«Крещение»: праздник, обросший суеверными традициями. Крещение в католической церкви
На основании столь короткого периода наблюдения невозможно точно определить расстояние, на которое астероид 2006 QV89 приблизится к Земле 09.09.2019 года, поскольку больше с тех пор (с 2006 года) астероид не наблюдался. Более того, по различным оценкам объект может приблизиться к нашей планете вовсе не 9 числа, а в другую дату сентября 2019-го года.
Что касается того, столкнется 2006 QV89 с Землей 9 сентября 2019 года или нет - вероятность столкновения крайне мала .
Так, Система Sentry (разработанная JPL Center for NEO Studies) показывает, что вероятность столкновения тела с Землей составляет 1:9100 (т.е. около одной десятитысячной процента ).
Европейское космическое агентство (ЕКА) оценивает шанс пересечения орбиты астероида с нашей планетой как 1 к 7300 (0,00014 % ). ЕКА поместил 2006 QV89 на 4-е место среди небесных тел, представляющих потенциальную опасность для Земли. Согласно данным агенства, точное время "пролета" тела 9 сентября 2019 года - 10:03 мск.
Как в православии, так и в католицизме, Пасха всегда приходится на воскресенье.
Предшествует Пасхе 2020 года Великий пост, который начинается за 48 дней до Светлого праздника. А спустя 50 дней отмечают Троицу.
К популярным дохристианским обычаям, дошедшим и до наших дней, можно отнести крашение яиц, изготовление куличей и творожных пасок.
Пасхальные угощения освящаются в церкви в субботу, накануне Пасхи 2020 года, либо после службы в сам день Праздника.
Приветствовать друг друга на Пасху следует словами "Христос Воскресе", а отвечать - "Воистину Воскресе".
Для российской команды это будет уже четвертая игра в рамках данного отборочного турнира. Напомним, в предыдущих трех встречах Россия "на старте" уступила Бельгии со счетом 1:3, а после одержала две сухие победы - над Казахстаном (4:0) и над Сан-Марино (9:0). Последняя победа явилась самой крупной за всё время существования российской сборной по футболу.
Что касается предстоящей встречи, то по мнению букмекеров фаворитом в ней является сборная России. Киприоты объективно слабее россиян, и ничего хорошего островитянам от предстоящего матча ждать не приходится. Однако, надо учитывать что команды ранее никогда не встречались, и посему нас могут ожидать неприятные сюрпризы.
Встреча Россия - Кипр состоится 11 июня 2019 года в Нижнем Новгороде на стадионе с одноименным названием, построенном к чемпионату мира по футболу 2018 года. Начало матча - 21:45 по московскому времени .
Где и во сколько играю сборные России и Кипра:
* Место проведения матча - Россия, г. Нижний Новгород.
* Время начала игры - 21:45 мск.
Есть вещи, которые совершают 80% граждан нашей страны, даже особенно не задумываясь, зачем и для чего это делается. Просто потому, что так принято, и так делают все! К таким действиям можно отнести и обряд крещения.
Ребенок рождается, и со временем большинство родителей ищут будущих кумовей… В этой статье мы расскажем, какой глубокий смысл закладывает в крещение церковь и почему вам не стоит относиться к подготовке к таинству легкомысленно.
Зачем это делается?
Таинство крещения смывает с человека все грехи, в том числе первородный (тот, который совершили Адам и Ева - он отражается на каждом их потомке, то есть по факту - на всех людях). Иными словами, это духовное рождение любого христианина.
По важности для духовной жизни человека крещение входит в семь главнейших христианских таинств:
- крещение,
- миропомазание (идет вместе с крещением),
- исповедь (покаяние),
- причастие (евхаристия),
- венчание,
- священство (рукоположение в диаконы, пресвитеры или священники, а также епископы или архиереи),
- соборование или елеосвящение (чаще совершается у постели больного человека).
Что нужно для крещения
- Крестик . Некоторые крестные заранее сбрасываются, покупая золотой или серебряный крестик, который батюшка освящает. Если такого не случилось, не страшно - в церкви всегда найдется обычный нательный крестик. Материал не так важен, важен сам обряд.
- Крыжма . По традиции ее покупает крестная мать. Это особенная пеленка или полотенце с вышитыми крестами (в наши дни можно заказать целый набор с вышитыми салфетками, украшенный именем малыша, памятной датой крестин и даже пожеланиями ему). Их можно заменить и обычной новенькой пеленкой либо полотенцем.
- Свечи . Их крестные будут держать в руках. Свечи можно попросить в церкви. Кстати, чтобы воск не капал на кожу, можете заранее запастись несколькими платочками.
- Крестильная рубашка . Некоторые родители несут малыша в церковь в обычном трикотажном «бодике», часто цветном. Но не стоит забывать, что этот день - праздник для него, поэтому крошку лучше нарядить в особенную белую одежду, в которой он будет похожим на ангелочка. Важно: в крестильном наряде у малыша должны легко открываться ручки и ножки, если обряд будет проходить путем поливания головки. Или крестильная рубашка должна легко сниматься (если карапуза будут окунать в воду).
- Свидетельство о крещении . В большинстве храмов их выдают в конце обряда. Впрочем, узнайте заранее - может, именно в вашем случае нужно купить «книжечку» и принести с собой, чтобы священник ее заполнил?
По традиции, все эти вещи должны собирать крестные.
После крестин крыжму и рубашечку хранят. Выбросить или сжечь их считается грехом.
Многие верят, что если малыш заболеет или у него начнется истерика, его стоит завернуть в «крестильную пеленочку», и ему станет легче.
Выбор крестных
Кто-то приглашает родственников (двоюродных, троюродных, а то и родных братьев/сестер), кто-то коллег, а кто-то близких друзей. Но стоит помнить: крестными должны быть не люди, с которыми вам будет приятно посидеть за общим столом или которые смогут покупать малышу дорогие подарки, а те, которые станут относиться к своей новой «должности» серьезно.
Задача таких людей - не только однажды подержать малыша в церкви, но и вводить крошку в веру. Скажем, подарить «Библию» для детей и диск с христианскими мультиками, учить молиться, и уж точно водить к причастию и привести на первую исповедь (в 7 лет).
Требования, которые церковь выдвигает к таким людям:
- это крещенные христиане,
- не алкоголики, наркоманы или пациенты психбольницы,
- также стать крестными запрещено монахам, родителям малыша (даже если они не родные, а приемные), несовершеннолетним и атеистам,
- и наконец, не рекомендуется звать на эту почетную «должность» семейную пару, или же молодых людей, встречающихся между собой и имеющих возможность в скором времени стать парой.
А вот молодежь (от 18 лет) или беременных женщин можно приглашать смело.
Традиционно на роль крестных приглашают пару или две пары людей (в равной степени мужчин и женщин). Впрочем, можно пригласить только одного человека. Для мальчика приглашают мужчину, для девочки - женщину.
В отдельных случаях разрешается провести обряд без присутствия крестных (если родители не могут подобрать хороший людей). Тогда духовным «отцом» ребенка станет священник.
- Крестные в церковь одевают скромную или нарядную одежду не кричащих расцветок.
- Женщины традиционно выбирают платье или юбку (не брюки), голову прикрывают платком.
- Мужчины не должны быть одеты в спортивный костюм или открытые шорты.
- Обязательно иметь нательный крестик (если забыли его, можно приобрести в церкви).
- Выбор времени . Большинство священников уверены: малыша нужно крестить на 40 день после рождения (хотя это не правило, а только рекомендация). Почему? Именно с этого дня мать карапуза начинает считаться «чистой» и ей можно войти в церковь. А это делать обязательно, так как вместе с крещением малыша священник прочтет над матерью очищающую молитву. Хотя конечно, если малыш серьезно болен, обряд можно провести намного раньше (для этого маленькие часовни есть даже в роддомах). А медики говорят: именно в первые 2 месяца после родов карапуз лучше всего перенесет погружение под воду. Да и священнику (кумовьям) будет легче держать на руках такого малыша.
- В какой день можно проводить крещение ? Считается, что в любой. Впрочем, об этом стоит уточнить в конкретном, выбранном вами храме. Да, в некоторых церквях есть обычай проводить крещение только в субботу и воскресенье, после того, как будет закончена Литургия. В других храмах вам могут сказать, что не проводят такого обряда в пост (так как в храме в это время проводится слишком много служб). Ну и наконец, не стоит забывать о часах работы каждого отдельного Дома Божьего - они могут отличаться.
- Выбор имени . Родители подбирают христианское имя для ребенка перед крестинами. Его не стоит разглашать: считается, что такая тайна делает новокрещенного неуязвимым перед силами сатаны. Знать его будут только родители, священник и крестные. И не забудьте приобрести малышу именную иконку его нового небесного покровителя. Кстати, если родители не выбрали имя, его может посоветовать священник, скажем, по святцам (выбрав святого, которого почитают в день крестин), или просто созвучное с мирским именем.
Отличие обряда крещения в различных церковных конфессиях
- Греко-католики . Крещение проводится путем поливания головы либо троекратного погружения в воду. Желательно делать это в церкви, но если нет возможности, то и дома. В самых сложных обстоятельствах (человек/ребенок тяжело болен, священника рядом нет) обряд может провести любой христианин - он будет считаться крестным этого человека/ребенка.
- Римо-католики . Крещение проводят в костеле во время Литургии, в присутствии всех верян, которые сообща молятся за здравие крещенного и его семьи (в особенных случаях ксендз приходит в больницу или домой). Детей крестят в возрасте нескольких месяцев путем поливания головки водой. Взрослый человек должен готовиться к такому обряду на протяжении 2 лет.
- Православные . На протяжении всего обряда младенца держат на руках крестные. Священник трижды задает им символичные вопросы («Отрекаешься ли ты от сатаны и всех дел его?»), на что они должны отвечать за ребенка «Отрекаюсь». Дальше крестные читают «Символ веры» (в идеале они должны говорить наизусть, но часто священник читает эту молитву, а крестные повторяют). Дальше происходит обряд миропомазания, и только после этого - само крещение (троекратное окунание в купель, реже - поливание головки).
Большинство мам малышей волнует вопрос: почему во многих церквях матерей просят выйти из храма? Действительно ли это обязательное правило? В каких случаях матери не только можно, но и нужно присутствовать при крещении? Ответ вы получите из первых рук - от священника. несколько пространное, зато записанное с душой, и ответ на свой вопрос вы получите в полной мере:
Длительность и стоимость крещения
- Время . Чаще всего это 40-45 минут. Впрочем, обряд может длиться и до 2 часов (все зависит от количества крестящихся).
- Деньги . По традиции, крещение - это обряд, за который не должны стягиваться деньги (родители или крестные могут добровольно оставить церкви пожертвования). Впрочем, в некоторых церквях может висеть «прейскурант», в котором будут указаны размеры пожертвования не только за разные виды обрядов, но и за дополнительные услуги - скажем, разрешение фото- или видеосъемки. Конкретные цифры вы можете узнать только в интересующем вас храме. Чаще всего речь идет о сумме от 500 до 2000 рублей.
А в некоторых церквях родителей или крестных могут попросить принести не деньги, а вино (для обрядов) и тортик (для воскресной детской школы).
Если же ваша семья вообще не в состоянии заплатить за крещение, батюшка не может отказать в проведении обряда.
Крещение взрослого человека
Так как взрослые могут сами отречься от сатаны, а после «водить» себя в церковь, для их крещения крестные не обязательны. Хотя желательны, особенно если человек совсем мало понимает в выбранной вере - опытный христианин-крестный всегда поможет советом.
Желающий креститься должен:
- выучить православные молитвы (в первую очередь «Символ веры», «Богородице, дево» и «Отче наш»);
- несколько дней перед обрядом придерживаться поста и не посещать увеселений (под запретом также плотские утехи), а с вечера дня перед крещением вообще не пить и не есть;
- подготовить специальную белую сорочку (чтобы в церкви не возникло конфуза, нужно заранее проверить, не становится ли она прозрачной, намокая - особенно это касается женщин);
- также стоит принести с собой полотенце (это не обязательно должна быть крыжма), резиновые тапочки для собственного удобства.
Источник: https://TayniyMir.com/obryadi/obryad-kreshheniya.html
Крещение детей
Это таинство служит дверью в Христову Церковь. Потому что только тот человек, который принял Крещение, может считаться ее членом. Не зря данный обряд называют духовным рождением человека. Иисус Христос своим ученикам говорил о том, что в Царствие Божие не может войти тот, кто не родится из воды.
Итак, узнаем о назначении этого обряда, его тонкостях, правилах и традициях.
Крестить ли ребенка: за и против
В переводе с греческого языка слово «крещение» обозначает «погружение в воду». Обряд - первое и самое важное таинство для православного человека. Крещение представляет собой процесс погружения младенца в воду трижды с произношением священнослужителем установленных церковью молитв.
Сегодня ведутся споры по поводу необходимости крещения детей в младенческом возрасте, когда они сами еще ничего не понимают, не осознают суть обряда.
На это есть ряд причин, главная из которых - обретение полноправного членства в Церкви Христовой. То есть сам обряд присоединяет дитя к Богу, вере, дает возможность принимать участие в других церковных таинствах. Речь идет о причастии, миропомазании, исповеди, соборовании, венчании. Некрещеного малыша нельзя причащать, прикладывать к святыням.
Как ни печально об этом говорить, но дети часто умирают, и некрещеный мальчик или девочка не будут отпеты после смерти. И об этом нужно знать родителям.
Во время совершения обряда Крещения на малыша сходит Святой Дух. Девочка или мальчик после этого уже находятся под защитой Господа Бога, Богородицы, Ангела-Хранителя. Кстати, в честь него и называют ребенка, ориентируясь на церковные даты.
Только за крещеного человека (и младенца в нашем случае) можно молиться в храме, отправлять духовные требы (о здоровье, благополучии, добрых делах). То есть крещёный ребенок - это дитя Божье, перед которым открыты врата храма и Царства Божия.
Что касается аргументов против крещения маленьких детей, то они касаются, в основном, того, что веру человек должен принимать осмысленно. А дети, особенно до года, абсолютно не понимают, что с ними происходит во время Крещения и зачем это нужно.
Противники проведения обряда в младенчестве полагают, что крестить ребенка нужно, когда тот будет понимать все, что с ним происходит, и будет этого хотеть.
Но поскольку с момента рождения за детей несут ответственность их отец и мать, то они и в данном случае принимают решение о том, чтобы как можно раньше их малыш обрел покровительство Бога, рос здоровым и кротким.
Крещение детей у католиков и православных
Главное предназначение Крещения у католиков - очищение малыша от первородного греха, его принятие в католичество, объединение с Костелом. По сути, такая же цель обряда и у православных. Крещение дает мальчику или девочке силу для жизни и защиту, которых нет при рождении.
У католиков принято крестить дитя через 4-6 недель после рождения. Но ритуал происходит и гораздо позже. До 6 недель малыша крестят в крайних случаях, когда он болеет, родился слабеньким. В таких ситуациях папа и мама стараются помочь чаду обрести защиту высших сил, а с ней и здоровье.
Обычно католики за 2-3 недели до желаемой даты ставят в известность ксендза.
Костельное право разрешает крестить деток в течение всего года, то есть и в праздники, и в пост. Но следует предварительно узнать и о тех обычаях, которые существует в конкретном костеле. Ведь в некоторых пара́фиях есть традиция проводить обряд крещения один раз в месяц. Однако это скорее исключение, нежели правило.
Каждые родители решают, как именно будет проходить церковная церемония крещения, будет ли она камерной или многолюдной.
Нередко деток католиков крестят во время святой имши́ - литургического действия в католичестве, которое аналогично православной Литургии.
Можно организовать крещение и в тихой атмосфере, то есть в сакри́стии - специальной комнате вблизи основного зала костела. Обязательным условием проведения обряда является присутствие распятия.
Крестными родителями у католиков могут быть верующие и практикующие католики, прошедшие обряд бежмова́ния. Так называют ритуал миропомазания, проходящий в зрелом возрасте. Главное условие получить право стать крестными - сознательность людей, которые достойно справятся с ролью вторых родителей ребенка.
В православии относительно крестных те же правила. Немного по-другому проходит сама процедура крещения. Обязательное условие для выбора крестных - их принадлежность к церкви, духовная готовность взять на себя новые обязанности.
Крещение детей, рожденных вне брака
Церковь всегда ратует за рождение детей, признавая аборты грехом. Поэтому не важно, от какого брака они рождены. Священнослужители не спрашивают об этом. Батюшка не отказывается крестить ребенка, если он рожден женщиной, живущей гражданским браком или вообще без мужа.
Последние тенденции - появление на свет малышей в результате суррогатного материнства - вызывают неоднозначную оценку священнослужителей и общества. Однако, не смотря на это, крестят и таких деток.
Крещение ребенка: крестные родители (крещение без крестных)
Согласно церковным канонам, крестными могут быть и родственники. Бабушки, тети, дедушки, дяди спокойно по решению родителей могут покрестить младенца. А вот приемный отец стать крестным приемному малышу не может. Об этом гласит 53 правило VI Вселенского собора. Крестные родители еще именуются восприемниками малыша. Они не должны быть супругами.
Что касается крещения без крестных, то в случае крайней нужды можно крестить малыша и без восприемников, то есть, если нет крестных. Это возможно в случае полного отсутствия достойных, истинно верующих кандидатов на крестных родителей.
Приметы, правила и традиции
Что нужно знать, собираясь окрестить дитя, родителям и будущим крестным? Таинство традиционно состоит из освящения елея и воды, помазания елеем и основного священнодействия - троекратного погружения младенца в воду.
Вода издавна была символом очищения. Погружение в нее - символ покаяния. Елей является символом здоровья и исцеления, мира, а свечи при этом играют роль правой веры, кадило символизирует благоухание Святого Духа.
Традиционно при крещении, а именно во время всего обряда, крестные держат малыша на руках. Мальчика обычно держит крестный отец, девочку - крестная мать. Можно это делать по очереди.
После погружения ребенка в купель священник передает его крестному или крестной. Те принимают его на руки. От этого и происходит название «восприемник». Так они на всю жизнь берут на себя обязанность воспитывать дитя в духе православья, учить вере и благочестию, приобщать к Таинствам, молятся за них.
Между крестными и родителями малыша устанавливается духовное родство.
Существуют традиции в подготовке к обряду. Крестный, как правило, берет на себя оплату за крещение, покупку нательного крестика. Крестная покупает необходимые для крещения вещи. Это полотенце, крестильная рубашка, простынка.
Есть и приметы, связанные с крещением, но их соблюдение вовсе необязательно. Так, говорят, что женщина должна первой крестить мальчика, мужчина - девочку. Еще говорят, что человек, который первый раз видит дитя при крещении, рядом с ним должен положить деньги, чтобы тот был здоров. Также свечу надо зажигать правой рукой, чтобы малыш не был левшой. Но все это не более, нежели поверья.
Что дарить при крещении
Крестная и крестный могут предварительно обсудить, что и кто будет дарить. Многие пары сегодня советуются по этому поводу с родителями малыша. Ведь до крещения ребенку всегда надаривают много, а папа с мамой лучше знают, чего не хватает.
Обычно, если крестный дарит золотой крестик, то крестная - игрушки, костюмы, комбинезоны, приносит их со сладостями, чтобы малышу жилось сладко. Можно выбрать и памятный подарок, чтобы мальчик или девочка сохранили его надолго как знак духовной связи со вторыми родителями.
Можно ли крестить детей друг у друга
Часто священникам задают вопрос о том, разрешается ли родителям малыша стать восприемниками у деток своих кумовей, то есть крестных родителей своих детей.
Такое допускается, ведь подобное действие духовного родства никак не нарушает. Оно только укрепляет его. Кто-то из родителей может стать крестным, например, у появившейся на свет девочки кумовей.
Только вот оба супруга не должны быть восприемниками у одного малыша.
Крещение ребенка беременной женщиной
Будущая мать благословенна Богом на рождение малыша. Это очень хорошо. Поэтому никто и ничто не может ей запретить стать крестной матерью. Это не повлияет на ее дитя, только наложит дополнительные духовные обязанности.
И если кто-то говорит, что беременным крестить нельзя, то это не связано с церковными канонами, а, скорее, суеверие. Участие во всех церковных таинствах пойдет только на пользу будущей матери.
Крещение ребенка и месячные у крестной
Согласно установлениям ветхозаветной религии, чистота (в том числе и физическая) является важным условием приближения ко всему духовному. Физической нечистотой в книгах Ветхого Завета как раз и считались месячные. Нельзя осмелятся в такие дни подходить к Таинству Тела и Крови Господних.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно предварительно родителям и крестным обговаривать дату проведения обряда.
Крещение детей в пост
Церковного запрета крестить детей в пост нет. Но верующие избегают это делать чаще всего потому, что после обряда следует празднование, и оно должно быть постным.
Всякие празднования в пост не приветствуются. Поэтому можно совершить исключительно Таинство, если ребенок слабый (семимесячный, например) или перенести Крещение на время после окончания православного поста.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
Источник: http://NashiDetki.net/vospitanie-detej/kreshchenie-detej.html
Отличия православия от католицизма в богословии и обрядах, службе и устройстве церкви, таинствах и атрибутике
Христианство является крупнейшей по численности верующих мировой религией. Его последователи живут на всех континентах.
Однако в вероисповедании отсутствует целостность. Оно состоит из трёх основных ветвей - католицизма, православия, протестантизма.
- История раскола
- Численность верующих и география конфессий
- Отличия
- Богословие
- Устройство храмов, регламент службы, духовенство
- Таинства
- Праздники и пост
- Атрибутика
История раскола
В ранний период своего существования христианская церковь представляла единое целое. Верующие совершали одинаковые обряды, признавали одни и те же богословские традиции. После разделения Римской империи на две части: Западную и Восточную, началась постепенная трансформация общей религиозной организации.
В Константинополе был образован собственный религиозный центр, возглавляемый патриархом. Изначальное тесное сотрудничество между руководителями римской и константинопольской ветвей, сменилось соперничеством. В итоге, церковь раскололась на две части. Официально отношения были разорваны в 1054 году .
Основанием для этого послужили три весомые причины:
- Объявление католического Папы Римского себя главой всей Христианской Церкви.
- Притязания Рима на лидерство в мировом христианстве.
- Внесение изменений в текст Символа Веры, который восточные верующие считали неприкосновенным.
Церковнослужители обеих христианских ветвей предали друг друга анафеме. Её официально отменили лишь в 1964 г. Однако, раскол в церкви не ликвидирован. Многовековое обособленное существование привело к формированию заметных отличий православия от католицизма в богословии, таинствах, религиозной атрибутике.
Численность верующих и география конфессий
Восточные христиане , после отделения, стали называть западную ветвь греческим словом «католикос» («всеобщий»). В настоящее время католицизм самая массовая из христианских церквей. Её приверженцы составляют свыше 1,2 млрд человек. Католики признают своим верховным главой Папу Римского, которого именуют наместником Бога на Земле.
Последователей христианства восточного обряда, католики зовут ортодоксами («правильный») или православными. В мире их насчитывается примерно 200 млн. человек.
Православие получило распространение среди славянских народов стран СНГ, а также в ряде государств Европы. Ортодоксальная церковь разделена на 15 поместных церквей и не имеет единого руководства.
Главой церкви православные называют Иисуса Христа.
Богословие
Для священнослужителей и мирян первостепенное значение имеет Символ Веры . Это главный догмат христианства, на котором основано все вероучение. Обе конфессии признают триединство Бога, воплотившегося в образе Святой Троицы:
- Отца;
- Сына;
- Святого Духа.
Однако православные верят, что Святой Дух исходит от Отца. Католики считают, что он в равной степени присущ и Отцу, и Сыну.
Также отличается воззрение на Матерь Божию - Деву Марию . В понимании православных верующих, Мария родилась и умерла подобно обычным людям.
После смерти была взята на небо. Её прославляют, прежде всего, как Богородицу.
Для католиков Матерь Божия изначально является святой и безгрешной. Они полагают, что её рождение было непорочным, как и у Иисуса Христа.
Кроме того, Дева Мария вознесена на небо живой, когда срок её земной жизни подошёл к завершению. Культ Девы Марии чрезвычайно распространён в странах Запада.
В обеих конфессиях верующие читают молитву «Радуйся Мария» («Ave Maria»), но с заметной разницей в форме.
Ортодоксы думают, что после смерти, согласно своим деяниям, душа человека попадает в рай (для праведников) или ад (для грешников). Католики, помимо этого, выделяют чистилище - место, где души пребывают после Страшного Суда, в ожидание рая.
В вопросах веры восточные христиане признают заповеди, принятые на 7 первых Вселенских Соборах до распада общей церкви. Западные христиане следуют установлениям всех прошедших Вселенских соборов. Последний, 21-й Вселенский Собор, который созывался в 1962 г., разрешил проводить службы в католических храмах на национальных языках наравне с латинским.
В католические Библии включено дополнительно ещё 7 апокрифических (неканонических) книг , расположенных между Ветхим и Новым Заветом. В православной Библии 9 апокрифов. Христиане полагают, что они были вдохновлены Словом Божьим.
Устройство храмов, регламент службы, духовенство
Отличия между православием и католицизмом хорошо заметны в устройстве храмов, правилах проведения церковной службы.
Православные соборы имеют традиционную ориентацию алтарной части на восток , в сторону Иерусалима. Внутренняя часть алтаря отделена от храмового помещения, иконостасом.
Заходить за алтарь имеют право лишь священнослужители. Обустройство внутреннего пространства в костёлах отличается расположением алтаря.
Он, иногда, стоит в центральной части и отделен от общего пространства с помощью перегородки.
У православных главное дневное богослужение именуют Божественной Литургией, а у католиков она называется Мессой. Восточные христиане стоят во время церковной службы, показывая своё смирение перед Богом.
Чтобы продемонстрировать безоговорочную покорность Божьей Воле, верующие становятся на колени. В католических костёлах принято слушать проповедь священника сидя на скамейках.
Во время молитв миряне становятся на специальные подставки.
Обе церкви имеют единое мнение в вопросах необходимости духовенства , как проводника между богом и людьми. В ортодоксальной конфессии священнослужителей делят на 2 группы.
«Белое» духовенство - это те, кто имеет под своим управлением приходы, вступает в брак. «Чёрное» - те, кто несёт обет безбрачия, монашествующие. Высшие чины избираются исключительно из числа «чёрного» духовенства.
В католическом мире все священники дают перед вступлением в должность обет целибата (безбрачия).
Таинства
От рождения до смерти католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств:
- крещение;
- миропомазание;
- евхаристия (святое причастие);
- исповедь;
- венчание;
- соборование;
- хиротония (рукоположение в сан).
В католичестве принято считать, что таинство имеет силу независимо от желания или душевного расположения человека. Православные священники придерживаются прямо противоположного взгляда - таинство недействительно, если человек на него не настроен.
При проведении обрядов заметны существенные отличия . Во время крещения в православную веру человека полностью погружают в воду. У западных христиан практикуют обрызгивание водой.
Миропомазание в православии следует сразу же за крещением. Католики устраивают отдельный обряд - конфирмацию, при достижении ребёнком сознательного возраста (10–13 лет). Соборование, т. е. помазание елеем также отличается.
У ортодоксов оно проводится над больным человеком, а у католиков над умирающим.
Причастие- это трапеза из хлеба и вина. Вкушая их, христиане вспоминают смерть Иисуса на кресте. Причащение в двух христианских конфессиях заметно отличается.
Католические священники раздают мирянам тонкие лепёшки пресного хлеба, называемые облатками. Причастие вином и хлебом удостаивается лишь духовенство.
Православные верующие получают в момент причастия вино, хлеб, тёплую воду. Для выпечки хлеба используют дрожжевое тесто.
По-разному сложилось отношение к брачным узам в двух конфессиях . Для католиков брак является нерасторжимым. По православным канонам, в случае подтверждённого факта супружеской измены, пострадавший супруг имеет право на заключение нового брака.
В знак почтения к Святой Троице христиане совершают крестное знамение на входе и выходе из храма. Способы крещения имеют различия. Православные верующие традиционно кладут крест тремя, собранными в щепоть пальцами, справа налево. Католики совершают знамение в обратном направлении. Они могут креститься сложенными пальцами или раскрытой ладонью.
Праздники и пост
Рождество, Пасха и Пятидесятница - самые почитаемые христианские праздники. В западной и восточной конфессиях придерживаются разных систем летоисчисления, потому даты праздников не совпадают.
Различие касается, прежде всего, Пасхи и Рождества. Наступление Светлого Христова Воскресения высчитывается по календарю, поэтому в 70% случаев оно будет отличаться. Православные традиционно отмечают Рождество 7 января, а католики - 25 декабря.
В каждой церкви существуют свои почитаемые праздники.
Датой начала Великого Поста в католицизме принято считать Пепельную среду, а в православии - Чистый понедельник.
Атрибутика
Главным символическим знаком христианства является крест . Он символизирует распятие, на котором принял смертные муки Иисус Христос. Внешний вид креста и изображение Христа на нём сильно отличаются в разных конфессиях.
У католиков крест с четырьмя концами. У православных 8-ми -конечный, поскольку точно копирует распятие. К главной вертикальной перекладине добавлены три вертикальные.
Верхняя, символизирует табличку с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя, служила опорой для ног.
Её называют «мерило праведное»: одна сторона приподнята в знак раскаяния разбойника, уверовавшего в Миссию, а другая сторона опущена к земле, указывая на ад для второго злодея.
На католических крестах Христос изображён, как человек, терпящий немыслимые страдания. Его ноги прибиты одним гвоздём. На ортодоксальном кресте Иисус выглядит как человек одолевший смерть. Его ноги прибиты гвоздями по отдельности.
Отличается способ изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцен на библейские сюжеты. Православная иконопись придерживается строгих канонических требований . В католицизме более вольное обращение с нанесением рисунка. Различия коснулись также использования скульптур. Они преобладают в костёлах, а в церквях их практически нет.
24.04.2015
У католиков данный праздник отмечают 19 января. Празднование связано с крещением Иисуса Христа в речке Иордан.
История праздника
В период жизни на земле Христа, людей крестили только в достаточно взрослом возрасте, когда человек выбирал для себя эту веру и был готов проводить обряд крещения. Это и объясняет тот факт, что Иисус был крещен в 30 лет. Религия была новой для люда, жившего в тот период времени, потому как вера в одного Бога всячески отвергалась.
Церковь, поверья и традиции
В церкви, в этот праздник, принято святить воду, которую брали с рек либо озер. Люди делали на водоеме лунку, специально в форме креста и оттуда набирали воду, которую перед этим освятил священник. В момент ритуала священник произносил определенную молитву над водой, далее мочил в лунке церковный крест, а в то время как церковные прихожане пели псалмы. Завершив это действия, вода считалась святой. Люди набирали воду и несли каждый к себе домой. Существует вера, что крещеная вода помогает от недугов, придает здоровье и оберегает от нечистой силы. Руководствуясь своей верой, существует традиция окунаться в данном прорубе.
На сегодняшний день, из-за плохой экологии воду для крещения набирают дома. Но традиция с окунанием еще осталась. Воду святят в церкви и около нее. Люди выстаиваются около церкви и выставляют сосуды с водой, после священник проходит мимо всего люда и святит воду. Существует вера, которая сохранилась по сегодняшний день, что свяченая вода являетсямощным оберегом от сглаза, порчи и вообще влияния нечисти. Поэтому, люди окропляют углы дома, хозяйство, двор, дабы уберечь и обезопасить себя. В этот праздник нужно пить свяченую воду, она придает здоровья и счастья человеку. У католиков данный праздник совпадает с большим праздником Трех королей, это три мудреца, что первыми сообщили всему миру о рождении Иисуса Христа. В канун этого праздника люди несут из костела свяченый мел, которым на дверях своего дома пишут три буквы, что символизируют аббревиатуру имен трех королей. «К. М. Б» — Каспель, Мельхон, Бальтазар. Верят, что это защитит их дом и принесет счастье и благополучие в семьи. Этот мел сохраняется на протяжении всего года. Его еще принято использовать в качестве лекарства от боли в животе. После окончания службы, хозяева верили в то, что если первыми попасть домой, то и сбор урожая осуществят первыми. Сено, где ранее находилась кутя, скармливали домашним животным, оно излечивало их от болезней и придавало силы, а главное служило хорошей защитой от ведьм. Еще по погоде данного праздника судили, какой будет погода летом и каким будет урожай.
19 января — это день, когда православный люд почитает великий праздник являющийся последним в рождественском посту, известный как Крещение Господне, или Богоявление, иногда его именуют как Иордания (Иордан). ...
В католической церкви таинству Крещения посвящена особая церковная служба — Литургия Крещения детей. Крестят чаще всего в воскресенье. Отличие католического обряда в том, что на крещении должны присутствовать как родители ребенка, так и его крестные. Маленьких детей крестят по вере родителей. Воцерковленность семьи и понимание католического вероучения играет важную роль. Начинается служба обрядом принятия ребенка в церковную общину. Обряд принятия представляет собой диалог священника и родителей, в котором родители свидетельствуют о своей вере и понимании значения церкви и таинств.
Священник спрашивает: «Какое имя вы выбрали для своего ребенка?» Родители называют имя. Священник: «Что вы просите у Церкви Божией для (имя)?» Родители отвечают: «Крещения». Священник может начать диалог по-другому, родители не обязаны отвечать по общепринятой формуле. Они говорят в данном случае то, что думают. На второй вопрос они могут ответить: «Божьей Благодати», «Жизни вечной» или «Принятия в лоно Церкви Христовой». Священник продолжает, обращаясь к родителям: Дорогие родители, испрашивая принятия ребенка в лоно Церкви, вы берете на себя ответственность по воспитанию его в вере Христовой, вы должны учить его любить Бога и ближних, соблюдать заповеди. Сознаете ли вы свои обязанности? Родители отвечают: Сознаем. После чего совершитель таинства обращается к восприемникам: Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям в христианском воспитании этого ребенка? Восприемники отвечают: готовы. Священник говорит о том, что община такого-то храма с радостью принимает (имя ребенка) и осеняет его крестным знамением. Примечательно, что родители и крестные, вслед за священником, совершают начертание креста на челе ребенка. Ребенок становится членом церковной общины и начинается вторая часть крещальной службы — Литургия слова. Священник читает отрывки из Нового завета и произносит краткую проповедь, в которой более развернуто говорит об обязанностях родителей и крестных в воспитании детей. Затем священник призывает всех присутствующих к общей молитве. Предстоятель читает тексты молитв, а все молящиеся на воззваниях отвечают «Услышь нас, Господи!» Литургия слова заканчивается молитвами ко всем святым.
Третья часть — Литургия таинства, — начинается шествием всех молящихся, во главе с предстоятелем, к купели. Священник совершает чин освящения воды, читает благодарственные молитвы, а затем происходит обряд отречения от сил зла. На вопросы священника отвечают и родители, и восприемники. Священник спрашивает: «Отрекаетесь вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божьих?» Родители и восприемники отвечают вместе: «Отрекаемся». После отречения от соблазнов и сил зла, следуют вопросы об исповедовании веры, на которые также отвечают родители и крестные.
Вся семья и восприемники подходят к купели и священник еще раз задает ритуальный вопрос: «Желаете ли вы, чтобы (имя ребенка) принял крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедовали?» Родители отвечают: «Желаем». Священник погружает ребенка в купель трижды. Крещальная формула в католичестве звучит так: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После чего крестные принимают ребенка из купели. Если крещение совершается возливанием воды на голову ребенка, держать его могут как родители, так и крестные.
Таинство завершается облачением ребенка в белую одежду, которую крестные должны подготовить заранее. Белую одежду можно заменить отдельным элементом — белым шарфом, накидкой. Священник зажигает крестильную свечу от пасхала и вручает родителям со словами: «Примите свет Христов». Затем вся процессия идет к алтарю, впереди несут крестильную свечу ребенка. Все поют молитвы. В заключение священник произносит напутственную проповедь и благословляет родителей ребенка, а также самого крестника.
Таинство Миропомазания в католической церкви
В католическом учении говорится: «Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом».
Миропомазание или обряд конфирмации совершается в латинской церкви, когда ребенок достигнет 13-14 лет. Конфирмация («confirmatio») в переводе с латыни означает «утверждение». В католическом учении это имеет смысл сознательного утверждения в вере.
Совершает таинство епископ. Священник может совершить его только в экстренном случае, по поручению епископа. Поскольку конфирмация предполагает сознательное исповедование веры, человек может участвовать в нем достигнув сознательного возраста.
Таинство Миропомазания включает чтение Священного Писания (Литургия Слова), исповедования кандидатами желания принять Святого Духа, и обновление крещальных обетов.
Литургия таинства совершается возложением рук на кандидатов и чтением особых молитв. Затем епископ налагает на чело каждому знамение креста — помазывает святым миром и произносит: «Прими знамение дара Святого Духа». Миропомазанный отвечает: «Аминь».
Обряд конфирмации часто совершается перед святой мессой, на которой всем прошедшим конфирмацию подается причастие Святых Тайн. Вне мессы таинство миропомазания завершается благословением епископа.
Крещение - один из главных христианских праздников . Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
Праздник Крещение отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих , согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.
В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер - экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь — это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи“. Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.
Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала“ дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.
У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей - трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.
На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K, M и Б», согласно именам Трех королей - Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?
Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.
С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.
Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.
Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.
Богоявленская вода. Свойства богоявленской воды
Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".
Святая вода. Молитва
При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Приметы на Крещение (Народные приметы)
По погоде, которая стояла на Крещение , люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): „Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы (второе название Крещения)“ или «На Водахрышчы дзень цёплы - будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина - будет ли он голодать после Коляд, аль нет.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления , называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)... имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».
Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал... многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони... ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».
«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.
Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».
- Портфолио воспитателя детского сада (ДОУ): как сделать, положение, примеры, шаблоны, образцы оформления скачать бесплатно Системность повышения квалификации
- в помощь педагогу внеклассной работы
- Сборник кроссвордов по истории Кроссворд по истории 7
- Конспект занятия по Изо (Рисованию) на тему:" Как я провел лето"