Микеланджело буонарроти картины и скульптуры. Картины Микеланджело Буонарроти
Февраль 18, 2019
Великий мастер эпохи итальянского Возрождения Микеладжело Буонарроти (1475 – 1564) считал себя в первую очередь скульптором, а не художником, архитектором или поэтом. На это указывают многие сохранившиеся письма и документы, подписанные главным образом как «Michelagniolo, scultore». На сегодняшний день известно около полусотни его работ, принадлежащих резцу талантливого ваятеля. Большая часть из них находится во Флоренции и Болонье, а скульптуры Микеланджело в Риме можно пересчитать, практически, на пальцах одной руки .
Микеланджело Буонарроти. Даниэле да Вольтерра, 1544
За свою жизнь гениальный художник разработал большое количество проектов, многие из которых так и остались незаконченными или реализованными не до конца. Наиболее ярким примером этого является его работа над гробницей папы Юлия II, находящейся в базилике Сан Пьетро ин Винколи в Риме.
Три скульптуры Микеланджело для Папы
Своим самым амбициозным проектом – созданием монументального мавзолея для gапы Юлия II , заказанного понтификом еще при жизни, Микеланджело занимался в течение 40 лет. В первоначальном варианте, разработанном в 1505 году, предусматривалась установка сорока скульптур.
Проект Микеланджело
Отправившись в мае 1505 года в каменоломни Каррара за материалом для скульптур, Микеланджело, возвратившись в Рим через восемь месяцев, узнал – его грандиозный проект гробницы для папы уже не являлся приоритетным. Архитектор Донато Браманте убедил папу Юлия II в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Кроме этого, планировавшаяся новая военная кампания против Перуджи и Болоньи окончательно отодвинула сроки начала работ на неопределенное время.
После смерти папы Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513, по настоятельной просьбе наследников прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.
Микеланджело. Надгробие папы Юлия II
Из семи украшающих гробницу мраморных скульптур, Микеланджело принадлежат только три – статуи сестер Рахиль и Лии, и библейского . По этому поводу сам художник писал, что «одной только этой статуи достаточно, чтобы сделать честь гробнице папы Юлия II» .
Моисей. Микеланджело Буонарроти
Если более пристально присмотреться к бороде Моисея, то при достаточно хорошем воображении, под нижней губой, немного правее, на скульптуре Микеланджело можно увидеть вырезанный профиль лица папы Юлия II.
По замыслу Микеланджело скульптуры двух женских фигур олицетворяют собой два способа бытия – созерцательный и созидающий. Созерцательная жизнь аллегорически представлена библейской героиней Рахиль, приходящейся второй женой Иоакову, молящейся во спасение.
Скульптура Микеланджело «Рахиль»
Ее старшая сестра Лия, изображенная как римская матрона, является аллегорическим образом созидающей жизни. Историки интерпретируют общий замысел работы Микеланджело над гробницей как своего рода посредническую позицию папы Юлия II между устоявшимся католицизмом и его дальнейшим реформированием.
Скульптура Микеланджело «Лия»
Довольно спорной считается скульптура самого папы Юлия II, возлежащего на саркофаге. Долгое время авторство приписывалось Томмазо Босколо, однако после ряда исследований, проведенных во время реставрационных работ, многие историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, значительная часть скульптуры принадлежит именно руке Микеланджело.
Скульптура папы Юлия II
Монументальное произведение, которое можно видеть сегодня в базилике Сан Пьетро ин Винколи, сильно отличается от первоначального замысла художника. Сам мастер признавал, что этот проект стал настоящей трагедией его жизни, о чем свидетельствуют строки в одном из писем, обращенные к анонимному получателю: «Я потерял всю свою молодость, привязанный к этому погребению, которое непреднамеренно разрушило во мне все, а заплатил за это как вор и ростовщик».
Христос делла Минерва
Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как «Cristo della Minerva», на самом деле имеет несколько названий – «Несение Креста», «Воскресение Христа», «Христос Спаситель». Скульптура Микеланджело была сделана в 1519 – 1520 гг и в настоящее время ее можно видеть в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме, слева от главного алтаря.
Скульптура Микеланджело «Воскресение Христа»
В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками папы Юлия II, он берется за очередной заказ, поступивший от Метелло Вари. Работая над обличием Христа почти законченной скульптуры, Микеланджело обнаруживает черные прожилки в белом мраморе, проступившими прямо на лице.
Черные прожилки на обличии Христа в первой скульптуре Микеланджело
Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. В марте 1520 года, почти закончив ее новый вариант, Микеланджело отбывает в Рим, предоставив сделать последние штрихи на мраморной скульптуре своему подмастерью Пьетро Урбано. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил более способный его ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была помещена в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Задрапированная часть скульптуры Мекеланджело в базилике Санта Мария сопра Минерва
Изначально фигура, изображающая Христа, была полностью нагая. Художественный замысел Микеланджело показывал неповрежденное похотью тело, контролируемое волей воскресшего. Он подразумевал, тем самым, победу над грехом и смертью. Позже, после решения Тридентского Собора (Concilio di Trento), половые органы скульптуры были задрапированы набедренной повязкой, выполненной из позолоченной бронзы.
Это интересно!
Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил второй вариант статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать из мрамора еще одну, третью фигуру, но заказчик отказался. В качестве материальной компенсации, в 1522 году художник отдал Вари незаконченную первую версию скульптуры, которую тот просил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, вблизи базилики Санта Мария сопра Минерва. Она оставалась там, судя по записям ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), до 1556 года и была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для его коллекции древних статуй.
Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Он утверждал, что статуя была закончена в начале XVII века французским скульптором Николя Кордье, и сделал предположение, что надгробный памятник, украшавший некоторое время семейное захоронение семейства Джустиниани, и есть первый вариант скульптуры Микеланджело.
Лишь в 2000 году искусствовед и историк Irene Baldriga окончательно признала в статуе первую версию работы, утвердив авторство Микеланджело. В настоящее время эта скульптура находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартир в Бассано Романо близ Витербо.
Скульптура Микеланджело Пьета
Одной из самых известных , а также лучших скульптур Микеланджело, является Пьета, хранящаяся в соборе Святого Петра в Ватикане. Статуя из каррарского мрамора была изготовлена 24-летним художником в 1498 – 1499 всего за два года по заказу посла французского короля Карла VIII, кардинала Jean de Bilheres. Она предназначалась для установки в качестве надгробия после его смерти.
Пьета является единственной подписанной скульптурой Микеланджело. На плечевом ремне, лежащем поверх мантии Девы, мастером высечены следующие слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Начертать эту надпись его побудил случайно услышанный спор об авторстве, который велся возле скульптуры приехавшими в Рим ломбардийцами.
Подпись Микеланджело
Скульптура, изображающая тело Иисуса после распятия, лежащее на коленях своей матери Девы Марии, вызывала не только восхищение, но и критику современников. Интерпретация Микеланджело, где Мария выглядит молодой и красивой, а не престарелой пятидесятилетней женщиной с 33-летним сыном, сильно отличалась от ранее созданных работ других художников. Тем не менее, замысел мастера символизировал нетленную чистоту Божьей матери, о чем свидетельствуют слова самого Микеланджело, отвечавшего на нападки критиков. Они были записаны Асканио Кондиви:
«Разве вы не знаете, что целомудрие, святость и неподкупность сохраняют молодость гораздо дольше. Так что же может изменить тело Богородицы, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания» .
Свое нынешнее местоположение Пьета заняла в 1749 году. За многие столетия скульптура Микеланджело была несколько раз повреждена, однако наиболее существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года. В этот воскресный день, на Пятидесятницу, 34-летний австралиец венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, воскресший из мертвых» кинулся на статую.
Перед тем, как он был схвачен и обезврежен, душевнобольной успел несколько раз ударить по ней геологическим молотком, нанеся серьезный ущерб. У фигуры Девы Марии была отбита по локоть левая рука, нос и веки практически уничтожены, а всего от скульптуры под ударами молотка было отколото более пятидесяти фрагментов.
Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров, и хотя многие из них были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян. Восстановление началось почти сразу же после досконального обследования поврежденной скульптуры Микеланджело. Благодаря существующему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения размеров.
С тех пор Пьета находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.
Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве - итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.
Потолок Сикстинской капеллы
При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.
Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.
Скульптура Бахуса в музее Барджелло
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело - мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.
Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге
Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.
Мучения Святого Антония
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 - 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.
Мадонна Дони
Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.
Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан
Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета - единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.
Моисей Микеланджело в Риме
Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре .
Страшный Суд в Сикстинской Капелле
Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле - Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.
Распятие Святого Петра, Ватикан
Распятие Святого Петра - заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу - на самом деле сам художник. Таким образом - Распятие Святого Петра в Ватикане - это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана .
Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, в романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением».
Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело - первый художник одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.
В понедельник 6 марта 1475
года в небольшом городке Капрезе родился ребенок мужского пола у подесты (градоправителя) Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью - ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.
Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына когда нибудь в высших гражданских должностях.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1 го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять - в третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан Марко. Биографы рассказывают, что он занимался там рисованием со старых гравюр, а также копированием, достигнув в этом громадных успехов.
Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490
году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494
году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495
году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501
году снова возвращается в родной город.
К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело. Единственная законченная им и сохранившаяся картина это - тондо «Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания этого тондо (тондо - станковое живописное или скульптурное произведение, имеющее круглую форму) нет.
В композиции картины господствует фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна. Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это - не обычная счастливая семья. Здесь нет и следов интимности. Это - величавое «святое семейство».
В 1504
году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным художникам - Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело - «Битвы при Кашине».
В отличие от Леонардо Микеланджело хотел изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Восемнадцать фигур написал художник, все они в движении.
В 1506
году оба картона были выставлены для обозрения. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность изучать оба картона - и Микеланджело и Леонардо, - свидетельствует, что они были «школою для всего мира».
Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка: «Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы штрихами, третьи исполнены тушевкой и цвета на них положены мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все свое умение в этом деле».
В 1505
году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей, составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508
году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Согласно первоначальному замыслу на плафоне предусматривалось изобразить в соответствующих люнетах лишь двенадцать апостолов и самые обычные орнаментальные украшения.
«Но уже начав работу, - писал Микеланджело, - я увидел, что это будет выглядеть бедно, и я сказал папе, что с одними апостолами будет бедно. Папа спросил: почему? Я ответил: потому что они сами были людьми бедными. Тогда он согласился и сказал, чтобы я поступал, как знаю…»
В.И. Суриков писал П.П. Чистякову: «Пророки, сивиллы, евангелисты и сцены св. писания так полно вылились, нигде не замято, и пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно».
«Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, "переброшенные" через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело "архитектура" организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира…
Вся история мира, чрезвычайно трагически и лично прочтенная, предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, - мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний» (И. Тучков).
Видящие и прежде и теперь «Сикстинский плафон» были и будут потрясены. Тому масса свидетельств, одно из них Бернарда Бернсона, крупнейшего современного искусствоведа: «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю». «Как подлинно великое произведение искусства, эта роспись бесконечно широка и многообразна по идейному замыслу, так что люди самого различного склада ума… испытывают при ее созерцании благодатный трепет… На этом потолке как бы прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы…» (Л. Любимов).
Создание этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз».
Сам Микеланджело так передает свое состояние на лесах:
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу…
Избрание папой в 1513
году Льва X из семейства Медичи способствовало возобновлению связи художника с родным городом. В 1516
году новый папа поручает ему разработать проект фасада церкви Сан Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным заказом. Микеланджело проводит длительное время в каменоломнях, подбирая мрамор для предстоящих работ. Он начинает работы над капеллой, но в 1520
году папа Лев X аннулирует договор на сооружение фасада Сан Лоренцо. Четырехлетние труды художника уничтожены росчерком пера.
В 1524
году Микеланджело приступает к строительству библиотеки Лауренцианы. Падение Флорентийской республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529
год), хотел укрыться во Франции. Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и пригласила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения, он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко обратился к папе, который в 1534
году поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы.
Художник навсегда покидает Флоренцию, ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим. Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором и архитектором Ватикана», а в 1536
году Микеланджело приступает к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое самое знаменитое произведение - картину «Страшный суд». Над этой фреской он работал шесть лет, в полном одиночестве.
«Тема приговора над миром была близка старому Микеланджело. На земле он видел горе и несправедливость; и вот, в этом своем произведении он вершит суд над человечеством.
В центре композиции святые окружают молодого и грозного Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят, справедливого суда. В испуге льнет к сыну Мария, а Христос, приподнимаясь с трона, как будто отстраняет наступающих на него людей. Нет, это не добрый и не всепрощающий бог, это, говоря словами самого Микеланджело, "лезвие суда и гиря гнева". Повинуясь его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть из них вступает в рай, а часть низвергается в ад. Обезумев от ужаса, падают грешники. А внизу их ждет Харон, чтобы переправить в объятия Миноса. Начавшись внизу слева, хоровод человеческих тел, совершив круг, смыкается внизу справа в преддверии ада.
"Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще возможно, как последний момент перед исчезновением Вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом…» (Бернсон).
Павел III то и дело наведывался в капеллу. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.
- Как тебе нравятся эти фигуры? - спросил у него папа.
- Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого храма.
Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером. Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой. На что тот ответил: «Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен».
И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время.
Во время католической реакции фреска Микеланджело с обилием красивых и сильных обнаженных тел казалась чем то кощунственным, в особенности если учесть ее размещение за алтарем. Пройдет немного времени, и папа Павел IV прикажет записать драпировками наготу отдельных персонажей. Драпировки выполнил друг художника Даниэле да Вольтерра. Возможно, этим он спас великую фреску от разрушения деятелями католической реакции.
Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой.
С 1542
по 1550
год Микеланджело создает последние свои живописные произведения - две фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как пишет Е. Ротенберг: «Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Многое здесь выглядит непривычным для Микеланджело. Хотя сами фрески достаточно велики (размеры каждой 6,2x6,61 метра), они уже не наделены той сверхобычной масштабностью, которая прежде была неотъемлемым достоянием микеланджеловских образов. Концентрация действия очень своеобразно сочетается с рассредоточенностью действующих лиц, образующих внутри композиций отдельные эпизоды и обособленные мотивы. Но этой рассредоточенности противопоставлен единый эмоциональный тон, выраженный очень ощутимо и составляющий, собственно, основу воздействия этих работ на зрителя, - тон гнетущего, сковывающего трагизма, неразрывно связанный с их идейной концепцией».
В последние годы Микеланджело занимается проектом центрального плана церкви Сан Джованни деи Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно монументальный вид площади Капитолия.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, - говорит он, - и требует всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети - это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.
Он встретил такую женщину - Витторию Колонну, внучку герцога Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро, но слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет. Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения.
До самой ее смерти, 10 лет, они постоянно общались, обменивались стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила для него тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. Во всех поступках и словах, всегда однородных, последовательных, ясных, в Микеланджело виден строгий мыслитель и человек чести и справедливости, как и в его произведениях.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», - продиктовал он друзьям.
Микеланджело умер 18 февраля 1564
года. Тело его погребено в церкви Санта Кроче во Флоренции.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Прожил до 18 февраля 1564 года. Конечно, его больше знают как Микеланджело - известного итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и инженера эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Не следует его путать с Микеланджело Караваджо, картины которого были написаны несколько позднее.
Ранние работы Микеланджело Буонарроти
Картины, а точнее рельефы "Битва кентавров" и "Мадонна у лестницы", свидетельствуют о поисках совершенной формы. Неоплатоники полагали, что это и есть основная задача искусства.
В этих рельефах взору зрителя предстают зрелые образы Высокого Возрождения, которые строились на изучении античности. Кроме того, в их основе лежали традиции Донателло и его последователей.
Начало работы над Сикстинской капеллой
Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.
Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.
Человек в работах Микеланджело
Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема - человек. Для мастера это было единственным средством выразительности. На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды, интерьеры, предметы. И только в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Их задача - не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном.
Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллы занимает площадь более 500 квадратных метров. Микеланджело изобразил только на нем более 300 фигур. По центру располагаются 9 сцен из Книги Бытия. Они разделены на три группы:
- Божье сотворение земли.
- Божье сотворение рода человеческого и его падение.
- Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.
Потолок поддерживают паруса, на которых изображены 12 женщин и мужчин, предсказывающих пришествие Иисуса Христа: 7 пророков Израиля и 5 сивилл (прорицательницы античного мира).
Ложные элементы (ребра, карнизы, пилястры), которые выполнены в технике тромплей, подчеркивают линию изгиба свода. Десять ребер пересекают полоток, деля его на зоны, в каждой из которых описано главное повествование цикла.
Плафон огибается карнизом. Последний акцентирует линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода. Таким образом, библейские сцены отделяются от фигур пророков и сивилл, а также предков Христа.
"Сотворение Адама"
Картина Микеланджело "Сотворение Адама" - безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.
Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.
Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.
"Страшный суд"
Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. "Страшный суд", картина Микеланджело, - самая большая фреска эпохи Возрождения.
Центральная фигура - Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.
Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.
Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр - основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.
Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.
Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.
Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.
"Кумская сивилла"
На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Картины эти знамениты на весь мир. Но самой известной является Кумская сивилла. Ей принадлежит предсказание конца всего мира.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Кумская сивилла - греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Кроме того, сивилла могла прожить столько лет, сколько она в силах провести вдали от родного дома. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Именно поэтому жрица стала мечтать о быстрой смерти. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Описание картины "Ливийская сивилла"
Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге - Слово Божие.
Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.
Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.
Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост - средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.
"Персидская сивилла"
Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах. Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.
Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид. Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте. Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге. В изображении преобладают насыщенные и яркие тона. Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.
"Отделение Света от Тьмы"
Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.
Создавая фреску "Отделение Света от Тьмы", Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.
Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.
Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.
Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.
"Потоп"
В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал "Потоп".
Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.
"Потоп", как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало - они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.
На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.
Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель - свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.
Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.
По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: "За что я должен погибнуть?" Но Бог уже молчит...
"Жертвоприношение Ноя"
В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску "Жертвоприношение Ноя". Её образы передают нам всю скорбь и трагедию происходящего.
Ной был потрясен таким количеством обрушившейся воды и вместе с тем был благодарен за спасение. Поэтому он вместе со своим семейством спешит принести жертву Богу. Именно этот момент решил запечатлеть Микеланджело. Картины с этим сюжетом обычно передают родственную близость и внутреннюю солидарность. Но только не эта! Что же делает Микеланджело Буонарроти? Картины его передают совершенно другие переживания.
Одни участники сцены демонстрируют равнодушие, другие же - взаимную отчужденность, откровенную вражду и недоверие. Некоторые персонажи - мать с ребенком и старик с посохом - проявляют скорбь, переходящую в трагическое отчаяние.
Бог дал обещание больше не наказывать подобным образом человечество. Земля сбережется для огня.
Художественных шедевров, автором которых является великий флорентиец, так много, что о них можно говорить часами. К счастью, сегодня любому интересующемуся высоким искусством человеку доступны фото, на которых изображены картины Микеланджело (с названиями и кратким описанием наиболее известных мы вас познакомили). Таким образом, в любой момент можно начать наслаждаться творениями этого гения эпохи Возрождения.
Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.
Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.
В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.
Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.
Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.
СОТВОРЕНИЕ:
«Отделение света от тьмы»
Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.
«Создание солнца и планет»
Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.
«Отделение суши от вод»
На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.
АДАМ И ЕВА:
«Сотворение Адама»
Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.
«Сотворение Евы»
Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.
«Грехопадение и изгнание из рая»
Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.
ИСТОРИЯ НОЯ:
«Жертвоприношение Ноя».
Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.
«Всемирный потоп»
Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.
«Опьянение Ноя»
Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.
СИВИЛЛЫ:
«Ливийская сивилла»
Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».
«Персидская сивилла»
Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.
«Кумская сивилла»
Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.
«Эритрейская сивилла»
На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.
«Дельфийская сивилла»
Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).
ПРОРОКИ:
«Пророк Иеремия»
Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.
«Пророк Даниил»
Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.
«Пророк Иезекииль»
Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.
«Пророк Исайя»
Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.
«Пророк Иоиль»
На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.
«Пророк Иона»
На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.
«Пророк Захария»
Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.
«Страшный суд»
Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.