Что случилось с базаровым в конце. Символическое значение смерти Базарова
Евгений Базаров... Каждый, кто учился в старших классах,
хорошо знает это имя. У одних он вызывает чувство восхищения, у других -
чувство негодования, но почти никого не оставляет равнодушным. Интерес к
загадочному роману И.С.Тургенева не ослабевает и в наши дни, однако, не поняв
главного героя "Отцов и детей" в частности, нельзя уловить основную
мысль великого произведения в целом.
В чём же трудность восприятия образа Базарова? Какие эпизоды романа, связанные
с ним, кажутся нам непонятными? Безусловно, прежде всего сцена неожиданной
смерти, которой автор посвящает целую главу.
"Где же здесь загадка? - спросит читатель. - Во время вскрытия трупа
порезал палец и заразился тифом. Оттого и умер. Такое может случиться с
каждым". Всё верно. Действительно, в жизни подобное происходит очень
часто, однако в литературном произведении не должно быть ничего случайного,
непонятного, тем более необъяснимого. Художественная правда не всегда совпадает
с жизненной правдой. Не поэтому ли нам кажется, что автор нарочито умерщвляет
своего героя и что вполне можно было бы сохранить ему жизнь?
Как же объяснить всё это? Существует ли разгадка смерти
Евгения Базарова? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся сначала к школьному
учебнику М.Г.Качурина и Д.К.Мотольской. Вот что там написано: "И лишь
статья Д.И.Писарева "Базаров" помогла современникам правильно разобраться
в романе Тургенева"1 . И больше ничего. В разделе "Болезнь
и смерть Базарова" нового учебника Ю.В.Лебедева отмечается лишь, что
"со смертью героя осиротела жизнь: и счастье - вполсчастья, и радость -
вполрадости"2. Пособие для учителя "Изучение русской
литературы в 10 классе", а также программа по литературе не вносят ясности
в эту проблему
Приходится и нам, как многим исследователям творчества И.С.Тургенева, ссылаться
на Д.И.Писарева. "Не имея возможности показать,- рассуждает известный
критик,- как живёт и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает.
Умереть так, как умер Базаров,- всё равно, что сделать великий подвиг... Весь
смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он
изменил себе,- весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун,
от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь
роман оказался бы клеветою на молодое поколение... Базаров не оплошал, и смысл
романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но
в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум
без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую
дорогу..."3
Как видно из статьи Д.И.Писарева, сцена смерти якобы показывает духовную мощь,
неукротимую энергию героя, который, живи он ещё десятки лет, нашёл бы где
применить свои огромные силы. Так-то оно так, но в этом ли смысл целой главы
романа "Отцы и дети", посвящённой болезни и смерти центрального
героя? Правильно ли понял Писарев сцену смерти Базарова, а значит, и "весь
смысл романа"4? Не высказывал ли он в "Базарове"
такую же тенденциозную мысль, как это получилось в статье Н.А.Добролюбова
"Когда же придёт настоящий день?"
Как бы то ни было, одно несомненно: был дан ход неправильному толкованию
идейного содержания всего произведения.
Ведь недаром же И.С.Тургенев писал не раз в своих письмах, что "Базарова
совершенно поняли только два человека: Достоевский и Боткин"5.
До нас не дошло письмо Фёдора Михайловича, где он разбирает тургеневский роман,
однако известно ответное письмо Ивана Сергеевича: "Вы до того полно и
тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял
от изумления - и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже
то, что я не счёл нужным вымолвить... Дай бог, чтобы все увидали хотя часть
того, что Вы увидели!"6
Не только Д.И.Писарев, но и многие именитые его современники не
"увидали" главного в романе "Отцы и дети". "Напишите
мне, бога ради, о Базарове длинное объяснительное письмо... Зачем Базаров
заразил себя и нарочно ли это сделал или нет и что Вы этим хотели
сказать?"7- спрашивал А.Ф.Писемский, известный уже в то время
писатель. Последовал ли ответ И.С.Тургенева на это письмо, мы не знаем. В
различных противоречивых высказываниях по поводу своего романа автор не
раскрывает секрета двадцать седьмой главы.
Так что же поняли Ф.М.Достоевский и В.П.Боткин? Что они обнаружили такое в
"Отцах и детях", недоступное для их современников и для последующих
поколений? Можно ли "увидеть хотя бы часть того", что увидел
Достоевский?
Нам кажется, что можно, даже и больше, но для этого необходимо соблюдать
некоторые условия. Во-первых, следует напомнить читателю, при каких
обстоятельствах появился роман "Отцы и дети".
Известно, что в 50 - 60-е годы XIX века произошло размежевание революционных и
либеральных течений в русской общественной жизни. Этот процесс не мог не
отразиться и в литературных кругах, и в художественных произведениях.
И.С.Тургенев, один из главных сотрудников "Современника", к лету 1861
года прерывает, а затем и прекращает отношения с журналом и его редактором
Н.А.Некрасовым. Поводом послужила опубликованная в "Современнике"
статья Н.А.Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?", в которой
тургеневский роман "Накануне" истолковывался с
революционно-демократических позиций. "Убедительно тебя прошу,- обращался
Тургенев к Некрасову в своём письме,- не печатать этой статьи: она кроме
неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка - я не
буду знать, куда деться, если она напечатается"8. Но Некрасов
не послушался, все-таки опубликовал статью в своём журнале, тем самым отказался
от Тургенева, чтобы не потерять Добролюбова. Истинная же причина разрыва
Тургенева с "Современником", как и Л.Н.Толстого, впрочем, заключалась
в том, что они не восприняли идеи вождей революционной демократии - идеи
социального переустройства общественной жизни путём кровавой революции.
"Тургенева,- отмечал В.И.Ленин,- тянуло к умеренной монархической и
дворянской конституции, ему претил мужицкий демократизм Добролюбова и
Чернышевского"9.
Уже в начале 1862 года роман "Отцы и дети" увидел свет. Естественно,
в нём должно было отразиться отношение И.С.Тургенева к демократам-разночинцам и
предстоящей революции. Во-вторых, мы должны искать разгадку не в критической
литературе, а в самом тексте художественного произведения, как это и сделали
Достоевский и Боткин.
Итак, от писаревского объяснения причин смерти Евгения мы отказываемся, потому
что оно очень зыбкое и не исходит из художественной концепции романа. В самом
деле, какой же это "подвиг - умереть так, как умер Базаров"? Многие в
такой ситуации умирают именно так, по-человечески: это и мать Фенечки, и те
двое из Марьина, которые скончались от не менее страшной болезни - от холеры.
Писарев утверждает, что сцена смерти выявляет потенциальные возможности
Базарова, но тогда незачем умерщвлять его: ведь от тифа не все умирают, и было
бы достаточно показать тяжёлую форму болезни с потерей сознания, уверенность
героя в летальном исходе, а затем постепенное выздоравливание.
В художественно-композиционной структуре романа 27-я глава действительно играет
особенную роль, можно сказать ключевую. "Смерть Базарова,- писал Тургенев
Случевскому,- должна была, по-моему, положить последнюю черту на его
трагическую фигуру"10. Такой трагический финал предопределён.
Базаров не мог не умереть, он должен был сойти со сцены. И его убивает не
автор, а герой сам себя обрекает на погибель.
Немногочисленных действующих лиц тургеневского произведения можно разделить в
основном на две группы. Первую группу составляют люди простые, безыдейные,
тесно связанные с природой, не выходящие из круга предначертанных человеку
обязанностей и возможностей, а вторую группу - люди идейные,
"самоломанные"11, оторванные от природы, а значит, и природы
самого человека. К первой группе можно отнести Кирсанова Николая Петровича с
сыном Аркадием, стариков Базаровых, Фенечку, Катю, Анну Сергеевну в какой-то
мере. Вторую группу представляют Евгений Базаров и Павел Петрович, разница
между которыми состоит только в том, что один из них защищает идеи
революционных демократов, а другой - отжившие идеи консервативной части
либеральных дворян, но оба оказались в плену предвзятых принципов,
теоретических положений, никак не совместимых с естественными стремлениями
нормального человека. С этой точки зрения и Евгений Базаров, и Павел Кирсанов-
"лица трагические"12.
Заразная болезнь Базарова начинается не случайно и не после того, как он
порезал палец, а предопределённо и намного раньше, задолго до 20 мая 1859 года,
о чём можно догадаться, читая уже первые главы романа. Недаром автор, как нам
кажется, сравнивает эту болезнь с курением. "Какой здесь воздух! Как
славно пахнет!.. Нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!"13-
восхищается Аркадий родной природой. Но этот чудесный воздух отравляет сам же,
правда, отраву получает из рук Базарова: "Аркадий немедленно закурил,
распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что
Николай Петрович, сроду не куривший, поневоле... отворачивал нос"14.
Итак, представители второй группы и почти все примыкающие к ней, такие, как
Евдоксия Кукшина, Виктор Ситников, курят табак, отравляют чистый воздух,
окружающих людей, а также свой организм, тем самым приближая к себе и ближним
преждевременную смерть. Несомненно, эта художественная деталь символизирует
здесь любую идею, предвзятую и заразную, которая, как и табак, постепенно
умерщвляет своего носителя и отравляет дурманом других. А простые герои, как
правило, не увлекаются курением, значит, они не поражены идеей полного
отрицания и разрушения.
Справедливости ради стоит отметить, что Василий Иванович Базаров тоже курит.
Случайно ли это? Вряд ли. Он тоже отчасти заражён горделивым умом, довлеющим
над сердцем. Под влиянием набожной супруги он лишь до поры до времени проявляет
смирение, а после смерти сына он взбунтовался против Бога, "Василием
Ивановичем обуяло внезапное исступление. "Я говорил, что я возропщу,-
хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком,
как бы грозя кому-то,- и возропщу, возропщу!"15
В Евгении Базарове борются друг с другом два человека: человек простой,
естественный и человек идейный. И вот, когда естественное, то есть
"широкая жизненная волна, непрерывно катящаяся и кругом нас и в нас
самих"16, вырывается наружу, Базаров как бы избавляется от
заразной болезни-идеи, выздоравливает на некоторое время, поэтому ему кажется,
что "сигарка не вкусна"17, и он "швыряет её в пыль
дороги"18. Такое происходит с ним, когда он безнадёжно влюбился
в Одинцову, когда он превратился из рационалиста в романтика. Не показан
Базаров курящим и перед смертью. Умирая, он выздоравливает, избавляется от
"заразы"19, поэтому становится более естественным,
человечным.
Строчки о заразных болязнях людей, о поражении идейных героев различными
недугами то и дело встречаются в романе. Они подготавливают почву для
возникновения и развития смертельной болезни Базарова: аристократ Павел
Петрович, человек принципа, поставивший "на карту женской любви всю свою
жизнь"20, страдающий от припадка,"как отравленный, бродил
с места на место"21; "жители...й губернии успели
привыкнуть к посещениям холеры"22; идеи революционных
демократов действуют на общество как тиф, как холера, "и эта зараза уже
далеко распространилась"23.
Тайнопись Тургенева расшифровывается с трудом, лишь при тщательном анализе
выявляются, казалось бы, незначительные факты, поясняющие тем не менее
авторскую мысль. Так, например, Тургенев не раз подчёркивает тяжёлый,
болезненный склад и Базарова, и Павла Петровича, используя только для их
характеристики однокоренные слова с отрицателным смыслом: "желчное
лицо"24, "был жёлчен"25, "весь жёлтый
и злой"26, "кипение желчи"27...
Следует обратить внимание и на следующую художественную деталь: Базаров, умный
человек, не случайно постоянно проигрывает в карты. И кому же? Опять-таки
представителям первой группы. Это говорит о том, что он проигрывает им и в
жизни, идеи нигилизма привели его к поражению.
"Следить за нитью романа после смерти Базарова я не намерен. Когда умер
такой человек... стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю
Петровичу?.."28- вопрошает Писарев. А наш современник, автор
учебника Ю.В.Лебедев, вслед за Писаревым произносит в адрес нигилиста
панегирическую речь, усыновляет его от имени народа и серьёзно утверждает, что
"великая народная любовь освящает могилу Базарова"29. И
зря. Ведь именно после смерти революционера происходят события, без которых не
завершился бы роман и нельзя было бы понять авторскую концепцию. Какие же это
события? А вот какие.
"Состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с
Фенечкой"30. Устроила свою семейную жизнь и Анна Сергеевна: она
тоже вышла замуж. Даже Пётр, "окоченевший от глупости и важности"31,
женился и, может быть, со временем поумнеет чуть-чуть. При жизни Базарова, в
дни его пребывания в Марьине, там царила вражда не только между ним и Павлом
Петровичем, но и между Кирсановыми и крестьянами, но как только Евгений умер и
прекратилось незаметное распространение его заразной болезни-идеи, как только
Николай Петрович и Фенечка, занимавшиеся прелюбодеянием, обвенчались в церкви,
как только второй источник заразной болезни-идеи, Павел Петрович, покинул
Марьино, тотчас восстановилось нарушенное равновесие, а "ферма"32,
раньше приносившая одни убытки, начала "приносить довольно значительный
доход"33. Эти простые, безыдейные люди приобретают семейное
счастье, передают свою любовь в какой-то мере своим детям, и нить жизни не
обрывается. А Базаров? Он так и не сумел и не успел жениться, не передал детям
своего духовного наследия. Значит, нет у него и у базаровщины будущего.
Правда, есть в романе страшный эпизод, где Базаров общается с крестьянскими
детьми, может быть неосознанно внушая им теорию разрушения, и эта сцена, вся
аллегорическая, рассчитана прежде всего на думающего читателя. Дворовые
мальчишки интересуются, для чего барину нужны лягушки. "А вот на что,-
отвечал Базаров,- я лягушку распластаю да посмотрю, что у неё там внутри
делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду
знать, что и у нас внутри делается". - "Да на что тебе это?" -
"А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся"34.
Если задуматься, речь здесь идёт об уничтожении
одной, низшей формы жизни ради процветания другой, высшей. Биолого-медицинские
опыты Базарова легко проецируютя на социальную плоскость. Он всё
отрицает,"выражаясь точнее, разрушает"35 пока на словах, а
позже его последователи, профессиональные революционеры-большевики, проведут
опыты на миллионах людей: уничтожат одних во имя жизни других, ведь люди - те
же лягушки!
Живой "мертвец"36 Павел Петрович тоже оказался одиноким,
аристократизм привёл его в жизненный тупик. У него тоже нет семьи, нет детей,
хотя Фенечка, имеющая "несомненное сходство"37 с княгиней
Нелли Р., могла бы стать его женой, но этого не позволяют "принсипы"38.
А Николай Петрович, такой же дворянин, как и его брат, стоит вне идеи, вне
принципов, поэтому он женился на дочери простого чиновника, затем, после смерти
жены, полюбил дочь своей экономки, Федосью Николаевну, которая, не выходя
замуж, родила ему сына.
Финал романа показывает, что отцы и дети, не оторванные от природы, от Бога,
обретают человеческое счастье, что временные конфликты между ними исчезают и
крепнут дружба и любовь. "Всем было очень хорошо,- пишет о них Тургенев.-
Дела их начинают поправляться... Николай Петрович успел уж полюбить Катю без
памяти, Фенечка после мужа и Мити никого так не обожает, как свою
невестку"39. Аркадий и Катя назвали своего сына Колей не
"в память Базарова"40, а в знак уважения и любви к Николаю
Петровичу.
Аркадий уже успел забыть о своём бывшем "учителе"41: не
он, а его молодая жена предлагает тост в память Базарова, и то только шёпотом.
Принято считать, что Евгений сам разрывает отношения с Аркадием, увидев. как
его "ученик"42 превращается в "семейную птицу"43.
"Я ждал от тебя совсем другой дирекции"44,- заявляет
Базаров и продолжает укорять его в том, что Аркадий "не дорос"45
до нигилиста-революционера. Между тем молодой Кирсанов сам отходит от своего
учителя, от его взглядов и учения, недаром задолго до окончательного разрыва он
успел "соскучиться под одним кровом с Базаровым, и тянуло его вон"46,
однако Аркадий "по-прежнему желает быть полезным, но уже не там ищет свои
идеалы, где искал их прежде"47.Здоровый организм молодого
Кирсанова отторгает привязавшуюся было болезнь базаровщины. И натура Николая
Петровича не предрасположена к ней, чего не скажешь о Базарове. Он
действительно генетически так устроен, что склонен отрицать и разрушать.
"Я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения,- говорит он
искренне своему лучшему ученику, заметим, в спокойной обстановке.- Мне приятно
отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты
любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда
не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не
скажу"48.
Таким образом, Базарова к разрушению толкают две силы: ложная идея революции и
изначальная склонность к отрицанию и наполеонизму (даже в карточной игре, по
словам отца, он следует "наполеонскому правилу"49), а
значит, склонность и стремление к неограниченной власти. Катя недаром
сравнивает его с сильным хищником. "Этого нельзя хотеть...Вот ваш приятель
этого не хочет, а в нём это есть"50,- говорит она Аркадию.
Черты хищника показаны и в сцене объяснения в любви. В Базарове вспыхивает
"тяжёлая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..."51
Он "бросает на женщину пожирающий взор"52.Эта
сцена приобретает большее значение, если мы её сопоставим с подобным эпизодом,
где Аркадий тоже признаётся в любви, но очень стеснительно, скромно и вежливо.
Звериное в Базарове просыпается и во время ссоры со своим другом. Сатанинская
гордость, "бездонная пропасть самолюбия"53 Базарова,
считающего себя гигантом и богом, не позволяют ему уступить в споре своему
ученику, хотя Аркадий во всём прав. Исчерпав все аргументы, учитель готов
пускать в ход "грубую монгольскую силу"54. Лицо его
становится зловещим, глаза загораются, как у хищника.
Тургенев не верит, что Базаровы могут переустраивать жизнь,приносить народу
облегчение. Казалось бы, мысли о "необходимыхпреобразованиях"55
в России должны беспокоить в первую очередь революционера
Базарова. Парадоксально, но факт: о них думает Аркадий! Значит, не о счастье
народа беспокоится Базаров. Сквозь художественную ткань произведения
пробивается совершенно другая мысль: разрушение, то есть кровавая
революция,нужно Базаровым для самоутверждения, для получения неограниченной
власти над народом. Разве не об этом говорят слова нигилиста, произнесённые не
в провоцирующей остановке, что мы наблюдаем в споре с Павлом Петровичем, а
опять-таки в спокойном, откровенном разговоре со своим ближайшим другом?
"А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора,- говорит он,-
для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да
и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти
будет; ну, а дальше?"56 Теперь становится понятно,почему мысли
о преобразовании автор передаёт Аркадию, а не Базарову: только такие люди, как
молодой Кирсанов, образованные, добрые, человечные, любящие и сердобольные,
сумеют что-то изменить в положительном направлении, а люди,поражённые всяческой
идейной заразой и склонные к "драке"57, могут привести общество
к трагедии, если они дорвутся до власти. В Базарове мы видим предтечу
большевистских вождей. отцов народов и т.п.
Из всего сказанного следует, что Базарова незачем противопоставлять Павлу
Петровичу. Они не антиподы, скорее всего антиподами являютя Аркадий и его
учитель, а также братья Кирсановы. Правда, такое противопоставление связано
лишь с одним из значений романа, среди которых можно выделить семейно-бытовое,
социальное, историческое, политическое, философское и религиозное. В семейном
значении "отцы и дети" - это родители и их сыновья и дочери, например
старики Базаровы и единственный сын Евгений. В социальном значении "отцы и
дети" - это старшее поколение и молодое, у которых не всегда бывает
взаимопонимание. В историческом значении "отцы и дети" - это
консервативные российские дворяне 40 - 60 годов XIX века и революционные
демократы-разночинцы, между которыми и шла непримиримая борьба. В романе их
представляют антагонисты Павел Петрович и Евгений Васильевич. В философском
значении "отцы и дети" - это старое, умирающее и новое,
зарождающееся, и между ними существует тесная связь, однако старое никогда не
уступает своего места без боя, а новое, став на его место, со временем тоже
устаревает. В политическом значении "отцы и дети" - это господствующая,
направляющая сила в обществе и ею же рождённые оппоненты. В религиозном
значении "отцы и дети" - это верующие, то есть мудрые,
высоконравственные люди, и атеисты, богохульники, блудные сыновья, имеющие,
однако, возможность вернуться к Отцу своему.
Историческое значение названия романа лежит на поверхности и всем понятно.
Павел Кирсанов и Евгений Базаров действительно являются антиподами и
антагонистами, но для Тургенева важнее другое значение - религиозное. И тут оба
героя, к которым временно примкнул и младший Кирсанов, оказываются в одном и
том же лагере, однако Аркадию всё-таки удалось вырваться из него. Блудные
сыновья Павел и Аркадий, надо полагать, вернулись к Отцу своему с покаянием, а
блудный сын Евгений не вернулся после долгих скитаний к Отцу своему, не
покаялся перед Ним.
Базаров относится к народу скептически, а его ученик - по-христиански, с
сочувствием; Евгений не признаёт искусства, красоты Божьего мира, а Аркадию по
душе всё прекрасное; учитель фактически не почитает своих родителей, что
является прямым нарушением пятой заповеди Закона Божьего, а ученик души не чает
в своём отце; первый из них несчастлив в любви, ибо видит в женщине прежде
всего объект наслаждения (сказано: "не прелюбодействуй", Исх 20:14),
а второй нашёл это счастье, потому что в женщине уважает человека; Базаров
существует и умирает, а молодой Кирсанов живёт и процветает.
Сознают ли трагизм своего положения Павел Петрович и Базаров? В какой-то мере
наверняка, но они уже не могут вырваться из плена принципов и идей, идущих
вразрез с православной верой. Они их рабы. Поэтому мизантроп Павел Петрович
"бросается на диван и остаётся неподвижен, почти с отчаянием глядя в
потолок, и жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает"58.
Но всё-таки в конце романа он остаётся жив, может быть, потому, что в Дрездене
начинает посещать русскую церковь и "почти незаметно креститься"59,
а Базаров умирает, так как кощунствует, отвечая дерзко своему отцу: "Я
гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть"60. А напоследок
он сознательно отказывается от причащения перед смертью, и, когда уже находился
в беспамятстве и без него Василий Иванович пригласил служителя церкви
соборовать сына, "один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника
в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что-то похожее на
содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице"61.
Таким образом, произведение Тургенева, отражая неспособность либеральных дворян
что-либо положительно изменить в жизни общества, а также возникновение на
исторической арене новой силы, революционных демократов, в то же время
выдвигает путём христианского осмысления самую важную социально-философскую
проблему - проблему преобразования существующих порядков. Революционный путь
неприемлем. Он заводит всех в тупик, приближает к трагедии, приводит к смерти.
Роман направлен также против любой идеи, действующей вразрез с православной
верой, с природой самого человека. Чем больше он нарушает естественный ход
своих стремлений, желаний, предписанный заповедями Христа, чем больше "ломает
себя"62, то есть грешит, тем быстрее приближается к разладу
души, к саморазложению как личности.
Смерть Базарова - это закономерный результат раздвоения человека, результат
подавления с помощью гордого ума духовного начала. Каждый из нас должен жить, не
выдумывая теорий, несовместимых с христианским учением, не осложняя грехами
своё пребывание на земле, а наоборот, упрощая его и следуя Святому Писанию.
Такими показаны крестьяне, которые душой поняли это и поэтому не восприняли
Базарова, и его родители, по словам Герцена "совершенно живые и
живущие"63. Они так созданы, им хочется жить так, а сын их
другой, у него другие ощущения, он по-другому устроен. На формирование его
личности повлияли три фактора: во-первых, естество, то есть он такой же
человек, такой же "романтик"64, как и многие другие
смертные; во-вторых, теория, идея, знание, или запретное "познание добра и
зла" (Быт 2:17), при помощи которых хочет обуздать и переделать естество,
данное Господом; в-третьих, особая наследственность, которая определила ему
такой "склад"65 - стремление критиковать, отрицать и
властвовать.
Естество его рвётся к природе, к прекрасному, к любви, к Богу, а ложное знание,
теория мешают этому, притом третий фактор - своеобразная наследственность, -
приобретённая, может быть, от деда, который "землю пахал"66,
способствует второму фактору, а иногда и противоречит ему под воздействием
естества, то есть Базаров иногда не верит и самому себе, своим мыслям. Он
критикует себя, сомневается в себе не как в человеке, а как в нигилисте,
революционере, заражённом "трихинами"67 разрушения.
Всех ожидает распад, преждевременная смерть, кто пытается переделать себя и
других по воле своей, а не Господней, кто пытается вырваться из того, что
отпущено нам природой, то есть Богом, - всех, в том числе и человеческие
сообщества, и само человечество. Вот какой "вышел смысл романа"68
"Отцы и дети" - гениального предвидения последствий революционных
событий XX века в России и в то же время грозного предупреждения революционерам
всех мастей.
Смерть главного героя в любом произведении – это важный эпизод с глубоким смыслом. Чаще всего он передает крушение внутреннего мира героя, показывает, что он был неправ. Но в романе Тургенева «Отцы и дети» автор убил Базарова не для капитуляции. А вот почему Тургенев так поступил можно узнать из детального анализа эпизода смерти Базарова.
Причиной смерти героя является заражение крови.
Базаров вскрывал труп человека и порезался, а трупный яд попал в эту рану. Читателю может показаться, что это глупая или случайная смерть. Но Тургенев заложил в ней нечто особенное. Он показал, что его герой умирает в работе, что он до самой смерти стремиться узнать что-то новое.
Также подобная смерть не сразу забирает жизнь. И мы видим, что у героя есть время все обдумать, перемениться, раскаяться в своих ошибках. Так Базаров начинает испытывать чувства дружбы и любви, признательности. Так странно видеть, как он начинает говорить слова любви той, кого раньше называл «бабой».
Еще в этом эпизоде мы видим, что у Базарова есть принципы. Так он не отрекается от материалистических убеждений. Он не размышляет о загробной жизни, а просто уверен в том, что скоро умрет, и его тело будет разлагаться. Второй принцип – это храбрость. Он не трусит и не паникует. Базаров смело смотрит в глаза смерти.
Тургенев убил Базарова, потому что это был единственный шанс пробудить в нем человечность. Пока он жил, даже дружба и любовь не могли растопить лед внутри него. На смертном одре он стал человеком, он все понял.
Обновлено: 2017-05-25
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
У идей нигилизма нет будущего;
Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;
Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.
Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;
Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);
Судьба Павла Петровича – итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);
Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;
Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.
Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.
Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.
Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.
Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.
Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову
В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.
Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.
Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.
Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.
Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.
Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.
Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».
Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).
Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.
Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.
Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.
Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.
Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.
В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.
Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.
Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.
Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.
Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.
В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.
Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.
Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.
Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».
«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.
Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».
Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.
Эпизод смерти Базарова - один из самых главных в произведении. Будучи развязкой идеи произведения, данный эпизод играет ключевую роль в романе, являясь ответом на вопрос: «Возможно ли жить, отвергая все человеческие чувства и признавая только лишь разум?».
Базаров возвращается домой к родителям человеком отличным от того, каким он был ранее. Он начинает избегать одиночества, раньше являвшегося неотъемлемой частью его жизни и помогавшее ему работать.
Он все время ищет компании: пьет чай в гостиной, гуляет в лесу с отцом, потому что оставаться одному для него становится невыносимым. В одиночестве его мыслями овладевает Одинцова, женщина, которую он любит, разрушившая его непоколебимую веру в отсутствие романтических чувств. Из-за этого Базаров становится менее внимательным и менее сосредоточенным на работе. И, по этой самой невнимательности, он получает легкий порез, впоследствии ставший для него роковым.
Базаров, как опытный врач, прекрасно понимает, что жить ему остается немного. Понимание скорой неизбежной смерти срывает с него маску бесчувствия. Он беспокоится о своих родителях и пытается оградить их от переживаний, до последнего скрывая болезнь от них. Когда же состояние Базарова совсем ухудшается, и он перестает вставать с постели, ему не приходит в голову даже мысли пожаловаться на боль. Он размышляет о жизни, иногда вставляя свои характерные ироничные шутки.
Понимая, что времени ему осталось совсем мало, Базаров просит прислать Одинцову, чтобы увидеть ее в последний раз перед смертью. Она приезжает, одетая полностью в черное, словно на похороны. Увидев умирающего Базарова, А. С. окончательно осознает, что не любит его. Базаров рассказывает ей все о том, что у него в душе. Он по-прежнему не жалуется, а лишь рассуждает о жизни и своей роли в ней. Когда Е. Б. просит Одинцову подать ему стакан с водой, она даже не снимает перчаток и боязливо дышит в страхе заразиться. Это еще раз доказывает отсутствие в ней романтических чувств по отношению к Базарову. У умирающего Базарова все же зарождается маленький огонек надежды на взаимность любви, и он просит ее поцелуя. А. С. выполняет его просьбу, но целует его лишь в лоб, то есть так, как обычно целуют покойников. Для нее смерть Базарова не является важным событием, и она уже мысленно попрощалась с ним.
Анализируя данный эпизод, мы видим, что болезнь и понимание скорой смерти окончательно превращает Базарова из независимого нигилиста в обычного человека со своими слабостями. В свои последние дни он уже не таит в себе никаких чувств и открывает свою душу. И умирает он сильным человеком, не жалуясь и не показывая боли. Поведение Одинцовой показывает отсутствие у нее любви Базарову. Ее визит к умирающему – лишь вежливость, но никак не желание увидеть героя в последний раз и попрощаться.
Данный эпизод неразрывно связан с другими в данном произведении. Он является развязкой главного конфликта произведения, логически продолжая всю идею романа, а особенно 24 главу. В этой главе происходит дуэль между Кирсановым и Базаровым, из-за чего последнему и приходится уехать обратно домой к родителям.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что данный эпизод играет одну из ключевых ролей в произведении. Являясь развязкой, он подводит к концу историю человека, отвергавшего все чувства, и показывает, что жить, отрицая человеческие радости и руководствуясь лишь разумом, - всё-таки невозможно.
Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?
Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.
Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.
А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.
Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.
При этом каждый читатель по своему понимает смерть Базарова.
Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.
Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.
Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.
С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:
Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.
На первый взгляд смерть главного героя романа Отцы и дети смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и циник. Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову цинизм как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.
Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.
Я смотрю на финал романа Отцы и дети чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога…Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской (мир), так как это место давно уже занято. Для меня слово мастерская в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!
У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.
Если резко обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем громко, то кара Божия!
Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.
Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: Почему такой конец?. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.
Казалось бы, уже написано о лишних людях, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.
Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.
Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть? — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими исследованиями творчества, писали сочинения в школах по образу. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.
Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут отцами.
Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса детей , роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.
Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.
Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.
Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто. Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.
Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.
Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как убить своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (задуйте свечу жизни). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.
Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:
Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.
Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.
Базаров - нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.
Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..
Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.
Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.
Почему Тургенев убил Базарова
А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись. Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать — нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся. Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время — еще нет.
Смерть главного героя «Отцы и дети»
Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?
Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.
У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.
То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам — врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.