».
Наклоняемся вперед, руки в стороны,
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, 2,3,4 – завертелась, закружилась.
И.п. – наклон вперед, руки в сторону, стойка ноги врозь.
1.- правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону.
2. – смена положения рук.
4. «Насос».
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода.
Раз, 2, 3, 4 (3 р.). хорошо мы потрудились.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон влево. Правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – и.п.
5. «Помощники».
Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.
Раз, 2,3,4 – потянулись, наклонились (3 раза).
Хорошо мы потрудились.
1-2 – стойка на носках, руки вверх (потянулись).
3-4 – наклон вперед, покачивание руками вправо и влево (наклонились).
6. «Веселые прыжки».
Раз, 2 – стоит ракета (руки вверх).
Три, 4 – самолет (руки в стороны).
Раз, 2 – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
Раз, 2,3,4 – руки выше плечи шире.
Раз, 2,3,4 (3 раза) и на месте походили.
1 – стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок в ладоши;
2 – стойка руки в стороны.
- Молодцы, ребята! Наш экипаж с учебным заданием справился.
Мы – юные гагаринцы,
Смекалистый народ.
Помогут нам конструкторы
Построить звездолет.Е. Александрова
Ритмическая игра «Молоточки» М. Андреевой
Дети поют попевку, отстукивая музыкальными молоточками.
На заводе слышен стук:
Молоточки – тук, тук, тук.
Каждый что-то мастерит
И по-своему стучит.
Затем музыкальный руководитель играет варианты мелодии с ритмическими изменениями на фортепиано, дети повторяют ритм на молоточках.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс,
Звезды, в гости ждите нас!
Подняться на носки, взявшись за руки, имитировать подъем в ракету по ступенькам. Затем дети садятся на пол (в ракету), а логопед предупреждает:
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Выполняется несколько приседаний (сесть ноги скрестно, сесть ноги врозь и т.п.) по команде «Сели-встали». После выполнения упражнения следует пауза для отдыха и звучит команда:
Кресло займи (сесть на пол)!
Пристегнуть ремни (имитировать закрепление ремней)!
Три, два, один … летим!
Затем дети встают и, повернувшись направо, в колонне по одному передвигается бегом по кругу, руки в стороны. Можно бежать с изменением направления, движения. Переход на ходьбу.
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, на свете
Такой не видел красоты.
Логопедическая гимнастика
Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Дети расходятся по залу и медленно поднимают руки вверх, в стороны, имитируя движения тела в состоянии невесомости.
Чистоговорка [т-т’]
Та-та-та – не страшна нам высота.Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ете-ете-ете- - мы летим в ракете.Соединяют руки над головой в замок и качают ими вперед-назад.
Ты-ты-ты – все видно с высоты.Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать – полетим опять.Хлопают в ладоши.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины!
Дети расходятся по залу:
Путь неровный – рвы, канавы.
Их преодолеть вам надо.
Дети передвигаются через воображаемые рвы и канавы произвольным способом.
Возвращаться нам пора,
Полетели, детвора.
Медленный бег по кругу, руки в стороны, переход на ходьбу со словами:
Мы с полета возвратились,
И на землю приземлились.
В конце занятия подводятся итоги полета на Марс.
Приложенные файлы
Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»
Вид: фронтальное занятие.
Количество детей : 10 человек.
Дата : 11.04.16г.
Этапы НОД:
1.Организационный момент.
2.Проблемная ситуация.
3.Основная часть:
Творческие и интеллектуальные задания;
Физминутка «Мышки-крошки»;
Знакомство с мнемотаблицами;
Рассказ по мнемотаблице.
4. Рефлексия.
Образовательная область : «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.
Развивающие задачи:
1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
1. пробуждать интерес к космосу у детей;
2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.
Коррекционные задачи:
1. Расширение словаря названий планет.
2. Развитие словесно-логического мышления у детей.
3. Активизация внимания памяти.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.
Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».
Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».
Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.
Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).
Предварительная работа:
Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;
Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;
Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;
Рисование по теме «Космос»;
Ход проведения:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?
Ответы детей : На ней письмо, послание.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?
Ответы детей : Давайте!
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»
Проблемная ситуация.
Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?
Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.
Мы выполним задание космонавтов.
-Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.
Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?
Дети: Земля!
Воспитатель - А система, в которой находится Земля?
Дети : Солнечная система!
Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?
Дети : на космической станции.
Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?
Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.
Воспитатель -назовите самую большую звезду?
Дети: солнце.
Воспитатель -Какие планеты вы знаете?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?
Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.
Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?
Дети: Луна.
Воспитатель -Какая планета самая большая?
Дети: Сатурн.
Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).
Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».
Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!
Физминутка «Мышки- крошки»:
Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)
Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)
Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)
Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?
Дети: в космос, в путешествие.
Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?
Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)
Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).
Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так
(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.
Пример рассказа:
Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.
Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно
(ответы детей).
Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!
Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).
Рефлексия
Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?
Дети: в космосе, на МКС.
Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?
Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.
Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?
Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.
Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?
Дети : да!
Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в логопедической
(подготовительной к школе) группе.
по лексической теме «Космос».
Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»
Вид: фронтальное занятие.
Количество детей : 10 человек.
Дата : 11.04.16г.
Этапы НОД:
1.Организационный момент.
2.Проблемная ситуация.
3.Основная часть:
Беседа;
Творческие и интеллектуальные задания;
Физминутка «Мышки-крошки»;
Знакомство с мнемотаблицами;
Рассказ по мнемотаблице.
4. Рефлексия.
Образовательная область : «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
- упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
- закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
- пробуждать интерес к космосу у детей;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.
Коррекционные задачи:
- Расширение словаря названий планет.
- Развитие словесно-логического мышления у детей.
- Активизация внимания памяти.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.
Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».
Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».
Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.
Оборудование:
мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).
Предварительная работа:
Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;
Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;
Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;
Рисование по теме «Космос»;
Ход проведения:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?
Ответы детей : На ней письмо, послание.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?
Ответы детей : Давайте!
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»
Проблемная ситуация.
Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?
Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.
Мы выполним задание космонавтов.
Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.
Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?
Дети: Земля!
Воспитатель - А система, в которой находится Земля?
Дети : Солнечная система!
Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?
Дети : на космической станции.
Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?
Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.
Воспитатель -назовите самую большую звезду?
Дети: солнце.
Воспитатель -Какие планеты вы знаете?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?
Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.
Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?
Дети: Луна.
Воспитатель -Какая планета самая большая?
Дети: Сатурн.
Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).
Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».
Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!
Физминутка «Мышки- крошки»:
Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)
Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)
Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)
Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?
Дети: в космос, в путешествие.
Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?
Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.
Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)
Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).
Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».
(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.
Пример рассказа:
Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.
Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно
(ответы детей).
Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!
Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).
Рефлексия
Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?
Дети: в космосе, на МКС.
Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?
Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.
Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?
Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.
Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?
Дети : да!
Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…
_________________________ Лексическая тема Космос. Художественная литература
Загадки.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … ракете.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … земля
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … телескоп
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. Космос.
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная …. Черная дыра
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе … звездочет.
Медведь на глыбе ледяной,
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … медведицей.
_________________________
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … комета.
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. Гагарин.
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … метеорит.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … Луна.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … спутник.
Стихотворения.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт
***
Космическая сказка(фрагмент)
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
_________________________ Лексическая тема Космос.Художественная литература
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он,
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.
Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев
(Со львами не шути!)
Кит к Андромеде подплывал,
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.
Кого-то Гидра стерегла,
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзь
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползёт.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.
А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти,
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит.
(Рак, видно, не дурак!)
Здесь Ворон крыльями махал,
Из пепла Феникс воскресал,
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисички бегали, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь,
Певца спасал Дельфин.
Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
_________________________ Лексическая тема Космос.Художественная литература
Журавль, Хамелеон.
И Голубь с Ящерицей есть…
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ,
Кем космос заселён.
***
Если месяц буквой «С»,
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву «Р»,
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
***
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Кто не видит - выйди вон!
***
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
***
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
Да это спутник!
Вот те раз!
Он спутник каждого из нас
И в целом - всей Земли.
Руками спутник сотворён,
_________________________ Лексическая тема Космос.Художественная литература
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю.Яковлев
***
Сатурн
Что ярче всего отличает её.
Его окружает большое кольцо.
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Римма Алдонина
***
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Г.Сапгир
_________________________ Лексическая тема Космос.Художественная литература
Совсем скоро, 12 апреля, мы будем отмечать 50-летие освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком.
Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
А как же он улетел в космос?
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Вот примерно по-такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.
Наверно, многие детишки уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.
Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через ее ядовитые облака и теперь у ученых есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?
Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки- это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.
_________________________ Лексическая тема. Космос.Тексты для пересказа
Тексты для пересказа.
Солнце.
Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.
М. Бул
Вопросы:
- Что такое Солнце?
- Что дает Солнце людям?
- Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?
Почему Солнце всходит и заходит?
Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли.иНа самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.
М. Бул
Вопросы:
- Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?
- Что происходит на самом деле?
Космические станции.
В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.
Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.
М.Бул
Вопросы:
- Для чего нужны космические станции?
- Что сегодня делают на космических станциях?
_________________________
Занятия с детьми.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»
Программное содержание
1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.
2. Познакомить с Солнцем как раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .
3. Вызвать интерес к космосу.
Активизация словаря : Солнечная система -галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; астероиды, комета; глобус
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике- 12 Апреля «День космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевич Гагарина; детские рисунки; фотография Земли из космоса
Модель солнечной системы для игры: желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты. Глобус
Раздаточный: картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумаги.
Ход занятия
- Организационный момент.
(Дети сидят полукругом, напротив доски с иллюстрациями)
На предыдущем занятии мы с вами говорили о предстоящем празднике 12 апреля- день космонавтики.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы познакомимся со строением солнечной системы из планет и созвездий.
Посмотрите на доску и расскажите обо всех, кого мы на ней видим.
3. Рассказы детей.
Рассказ первого ребенка « Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».
Молодец… А кто продолжил его дело?
Рассказ второго ребенка «Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933году изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».
Очень хорошо и даже нарисовал первый спутник. А кто первый отправился к звездам? Расскажите о первых космонавтах.
Рассказ третьего ребенка « В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»
Молодец.. о первом космонавте нам расскажет…
Рассказ четвертого ребенка « 12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.»
4.Физ минутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
- Отгадывание загадки.
Как много вы знаете! Отгадайте загадку:
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
- Беседа с детьми
(Ответы детей. Если не ответили, подвести к тому, что это звезды на небе)
Правильно, это звездное небо. Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать- есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас посетить наш планетарий. (поднимаю салфетку с картин «Солнечная система»)
Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?
Звезд на небе днем не видно. А почему днем не видно звезд?
Потому что светит Солнце.
Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на картину. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?
- Игра «Солнечная система»
Проведем опыт представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..
Солнцу помогает вечное движение.
Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное стихотворение нашла… со соей мамой в интернете
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет,
И солнце – звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
7. Составление карты-схемы.
Я предлагаю вам пройти к столам и составить карту планет (дети проходят к столам) Что нам понадобится для составления схемы-карты?
Правильно, картон черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из самоклеющейся бумаги и таблица «Солнечная система»
В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, какой кружок мы с вами выберем?.. Правильно, самый большой, желтого цвета. Аккуратно снимаем пеночку и приклеиваем в центр нашей схемы.
Сколько планет вокруг Солнца?.. Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет:
Самая маленькая во всей солнечной системе- Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу и раскаленная- красная планета.(Дети приклеивают)
Следующая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками- Венера.
Третья- на ней мы живем с вами... Правильно, Земля. Послушайте какое красивое стихотворение выучила….
Девочка читает стихотворениеЯ.Аким «Земля»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Как выдумаете, какой формы и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?
Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (Выставляю фотографию Земли из космоса)
Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?
Правильно- глобус (Показать глобус). (дети приклеивают голубой шар)
Четвертая от Солнца- красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс. (дети приклеивают)
Пятая самая большая планета-Юпитер состоит из жидкости и газа, мы наклеим его галактической бумагой с разводами(дети приклеивают)
Шестая планета-Сатурн, о нем нам расскажет… (девочка читает стихотворение) (дети приклеивают)
Сатурн Римма Алдонина
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда
Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и Людям очень мало известные Уран, Нептун и самый далекий Плутон.
Седьмая планета изо льда и гада зеленая с полосками- Уран(дети приклеивают)
Восьмая- Нептун, больше урана и темно синего цвета.. (дети приклеивают)
Поменьше ее серая планета- Плутон. (дети приклеивают)
Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет (показываю картинку). Послушайте, какое стихотворение выучил…
Мальчик читает стихотворение Р. Алдониной «Комета».
Комета
Римма Алдонина
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
Откуда явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов (показываю картинку). При попадании в атмосферу Земли они сгорают.
Как вы думаете они будут больше или меньше наших планет?..
Правильно намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает может приклеить с хвостами кометы.
Анализ занятия Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?
Солнечная система- наш дом в бесконечной Вселенной.
Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
На следующем занятии мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для этого каждый из вас посмотрит наши энциклопедии и придумает об этих планетах рассказы или выучит стихотворения. Все сегодня молодцы. Наше занятие закончилось.
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
Рисование.
Тема:"Загадочный мир космоса" подготовительная группа
Цель:
Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, особенная планета Земля, т.к. на ней существует жизнь, этапы изучения космического пространства, современные летательные аппараты, первые космонавты.
Закреплять знания детей о различных техниках рисования (батик, акватушь, гризайл, диатипия, витражная техника и т.д.). Учить детей подбирать материалы, соответствующие технике рисования. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.
Активизировать словарь детей: космонавты, астронавты, космодром, космический корабль, луноход, названия техник рисования.
Зрительный ряд: Иллюстрации о космосе, дидактическая игра "Космос".
Музыкальный ряд: музыкальная композиция "Space", группа "Земляне".
Литературный ряд: стихи о космосе, текст из книги Х.Хабера "Звезды".
Материалы к занятию: ткань, акриловые краски для ткани, резерв, стекло, гуашь, трафареты с изображением космических кораблей, восковые мелки, соль, акварель, песок, ПВА, наждачная бумага, камушки, картон черного и синего цвета.
Ход занятия:
В студии звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие). Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).
Рассказ педагога: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Вопросы к детям: Что такое космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля - самая необычная планета? Как начинали исследовать космос? Кто был первым космонавтом? Почему некоторых исследователей космоса называют космонавтами, а некоторых - астронавтами? С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? Откуда стартуют космические корабли? Как одеты космонавты?
Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру "Космос". Цель игрового задания - создать наиболее интересную сюжетную композицию и придумать рассказ о своем путешествии в космос.
Педагог: Вот мы с вами немного попутешествовали, а сейчас я предлагаю вам зарисовать ваше путешествие. Тема рисования у всех одинаковая, но вам представляется выбор материалов и различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.
(На предварительных занятиях дети выбрали техники рисования и подготовили подмалевки).
Педагог предлагает детям рассказать о технике рисования, которую они выбрали и объяснить выбор материалов. Дети приступают к выполнению работ.
По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.
_________________________ Лексическая тема Космос.Дидактические игры
Дидактические игры.
- Космическая считалка
Разучите с ребенком считалку. Используя ее можно определить очередность запусков ракет.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восемь - Нептун,
Кто не видит - выйди вон.
- Портрет пришельца
Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!
- Космические пазлы.
Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?
- Что лишнее и почему?
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
- Собери предложение.
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
- Скажи наоборот.
Далеко- близко .
Высоко – низко.
Улететь - …
Взлететь - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
- Где какой?
На Земле – земной.
На Луне - … лунный
На солнце - … солнечный.
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
Интеллектуальная викторина.
Сначала подготовимся. Приготовьте карточки 9х6 см. С одной стороны пронумеруйте их. С другой стороны напишите загадки, вопросы, задания. Задания могут быть разные, например, изобразить космонавта, пришельца; сосчитать звезды или планеты на заранее подготовленном рисунке и другие. Еще приготовим лист для оценок, его можно расчертить по количеству участников.
Приступаем к викторине. Лучше, если участников будет несколько, а еще лучше, если взрослых и детей будет поровну, тогда можно организовать команды. По очереди доставайте карточки и отвечайте, отгадывайте, выполняйте задания. Не забудьте отметить результаты и определить победителя
- Космические загадки
Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц)
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно друзья
(Меркурий)
Эту планету – холод страшный сковал,
Теплом её солнечный луч не достал.
(Плутон)
Эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета … (Земля)
А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.
(Юпитер)
Кольцами себя окружила
И этим себя от других отличила. (Сатурн)
А эта планета зелёного цвета. (Уран)
Морской царь названье ей дал,
Именем своим планету назвал. (Нептун)
Ночь на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна)
- Вопросы для старших дошкольников
Как называется планета, на которой мы живем?
Как называется ближайшая к нам звезда?
Что такое Солнечная система?
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
Какую планету называют красной? Почему? Эту планету римляне назвали в честь бога войны Марса. Как ты думаешь, почему?
Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
Что такое метеориты?
Какая звезда считается у моряков путеводной? Почему?
Кто был первым космонавтом Земли?
Когда впервые человек полетел в космос?
Каких российских космонавтов ты знаешь?
Какие стихи ты знаешь о космосе?
Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
Конспект занятия по развитию речи. Тема «Космос»
Цели : закрепить знания детей о космосе, космонавтах; образовывать существительные множественного числа; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал - иллюстрации (можно из книги «Мир и человек». М., 1989), портрет Ю.А. Гагарина; раздаточный материал - предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Назовите космонавтов, каких вы знаете.
2. Рассказ о космосе
Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?»
Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.
3. Дидактическая игра «Полет в космос»
На какой планете мы живем?
Как называются люди на этой планете?
Сейчас мы с вами отправимся в космос.
Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)
Где стартуют космические корабли? (С космодрома.)
Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр и специальную обувь.)
Логопед с детьми уточняет значение слова «скафандр» и закрепляет его.
Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!
Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздух
(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.)
Посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите? Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты. Еще никто, никто на свете Такой не видел красоты. Ах, какая красота! Не страшна нам высота. Пролетаем над лесами, Над высокими горами.
Кто первым увидел Землю из космоса?
Какой был Юрий Гагарин? (Смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый и т.д.)
12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.
Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать. На мониторе появляются картинки:
Космонавта - А это кто? (Космонавт.)
Корабля - А это что? (Корабль.)
(Звезда, планета, луноход и т.д.)
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
4. Дидактическая игра «Составь предложение»
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
Пора возвращаться на Землю. К полету готовы?
Вот и Земля.
5. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Знать, что 12 апреля отмечается День космонавтики, имя первого летчика-космонавта. Закрепить знания о космосе.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: космонавт - космонавты - космонавтов и т.д.
Подбор слов-антонимов, большой - маленький; далеко - ... ; высоко - ... ; длинный - ... ; северный - ... ; легкий - ... ; быстрый - ... ; смелый - ... .
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.
_________________________ Лексическая тема Космос.Занятия и беседы.
Физкультминутка.
Раз-два, стоит ракета дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет дети поднимают руки вверх
Чтобы долететь до солнца круг руками
Космонавтам нужен год берется руками за щеки, качает головой
Но дорогой нам не страшно руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
Каждый ведь из нас отлет сгибают руки в локтях
Пролетая над землею разводят руки в стороны
Ей передадим привет поднимают руки вверх и машут
Игра “Полет на планету”
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
Но какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Дети играют, вставая в обруч по 2 (3,1) человека.
Марина Викторовна Собянина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»
Тема: «Космос».
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
2. Сообщение темы.
А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
а) В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
в) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
г) Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
д)Вокруг земли она летает,
А вот зачем – сама не знает. (Луна)
3. Основная часть.
1. Игра «Постой ракету».
А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).
Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).
2. Игра «Найди отличия».
Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?
Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны.
Дети находят отличия между двумя картинками.
3. Игра «Один – много».
Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.
Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
4. Игра «Четвертый лишний»
Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).
5. «Сосчитай, что увидел».
Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.
Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две… .
Один искусственный спутник… .
6. «Познакомь инопланетянина с земными словами».
Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)
Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.
4. Итог.
Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем же мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?
- Портфолио воспитателя детского сада (ДОУ): как сделать, положение, примеры, шаблоны, образцы оформления скачать бесплатно Системность повышения квалификации
- в помощь педагогу внеклассной работы
- Сборник кроссвордов по истории Кроссворд по истории 7
- Конспект занятия по Изо (Рисованию) на тему:" Как я провел лето"