Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль
"СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ"
Тема сострадания в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
М. Н. Перестенко, учитель начальных классов,
г. Белгород, МОУ - лицей №32
Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения известных писателей. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Возьмитесь за руки и покажите своё хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов на уроке.
2. Сообщение целей урока.
Сегодня я хочу назвать вас «юными читателями». Как вы думаете, почему? Ответы детей. Сегодня мы продолжим учиться быть внимательными читателями.
3. Речевая гимнастика
Скороговорка «Щенки» Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
4. Знакомство с новым произведением.
Сегодня к нашему у року я выбрала эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны» (на доске)
Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова?
Автобиография писателя (рассказывает один ученик)
История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что "Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории то плакал, и его за это звали "Лева-рева”.
Согласны ли вы. Что Толстой в детстве был «рёвой». Ответы.
А что заставляло его плакать, расстраиваться? Ответы.
Молодцы! Все эти качества можно назвать одним словом – сострадание. (на доске)
Эта черта называется - сострадание . Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение слову сострадание.
Словарная работа Сострадание - это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.
5.Чтение художественного произведения
Рассказ "Лев и собачка”. Читают хорошо читающие дети.
– Прислушайтесь к себе. – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? Найдите и подтвердите словами из текста, так, чтобы было понятно, что чувствовала собачка.
Деление рассказа на три части.
На какие смысловые части можно разделить текст этот текст? Ответы?
1. Человек и собака. 2. Собака в клетке. 3. Дружба льва и собаки. 4. Разлука друзей.
6. Организация художественного анализа текста
1) Чтение первой части (начало)
– Какие чувства вызвал поступок этого человека?
Как вела себя собака, оказавшись в клетке у льва?
– Прочитайте, то она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)
На доске – слово "тревога”.
2) Чтение второй части
– Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в своей клетке?
На доске – слово "забота”.
Физкультминутка
3) Чтение третьей части
– Прошло ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером... и сложила свою голову.)
– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
На доске – слово "доверие”.
-Что произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу. А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).
– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.
4) Чтение четвертой части
Что произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть собачки)
– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
На доске – слово "тоска”.
- Сразу ли лев принял смерть собачки?
- Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла? Ответы. Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?(вспрыгнул, ощетинился….) -Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.
– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. "Чуткому сердцу откроются тайны”.
Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда может понять душевное состояние человека)
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
Моделирование обложки.
Выбери правильную модель. Что общего у этих обложек? (тема). Назови произведения, которые подходят к этим обложкам.
(жанр - рассказ (прямоугольник), тема – о животных (коричневый))
5. Работа в парах
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Разыграйте диалог.
Домашнее задание
Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
9. Итог урока
Чему оно учит?
Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа!
10. Рефлексия
В конце звучит песня Энтина Ю. «Дорогою добра».
Литература
1. Учебник литературного чтения М. И. Оморокова. Ч. 1. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
2.Беседы с
учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы
Под ред. Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.
3.Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.
4.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами художественных произведений. М., 2007 г.
И собачка" с подзаголовком "рассказ-быль" был написан им для "Азбуки" предположительно около 1875 года. Эта книга была сборником, включавшим в себя первоначальные тексты для изучения детьми различных предметов - от зоологии и географии до русского языка.
Сам Толстой предъявлял много требований к произведениям, входящим в книжку. Он говорил:
Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно.
О чем рассказ?
Запись краткого содержания "Льва и собачки" для читательского дневника может быть такова: этот маленький рассказ повествует о дружбе большого льва и маленькой собачки. Ее, брошенную ему на съедение, не только пожалел большой и, по общему мнению, злобный хищник, но и стал для нее другом более преданным, чем бросившие ее люди.
А когда маленькая соседка льва умерла, он и сам вскоре заболел и умер, так никого и не впустив к себе в клетку.
Основные события
Здесь мы остановимся на кратком содержании "Льва и собачки" Толстого.
В одном лондонском зоопарке в качестве платы за посещение брали бродячих кошек и собак, которых кидали в клетки хищникам, как корм.
Вот однажды такую маленькую собачку отдали на съедение льву. Но тот почему-то не съел ее, а пожалел и даже стал играть с ней и делиться пищей.
Признал как-то один зашедший в зоопарк барин в собачке свою и хотел забрать ее, но лев зарычал и не позволил этого.
Так прожили они вместе год. А потом собачка заболела и издохла. А лев не поверил - сначала он все нюхал ее и трогал лапой, а потом стал прыгать по клетке, в отчаянии грызя засовы.
Ему дали другую собачку, ожидая, что он забудет прежнюю, но лев разорвал ее на куски.
Заканчивается краткое содержание "Льва и собачки" так же, как сам рассказ:
Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Воспитание чувств
Как всегда, после чтения произведений Толстого, у читателя может возникнуть множество вопросов, и наверняка останется странное послевкусие от рассказанных им простых, в общем-то, историй.
После краткого содержания "Льва и собачки" изложим некоторые читательские умозаключения.
Почему лев пожалел собачку? За ее беззащитность? Едва ли. Если в том зоопарке заведено было отдавать на корм крупным хищникам бродячих собак и кошек, стало быть, звери привыкли питаться тем, что дают. Сколько же на счету льва было этих шариков и барсиков, которых он не пожалел? У Толстого об этом ничего не сказано.
И разрывал же в конце повествования он на части подброшенных ему в клетку других собачек, выражая свое несогласие с решением жестокой судьбы лишить его маленького товарища?
Отчего же дружеские чувства льва возникли так внезапно, отчего его теплота проявилась так избирательно? Может, собачка была какая-то особенная?
Вероятно, дело в ее поведении: когда ее бросили в клетку ко льву, она упала на спину - то есть в самую беззащитную для животных позу - и стала махать хвостом, тем самым выказывая полную покорность и, вместе с тем, дружеское расположение к хозяину клетки. Потом она и вовсе встала перед ним на задние лапки.
Вывод читателя может быть таков: собачка была хитра, она догадалась, что повести себя небанально в банальной ситуации - единственный шанс выжить рядом с хищником. А лев удивился. Никогда ему еще не попадалось таких странных жертв.
А потом собачке пришлось привыкнуть к такому опасному соседству, а лев привык заботиться и подружился с ней.
Вот и другой вывод читателя: дружба избирательна. Надо обладать особыми достоинствами, чтобы ее заслужить. Но разве собачка, если она так же глупа, как и слаба, недостойна сочувствия и дружеского участия?
А вот и еще один вывод: дружба была необходима не столько собачке, сколько льву. Даже в условиях неволи ему хочется быть кому-то нужным.
Но вскоре за собачкой в зоопарк явился хозяин - он хотел забрать ее. Быть может, она была привязана к нему, а потом просто потерялась? Но лев не пустил ее. Маленькая подружка стала его собственностью.
Итак. Бедняжке пришлось приспособиться, чтобы выжить. А лев завел живую игрушку и придумал себе смысл жизни. И оба они, конечно, жертвы в руках жестоких людей. Вот об этом история. А почему-то считается, что этот рассказ о любви и преданности. А были ли они тут?
Такой совсем не детский сюжет получился у Толстого. Хотя, как в традиционной русской народной сказке, где действующими лицами являются животные, их поступки и здесь проецируются на людей.
Мы привели краткое содержание рассказа "Лев и собачка" и несколько из всего спектра читательских умозаключений. Вы можете отыскать свои.
Прочтите афоризм, записанный на доске.
«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой
Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).
Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!
Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.
Что вы уже знаете об этом писателе?
Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)
Проверка домашнего задания
А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.
Тест. Выбери правильный ответ.
1. Почему у отца было в руках ружье?
а) собирался наблюдать за морем
б) собирался покормить обезьяну.
в) собирался охотиться
2. Что сделал капитан?
а) прыгнул за борт
б) выстрелил в воздух
в) выстрелил в мальчика
г) выстрелил в обезьяну
3. Что закричал капитан?
а) «Помогите!»
б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»
в) «Стой на месте!»
г) «Назад!»
4. Что сделал мальчик?
а) ухватился за канат
б) ухватился за край паруса
в) прыгнул в воду
г) повис на перекладине
5. Что сделали матросы?
а) полезли на мачту
б) натянули под мачтой полотно
в) прыгнули в воду
г) тоже стали стрелять
6. Как спасли мальчика?
а) вытащили из воды и откачали
б) поймали на натянутое полотно
в) сняли с мачты
7.Что после этого сделал капитан?
а) убежал к себе в каюту и заплакал
б) упал на палубу, заплакал
в) отнес мальчика в каюту.
8. Темой произведения является?
а) преодоление страха
б) желание поймать обезьяну
в) смелость отца
Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.
В чем причина ошибок?
Пробное действие.
Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).
Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.
Обсудите в парах , что вы нарисовали (обсуждают);
Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.
(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)
– На доске появляются рисунки:
клетка для птиц или зверей.
шахматная клетка.
ткань в клетку.
клетка (тетрадная)
Дополняет учитель своими рисунками:
лестничная клетка.
грудная клетка.
клетка живого организма.
Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)
– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?
Мнения детей разделились.
Положительные характеристики
Без клетки не мог бы существовать организм
Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали
Перевозить кошек
Чтобы не падать на лестнице
Скатерть в клетку красивее
Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки
Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.
Отрицательные характеристики
Браконьеры ловят зверей в клетках
Жестоко в клетках держать животных
Птица разучится летать в клетке
Клетка отделяет от своего родного дома
Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.
Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.
Урок литературного чтения, 3 класс.
Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
Разработала учитель начальных классов: Кабирова Ландыш Ришатовна
Цели: - обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;
Раскрыть трагический смысл рассказа «Лев и собачка»;
Пробуждать любовь и доброту к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;
Определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, книги писателя, иллюстрации и слайды с изображением животных, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Поздоровались с гостями. Сели.
У всех хорошее настроение.
Улыбнулись друг другу.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
а) Жужжащее чтение (книги Л.Н. Толстого)
б) Речевая разминка «Обезьяна всех забавляла»:
- Прочитайте «птичьим базаром»;
- Прочитайте с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, безразлично, сердито, спокойно, выразительно.
в) Проверка домашнего задания.
А теперь проверим, как вы подготовили дома пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» по плану : 1. С чего началась история?
2. Мальчик на мачте корабля.
3. Как капитан спас мальчика?
4. Спасение мальчика матросами.
III . Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдет речь на нашем уроке? (демонстрируется запись темы).
-Это быль.
– Что означает слово быль?
Подумайте и ответьте на этот вопрос
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
3. То, что было в на самом деле
Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)
Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Кто догадался, как называется эта быль ? («Лев и собачка» Л.Н. Толстого)
IV . Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка».
Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
Где происходит действие? (в зверинце )
Какой эпизод показался вам самым напряженным? (когда собачку бросили в клетку)
Было ли вам кого – нибудь жалко? (в начале собаку, потом льва)
Физкультминутка
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)
Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
Почему лев не принимает новую собачку?(друзей не меняют, был ей предан )
С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (могут, потому что они сдружились, полюбили друг друга, стали настоящими друзьями)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V . Итог урока: рефлексия.
Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Тип урока: Открытие.Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;
способность осознавать нравственные по-нятия и моральные нормы, такие как подде-ржка, понимание, взаимопомощь, милосер-дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
умение выражать свое эмоциональное от-ношение к содержанию прочитанного (уст-ное высказывание по поводу героев и обсуж-даемых проблем).
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас-са, школы;
способности осознавать себя как лично-стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;
ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;
мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
менять позиции слушателя, читателя, зри-теля в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учеб-ных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво-ей работы;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.
Познавательные УУД:
находить в тексте ответ на заданный воп-рос;
ориентироваться в содержании учебника;
Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы-воды.
Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать информацию, заложенную в вы-разительных средствах произведения;
Подбирать слова-определения для харак-теристики героев;
Осознавать роль названия произведения;
Выполнять первоначальный анализ худо-жественного текста.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и группо-вой работе;
участвовать в выразительном чтении;
Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать контекстную речь взрослых;
Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
Высказывать оценочные суждения, рас-суждать, доказывать свою позицию;
Уважать мнение собеседников;
Корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
Предметные результаты:
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;
Участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;
Овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;
Расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.
Возможные виды деятельности обучающихся:
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;
Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.
Презентация к уроку
Карточки-приложения 1,2.
План - конспект урока.
Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.
Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий - лишний» СЛАЙДЫ 2-4
СЛАЙД 2 - лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле
СЛАЙД 3 - лишняя фамилия - Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова - поэты
СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.
СЛАЙД 5
Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6
Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?
Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать - о ком этот рассказ?
Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?
(Лев - большое хищное животное, а собачка - маленькая.)
А о чём этот рассказ?
(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)
СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова - «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?
В детстве Л.Толстого называли «Лёва - рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ
Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.
Какие чувства у вас возникли?
Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?
Анализ произведения.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».
Как собачка попала в клетку?
Что она испытала? Найдите в тексте
Почему лев не съел её?
Когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1
Собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите
Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8
- анимация 2
Можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5
Докажите.
Какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?
Почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6
ПРЕДАННОСТЬ
Отчего умер лев?
Решение проблемной ситуации.
ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?
Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.
Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9
Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»
Если будет 10 правильных ответов - отметка «5»,
8 или 9 правильных ответов - отметка «4»,
4 -7 правильных ответов - отметка «3».
Л.Толстой был поэтом? НЕТ
Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА
Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ
Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА
- «Лев и собачка» - это быль? ДА
Диких зверей показывали в Москве? НЕТ
Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ
Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА
Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА
Лев умер от болезни? НЕТ
Рефлексия. Итог урока. - Длячего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).
- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?
13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничев а «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.
- что значит «прочесть выразительно»?
Заслушать и проанализировать 2-3 ученика
14. - Д.З. - по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.
15. ОТМЕТКИ по итогам теста.
Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ
И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Лондоне показывали диких зверей
и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Его пустили смотреть,
а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Вечером, когда лев лёг спать,
собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
Через год
собачка заболела и издохла.
Хозяин хотел унести мёртвую собачку,
но лев никого не подпускал к ней.
На шестой
день лев умер.
«О верности животных»
В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.
Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!
Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!