Митрофан воронежский биография. Святитель и чудотворец Митрофан Воронежский
Святый Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. Из его завещания известно, что он был духовного звания, имел жену и детей и назывался Михаилом. Овдовев в сорок лет, он поступил в Золотниковский монастырь близ Суздали, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а вскоре рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель, которой управлял в течении десяти лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл семь лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.
Когда в 1682 году, была образована Воронежская епархия, Святитель Митрофан, лично известный царю Феодору Алексеевичу, был назначен Воронежским епископом и рукоположен в Москве, где присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра, а также участвовал на соборе в палатах Московского Кремля, созванном, во время бунта стрельцов, для диспута с представителем нового поколения идеологов раскола Николой Пустосвятом. Приехав в Воронеж, новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах, утешал страждущих и обратился с окружным посланием к зависящим от него священникам, увещевая их и призывая служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Святитель Митрофан, вполне сочувствуя этому великому делу, помогал императору сколько мог, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению. Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые были противны правилам благочестия. Следующий рассказ ярко рисует отношения Святителя к Петру I. Деревянный дворец, который император занимал в Воронеже, снаружи был украшен статуями, изображавшими языческих богов. Однажды, отправляясь к царю, Святитель Митрофан увидел эти изваяния и вернулся назад. Тот оскорбившись этим поступком епископа опять послал за ним. «Пока государь не велит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец перед его царские очи», отвечал посланному Святитель Митрофан. Царь посылал за ним еще три раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный этим император велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец то он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана». «Лучше мне умереть, чем своим присутствием, или боязливым молчанием изъявить согласие на поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа». На эти слова ответа не последовало, и Святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной. «Что за праздник завтра?» спросил Петр. «Никакого нет», отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь явил надо мной милость свою». Немедленно Петр I послал успокоить Святителя и приказал убрать изваяния языческих богов.
Святитель Митрофан управлял Воронежской епархией в течении двадцати лет. Перед смертью он принял схиму и тихо скончался 23-го ноября 1703 года. Петр Великий, узнав о болезни святого старца, поспешил к нему и приехал в Воронеж в самый день его кончины, но уже не застал его в живых. Он закрыл ему глаза и сам нес гроб Святителя до его могилы. Святитель Митрофан оставил завещание, в котором он дает своей пастве мудрые советы и просить о том, чтоб молились о спасении души его. Жители Воронежа исполнили его желание, служили панихиды на его могиле, испрашивая его молитвы в болезнях и несчастьях и по вере получали исцеление от своих недугов и утешение в скорбях. Мощи Святителя Митрофана, вскоре после канонизации Святого Священнейшим Синодом, были открыты в 1832 году и положены в Митрофаньевский монастырь.
О духовном завещании Святителя Митрофана
Предощущая в душе и теле своем приближение смертного часа, Святитель Митрофан приготовил обширное духовное завещание: «Памятствуя о смерти, судих последнее мое писание написати, как бы души и телу моему сотворити плод».
Завещание знакомит нас с предсмертными мыслями, чувствами и последними распоряжениями епископа Митрофана. Ни одно слово, ни один намек не обнаруживают в Святителе страха смертного или сожаления о покидаемых земных благах, от которых он давно уже отрекся. Он оставлял земной мир со спокойной совестью, с осознанием исполненного долга и с глубокой надеждой на милосердие Бога. Сердце Святителя было полно глубокой благодарностью к Богу, «Коего благостию в мир родился и достиг состарения лет», и признательностью к окружающим людям, всем им он завещал от себя «мир и благоденствие и прощение».
В начале Завещания Святитель исповедует перед всеми свою веру, кратко излагает основные этапы своей жизни; дает частные распоряжения: о месте погребения и погребальном облачении, об отправлении сорокоуста и о годичном поминовении. «Сотворити милость,- просит святитель, - не сотворите к нам преслушания, но исполните во всем».
Прочая часть завещания состоит из увещевания духовенству жить благочестно, свято и благочинно. «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенныя светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом... преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве».
Святитель преподает всем православным христианам мудрые правила жизни, призывает к нерушимому сохранению веры и к неуклонному следованию учению Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержано пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злато: спасен будеши. ...Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии... Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».
Святитель советует особо осторожно обходиться с иноверцами, которых в те времена в Воронеже, на строительстве Флота было немало. «Многие иноверцы: лютеры, кальвины и латыши неправомудрствующии, да еще и начальниками волки над агнцами христианы, им же всякое оскорбление бедным, сотворяют... Святитель напоминает, что и сейчас и в древние лета» от иноверцев было мало пользы, ибо они явные враги Церкви и всем православным христианам. Он призывает паству не принимать «иностранных обычаев непотребных» и не слушать «лестного их лжеучения», но крепиться в вере отеческой, напоминая слова Апостола: «Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).
В заключительной части завещания Святитель еще раз смиренно просит у всех людей «всякого чина и возраста епархии нашей» прощения и оставляет всем им свое архиерейское благословение. «Меня же грешнаго самого Божию вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моея Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодных Богу, молитвами, вопия и глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь....»
Чудеса и открытие мощей Святителя Митрофана, первопристольника воронежского
Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.
Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания. Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу». При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.
К истории первого изображения Святителя
В 1830 году Воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавший его, как великого угодника Божия, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение Святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю - художнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого Святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение Швецова не могли и убеждения Воронежского епископа Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокой уверенностью сказал ему:
Не сомневайся: ты увидишь Святителя наяву или во сне.
Швецов поверил словам благочестивого епископа Антония и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно, затем свет рассеял сумрак.
Когда Швецов проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении Святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.
Судьба мощей Святителя Митрофана Воронежского в XX веке
С приходом безбожной власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены; монашествующие разогнаны и сосланы в тюрьмы; неоднократно пытались засыпать даже освященный источник, находившийся в обители. Но, к удивлению всех, он каждый раз снова пробивался сквозь землю невдалеке от предыдущего места, знаменуя, что духовный родник невозможно заглушить. Теперь он проистекает под горой, на которой стоял Митрофанов монастырь.
Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными мощами святителя Митрофана. 3 февраля (по новому стилю) 1919 года перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» - «покончить с поповскими баснями о святых мощах».
Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки святителя и вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Предложение духовенству извлечь мощи было им отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.
Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни - претерпеть мученичество за Христа». Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.
Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году большевики инициировали раскол в Православной Церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был уже закрыт) и находящиеся в нем мощи святителя оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. Православные верующие, по замыслу безбожников, должны были либо прекратить почитание святых мощей, либо примкнуть к «официальной» обновленческой Церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительной ситуации. Но православные священники с церковных амвонов объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблагодатны, их «святая» вода святой не является, но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божиего, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников. Обновленческие храмы пустовали; пустовала казна обновленческого Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал.
В 1926 году у святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. В этой связи всем уездным Советам безбожников была дана директива «организовать массовый обход крестьянских изб с предложением жертвовать на оборону СССР те средства, которые предполагается использовать на паломничество». 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.
Но губернский комитет партии не ослабил своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.
В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Они действовали коварно, глумясь над чувствами верующих. Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Неожиданно для всех богослужения были запрещены. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.
Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни - благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. А для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение - теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось шесть десятков лет.
При существующих тогда условиях невозможно было помышлять о возвращении великой святыни. Атеистическое государство не оставило своих планов окончательно уничтожить Русскую Православную Церковь. Некоторая надежда на возвращение святых мощей первого Воронежского епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны.
4 сентября 1946 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя. Власти стали рассматривать вопрос о целесообразности их возвращения. Год спустя Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде обрести святыню к грядущему 1953 году, юбилею святителя. Но от властей последовал отказ, и святитель Митрофан не был освобожден из пленения.
250-летний юбилей святителя торжественно праздновался во всех приходах Воронежской епархии. В Никольском храме города Воронежа по окончании Божественной литургии состоялось праздничное чтение для духовенства и мирян. Присутствующие были ознакомлены со святительской и патриотической деятельностью первого Воронежского епископа. В своем слове архиепископ Иосиф сказал: «Хотя мы ныне и разлучены с нетленной плотью нашего святого, духом мы с ним не разлучались, и молитва наша к нему не ослабевала. В дни праздников и в дни невзгод мы всегда обращаемся к нему: «Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всех нас бед свободи, зовущих: радуйся Митрофане, великий и преславный чудотворче».
Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.
На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен (†1993), Рязанский и Касимовский Симон (ныне - митрополит), епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, ректор Ленинградских Духовных школ протоиерей Владимир Сорокин, наместник Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской епархии архимандрит Авель, множество духовенства и верующих. Местное телевидение и радио заранее объявили о предстоящих торжествах, и весь город, вся епархия участвовали в этом знаменательном событии.
16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, а благовест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время часто называл Воронеж «Домом Пречистой». Раку со святыми мощами, покрытую древней пеленой, поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте.
Во время пения «Хвалите имя Господне» рака с мощами угодника Божиего поставляется на специально уготованном месте в середине храма. По-особому звучит величание святителю. Снимается пелена. Взору молящихся открывается кипарисовая рака, в которой со времени обретения лежат святые мощи. Так было много желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители.
Всю ночь собор был открыт. Народ подходил к святым мощам, духовенство помазывало богомольцев освященным елеем, читались акафисты, проводилась исповедь.
Позднюю Литургию совершили те же преосвященные архиереи. Ликующий народ с благодарностью встречал митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, так много потрудившегося в деле возвращения мощей своего святого предшественника. После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 году, в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.
Митрополит Мефодий тепло поздравил гостей, паству с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.
От лица архиереев - участников торжества архиепископ Пимен горячо поздравил Высокопреосвященнейшего Мефодия со знаменательным событием и пожелал, чтобы все любили нашего Господа и друг друга, как святитель Митрофан. Преосвященный епископ Нифон передал собравшимся благословение Предстоятеля Антиохийской Церкви. После Божественной литургии состоялся торжественный прием для гостей и участников празднования, на котором присутствовали представители местных властей.
С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них.
Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.
В Соборах Владимирских , Воронежских , Ивановских , Костромских , Липецких и Старобельских (Укр.) святых
В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии .
До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в с. Сидоровском , расположенном недалеко от г. Шуи .
Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения.
Среди постоянных подвигов епископского служения свят. Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".
Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти. "Память смертная" как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этою же постоянною мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святителя - его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на свое поминовение.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, бы́л еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йши возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га// стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак, глас 8
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, все́х Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не,// умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
Молитва
О всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Митрофа́не! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего, Иису́са Христа́, я́ко да призре́в на ны́ ми́лостивно, пода́ст на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с: да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́ на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная: да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с, гре́шных и недосто́йных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́, во е́же со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со безнача́льным Его́ Отце́м, и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Литература
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, т. III, 3-е изд. СПб, 1903, с. 167-176.
- Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. Воронеж, 1904.
- Его же Два эпизода для характеристики нравов в Воронеж. еп. при свят. Митрофане (1682-1703). Воронеж, 1903.
- Его же Вопрос о разграничении Воронеж. еп. от Рязанской при свя. Митрофане. Воронеж, 1903.
- Его же Васька Желтовский (эпизод из истории раскола в Воронеж. крае при свят. Митрофане).
- Скворцов Г. А. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 111.
- Толстой М. В. Рассказы и И. Р. Ц., с. 576, 600-604, прим. 27.
- Поселянин Е. Русск. церковь и русск. подв. 18 в. СПб, 1905, с. 30, 31, 32.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1911, т. IV, с. 163.
- Булгаков С. Месяцеслов и Триодион православн. церкви, вып. III и IV. Харьков, 1897, с. 199.
- Макарий, иером. Сказание о жизни пр. Макария, с. 64.
- Филарет, архиеп. Житие Митрофана свят. Воронежского чудовторца. СПб, 1904.
- Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.
- Булгаков, с. 1398.
- Денисов, с. 102, 172, 173, 329, 463.
- Голубинский, с. 176-178.
- Амвросий Ист. Рус. Иерархии, т. I, с. 23, 27.
- Строев П., с. 683, 711, 837, 857.
- Эристов Словарь историч. о святых, с. 161-164.
- Летопись Е. А., с. 688, 787.
- Описание Макариева Унжен. Костром. еп. муж. м-ря. М., 1835, с. 59, 60.
- Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII-XIX столетиях. М., 1913, с. 85.
- Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявл. чудотворца. Киев.
- Митрофан в схим. Макарий, первый еп. Воронежски, новоявл. чудотворец и сказание об обретении его мощей, изд. 13-е. М., 1896.
- Митрофан, святитель Воронеж. чудотворец. СПб, 1911.
- Митрофан, святитель, 1-й еп. Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. Воронеж, 1904.
- Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. Воронеж, 1903.
- Верный месяцеслов, с. 44, 67.
- Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517, 1903, № 47.
- Прав. собес., 1907, сентябрь, с. 394.
- Рус. палом., 1911, № 33, с. 522.
- Богосл. вестн., 1897, отд. V, с. 1-20; март, с. 229.
- Приб. к Ц. В., 1903, № 39, с. 1481-1487; № 46, с. 1775-1780; № 47, с. 1819-1823.
- Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 530.
- Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 92, 1894, июль, с. 220, 1900, январь, с. 56, 57.
- Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 145.
- Рус. старина, 1887, июль, с. 1, 2, 1904, апрель, с. 218.
- Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 382, 383 (Рассказы и анекдоты про Петра Великого), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195, 196, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 539.
- Ж. М. П., 1953, № 10, с. 22-27.
- Ж. П. Б., т. VI, с. 81.
- Большая энциклопедия, т. XIII, с. 230.
- БЭЛ, т. III, с. 836.
- БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 1574, 1575.
- ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 472.
- Н. Д., с. 61.
6 декабря - память свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703)
20 августа - обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832)
17 сентября - второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, еп.Воронежского
Первый Воронежский епископ святитель Митрофан, во Святом Крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Ивановская область). О том, кто были его родители, какое положение они занимали, не имеется сведений. Известно лишь, что они принадлежали к духовному званию.
Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, недалеко от города Шуи.
На сороковом году жизни священник Михаил лишился супруги и тогда же решил отречься от мира. Он поселился в Золотниковской пустыни Успения Божией Матери, близ города Суздаля. Здесь в 1663 году он был пострижен в иночество с именем Митрофан. Несмотря на старание подвижника укрыться от славы человеческой, о его строгой монашеской жизни стало известно окрестному населению: после трёх лет пустынножительства иерей Митрофан снискал столь безмерное уважение среди монастырской братии, что по её просьбе был назначен настоятелем Косьмо-Яхромского монастыря.
Ещё через несколько лет его попечению, как «мужу благоговейному и добродетельному», была поручена Макарьевская обширная обитель на Унже. Из третьеразрядной та при нём быстро превратилась в процветающую. В 1669 году заботами Митрофана при местной обители был построен Соборный храм во имя св. Троицы, под спудами которого покоятся мощи преподобного Макария.
Унженский Желтоводский монастырь пользовался особым покровительством Дома Романовых и по воле Михаила Федоровича был учинен «наравне с Соловецким монастырем», а игумены его получили личный доступ к царю, что имело важное значение для обители.
Назначение святого Митрофана игуменом такой обители показывает, что Патриарх Иоаким высоко ценил его за благочестие и мудрую распорядительность. Он был любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями за его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве и построении в ней нового храма (всего за три года был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы). Видя, как он мудро правит своей обителью, патриарх поручил ему исполнение важных дел. В 1677 году, по повелению патриарха, Унженский игумен «дозирал святые церкви в ветлужских селах». Вскоре святой Митрофан получил новое, уже постоянное назначение. Он был поставлен десятильником. Сам царь относился к подвижнику с глубоким уважением. Но при этом, Митрофан при общении был крайне прост. Не любил праздности и летом трудился в поле, а то брал в руки топор. Известно, что он носил власяницу. Обители при нём славились строгим соблюдением монастырского устава.
Рака со святыми мощами святителя. Святые мощи находятся
в в Кафедральном Покровском Соборе Воронежа
На Московском Соборе 1681–1682 годов в числе мер по борьбе с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новую кафедру – Воронежскую. На эту кафедру избрали св. Митрофана, как «мужа воистину праведна и свята» и был посвящен во епископа.
В этом же году после кончины царя Феодора святитель присутствовал в Москве при вступлении десятилетнего Петра 1 на престол. Он оказался свидетелем стрелецкого бунта. На глазах игумена Митрофана происходили кровавые неистовства стрельцов, державших в постоянной тревоге и правительство и народ в продолжении всего лета 1682 года. И потому, святитель присутствовал на Соборе в Грановитой палате, устроенном для прений с раскольниками, став свидетелем проявлений необузданного фанатизма невежественных защитников «старины».
Все эти события сильно встревожили душу будущего святителя. Потому он до конца своих дней ревностно заботился о благоустроении не только Церкви, но и государства.
В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в молодой Воронеж. Край требовал для своего церковного устройства больших трудов, забот и настойчивости. Да и жители этого края были обижены: первые поселенцы пришли сюда не по своей воле: их согнало сюда правительство из разных сел и городов России для охраны границы от нападения крымских татар. К ним впоследствии присоединились беглые крестьяне, покидавшие из-за тяжелых условий жизни родные места. Было много инвалидов, выбывших из рядов армии; много вдов и сирот, оставшихся без кормильцев. Раскольники построили здесь пустыньки и с особенным удобством прививали православным если не раскол, то нерасположение к Церкви и ее пастырям. И святой Митрофан хорошо понимал это. Большая заслуга святителя была в том, что он был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах, утешал страждущих и обратился с окружным посланием к зависящим от него священникам, увещевая их и призывая служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью.
Известно, что св. Митрофан лично ухаживать за болящими. Еще при жизни само тело его сделалось благодатным, самые одежды его (мантия) чудотворными. Любимой молитвой его была молитва об умерших. Любимым изображением - изображение человеческой жизни под образом скошенного полевого цветка. Он постоянно заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. А архиерейский дом при нём всегда служил пристанищем обездоленных и униженных.
Во время его управления в Воронежской епархии развернулось церковное строительство, число храмов увеличилось до 239, были основаны два монастыря.
В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Он близко узнал епископа Воронежского и стал его другом. Тяготы, связанные с постройкой флота, раздражали народ, который выражал свое недовольство в поджогах и побегах. Святитель Митрофан, вполне сочувствуя этому великому делу, помогал императору сколько мог, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению. Когда на флотилию недостало денег, святитель Митрофан послал от себя четыре тысячи рублей на приостановленное из-за нехватки денег строительство кораблей, а в следующем году – три тысячи на жалование солдатам.
Чудотоворная икона-мученица
Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые были противны правилам благочестия. Так, Митрофан Воронежский отказался идти к Петру Первому во дворец, который был украшен, по странной моде того времени, изваяниями с изображением языческих богов. Царь посылал за ним еще три раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный царь велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец, то он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти царя, – отвечал епископ, – но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана… Неприлично православному государю ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца народа». На эти слова ответа не последовало, и святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной. «Что за праздник завтра?» – спросил Петр. «Никакого нет», – отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть, и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь явил надо мною милость Свою». Немедленно Петр послал успокоить святителя и приказал срубить с фасада дворца языческие изваяния.
В мае 1696 года построенный в беспримерно короткие сроки (за один год!) воронежский военный флот обеспечил взятие турецкой крепости Азов, которая закрывала России выход в Азовское и Черное моря.
За усердные и безупречные труды во славу отечества святитель Митрофан был пожалован двумя государевыми грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать святителя Воронежским и Азовским. Святитель Митрофан благословлял военные походы царя, освящал корабельные орудия и корабли молодого российского флота. Справедливости ради стоит отметить, что после победы под Азовом царь Петр не только переливал церковные колокола на пушки, но, под влиянием своего воронежского духовника, наоборот, в честь побед переливал пушки в церковные колокола.
Поразительны пророческие слова святителя Митрофана, ставшие благословением царю Петру на знаменательные победы в будущем, а также на основание Санкт-Петербурга и возведение в Северной столице Казанского собора. Благословляя царя чудотворным Казанским образом Божией Матери, святитель сказал: «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу, великий город в честь святого Петра. Пока будет сей святой образ Пречистой Девы на берегах Невы, благодать Божия и Покров Богородицы не покинут стольный град».
Святитель Митрофан Воронежский и царь Петр Первый
Нам и по сей день еще трудно оценить духовное значение влияния богомудрого святителя Митрофана на молодого и горячего царя Петра. Но факт остается фактом: внешняя, по юношески недальновидная политика Петра резко изменилась, и все свои дальнейшие усилия он сосредоточил уже не на войне с Турцией, принесшей России столько потерь и несчастий, а на борьбе за выход в Балтийское море, за утверждение авторитета России в Европе. Не просто окно в Европу «прорубил» Петр. Он поставил, ведая то или нет, крепкую «дверь» между православной Россией и католическо-протестантской Европой. По благословению святителя Воронежского Митрофана, царь Петр заградил шествие западной, наиболее опасной для русского сердца ереси на Русь.
Но еще сильнее влиял святитель на бесприютную бедноту, поневоле собранную в Воронеж, своим поистине отеческим попечением о ней, проникнутым милосердной любовью. Бедные и несчастные были близки и дороги его сердцу. У святителя было всегдашним правилом жизни: ничего не оставлять себе, а все приобретения отдавать Богу, давшему все, и ближним, у которых нет ничего.
Все путешествия святителя по епархии были истинным праздником для нуждающихся. Намереваясь ехать по епархии, святитель берет «в келью архиерейскую казенных денег 100 рублей для раздачи в милостыню погорелым, и по тюрьмам, и по богадельням, и по приказам, и нищим, и убогим, и ссылочным, и всякого чину людям и в раздачу ж в шествие архиерейское мужских и женских монастырей монахам и монахиням, где архиерей епархии своей в городах бывает».
Еще более благодеяний и милостей святого Митрофана получали постоянные или пришлые обитатели Воронежа. Дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения. Святитель щедрой рукой выдавал странникам и неимущим из своей архиерейской казны одежду, белье, пособия деньгами; для нищих устраивал столы. Он благодетельствовал не только русским, но и иностранцам; посещал тюрьмы и колодничные избы, согревая словом участия озлобленные сердца вольных и невольных сидельцев и раздавая им милостыню.
Когда святитель состарился и не имел сил сам посещать тюрьмы, то присылал через близких лиц милостыню для раздачи по рукам, а также деньги на выкуп «влазного», то есть денежный взнос при вступлении в тюрьму за содержание в ней. Умиравших на чужбине безвестных тружеников, если не кому и не на что было похоронить их, святитель погребал на свои средства: в некоторые месяцы, вероятно, во время повальных болезней, у святителя делались расходы на десятки гробов; покупались саваны, а иногда и прямо выдавались деньги на погребение неимущих. Любовь святителя не оставляла их и за гробом: он и сам молился, и в соборный синодик велел внести для всегдашнего поминовения имена тех, которые при первопрестольнике преосвященном Митрофане скончались «без покаяния и без причастия».
Бесспорно, вся долгая и многотрудная жизнь Воронежского первосвятителя была единым беспримерным добрым делом.
Достигнув восьмидесятилетнего возраста, святитель Митрофан принял схиму. Чувствуя, что болезнь смертельна, он начал готовиться к кончине. Нищелюбивый и милосердый пастырь перед кончиной усилил свои заботы о нуждающихся: он посылает для раздачи щедрую милостыню в тюрьмы, по приказам, где также содержались арестанты, в богадельни; помогает ссыльным и иноземцам, прощает оброки.
Еще в духовном завещании святитель сделал подробные распоряжения о своем погребении и поминовении. Тогда же начали готовить для святителя гроб. Так истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября 1703 года.
Святитель был погребен в Благовещенском соборе в Воронеже. На погребении присутствовал сам царь Петр I, оказавший почившему невиданные доныне почести, которые едва ли оказывал кто-либо из русских государей архиерею. Обратившись к своей свите, царь сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». С этими словами государь первый взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. После панихиды царь вместе с вельможами и офицерами вновь подняли гроб и опустили в землю. При этом, обращаясь к своим приближенным «и иноземцам», государь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
Эти справедливые слова любви и благодарности в устах труженика-царя были лучшей речью над могилой труженика-святителя. Царя и епископа связывала любовь к Отечеству, и оба они, хотя и на различных путях, трудились на благо дорогой Родины. Но и за гробом угодник Божий не прерывает общения с царем: молясь сам за его душу пред престолом Господним, святой Митрофан желает, чтобы и почитающие его память молились о царе Петре, об упокоении души его в селениях праведных. Однажды святой Митрофан явился одному своему почитателю и сказал: «Если хочешь быть мне угодным, молись об упокоении души императора Петра Великого».
часть мощей святителя Митрофана Воронежского
Первый Епископ Воронежский Митрофан родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника Василия и матери Марии (или Мавры). При крещении 8 ноября, в день архистратига Божия Михаила, был наречен именем Михаил. О своем происхождении сам угодник Божий свидетельствует в духовном своем завещании: « Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан в благочестии нерушимом восточной Церкви в православной вере». О его родителях известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что в синодике святителя Митрофана род святого начинается лицами, облеченными в иерейский сан.
Первую половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и являлся приходским священником. Местом пастырского служения иерея Михаила был храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (ныне Ивановский район Ивановской области). Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность, без сомнения, говорят о том, что для своего прихода священник Михаил был пастырем, полагающим душу за свою паству, а для своей семьи - мудрым руководителем и любящим отцом. Нежная заботливость святителя о своем сыне Иоанне сквозит в письмах, сохранившихся от времени его епископского служения. На сороковом году жизни угодник Божий лишился «подружия своего» – овдовел. И тогда приступил служить Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития.
Иерей Михаил поселился в Свято-Успенской Золотниковской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). Обитель была основана в первой четверти XVII столетия иноком Ионою (Головцыным).Во время поступления в нее будущего святителя она пользовалась известностью. Известно, что в 1663 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан. К сожалению, ничего не известно о подвигах святого в тихой пустыни. Следуя учению Христову, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни - так ему была дорога мирная сень скромной обители.
Но Господь судил святителю иной,высший жребий духовного водительства другими. Спустя три года братия соседнего Космо-Яхромского монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью священноинока Митрофана. Невзирая на искреннее нежелание никакого первенства, иеромонах Митрофан митрополитом Сарским и Подонским Павлом был «благословен во игуменский чин». Всю свою жизнь угодник Божий сильно скорбел, что не мог выполнить обета о безысходном пребывании на месте своего пострижения, хотя он нарушил его не самовольно, а по послушанию. Косьмо-Яхромский монастырь был основан в конце XV века иноком Косьмой, пострижеником Киево-Печерской лавры,на месте явления ему иконы Богородицы.
Игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в благоустроенных монастырь, выстроив большой, теплый, кирпичный храм и полностью обновив иконное убранство и монастырскую богослужебную утварь. О духовном руководстве игумена Митрофана братией Космина монастыря ничего не известно. Однако последующее его назначение игуменом Унженской обители в чрезвычайно трудный период ее внутренних нестроений свидетельствует о том, что, будучи игуменом Яхромского Косьмина монастыря, иеромонах Митрофан приобрел там большой опыт руководства и нравственного воспитания пасомых. Обитель – Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Костромской епархии – основал прп. Макарий в 1439 году. Монастырь особо чтился царским домом Романовых. В 1675 году по указу патриарха Иоакима игумена Митрофана «как мужа благоговейного и добродетельного» назначают управлять Унженской обителью. В это время в монастыре случились нестроения. Патриарх Иоаким для укрепления веры и чтобы вселить мир в смятенные сердца братии обители, решил послать туда опытного и надежного руководителя – игумена Митрофана, которого возвел в сан архимандрита.
Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезною и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан лично ездил в Москву. Позднее был построен надвратный Никольский храм и теплая Успенская церковь. Богоугодная жизнь святителя привлекала к нему почитателей, которые выражали свое почитание Унженского игумена пожертвованиями в монастырь. Много сил и труда положил святитель Митрофан в обустройство монастыря.
Насаждая среди братии дух благочестия и истинной веры, он сумел донести свою любовь пастве. Святитель глубоко чтил основателя обители преподобного Макария. Перед своей кончиной, принимая схиму, Воронежский епископ пожелал быть названным в честь этого угодника Божия. Во время настоятельства святого Митрофана икону преподобного Макария, находившуюся на его гробнице, приносили, по распоряжению благочестивого царя, из Унженского монастыря в Москву, во дворец. Царь «со всем своим пресветлым домом» воздавал честной иконе, «яко самому великому угоднику Божиему Макарию», поклонение, совершая пред нею «молебные пения». Нет сомнения, что икону сопровождал в Москву сам настоятель обители святой Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные царские грамоты, дарованные Унженскому монастырю в то время: в них или вновь жаловались, или подтверждались прежние льготы обители.
На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новые кафедры, в их числе - Воронежскую. В ее состав первоначально вошли города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенск, Усмань, Соколовский, Острогожск. На эту кафедру был избран архимандрит Митрофан, вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения. Современники объясняют это избрание высокой подвижнической жизнью святителя, «мужа воистину праведна и свята», а также желанием благочестивого царя возвеличить Унженскую обитель возведением на епископскую кафедру ее настоятеля, в котором он видел наместника преподобного Макария по игуменству и ученика его по жизни.
2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский совершил рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. Святителю было тогда 58 лет. После своего посвящения епископ Митрофан провел лето в столице – вновь созданная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, где находилась высшая духовная и светская власть. Это было тяжелое время церковно-политической неурядицы, вылившееся в открытое восстание раскольников против московского правительства. Печальные события глубоко запали в душу святого Митрофана, и святитель до гроба ревностно заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.
Во вновь созданной епархии святителя Митрофана также ожидали нестроения. Воронежский край заселен был лишь недавно. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним позже присоединились беглецы, покидавшие по тяжелым условиям жизни родные места и искавшие приволья в придонской Украине; были здесь и выходцы из Приднепровья, укрывавшиеся от польских притеснений.
Пространство Воронежской епархии было обширно, но церквей в ней было мало - всего 182, так что в иных местах верст на 80 не было ни одного храма. Нередко, по отсутствию пастырей, храмы стояли «без пения», и население привыкало к «беспоповскому» строю жизни, что создавало здесь чрезвычайно благоприятную почву для развития раскола.
По прибытии в Воронеж святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал всю свою паству к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! - писал Святитель. - Вожди стада Христова! Вы должны иметь, светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф, 5, 14)… Христос Спаситель, когда вручал святому апостолу Петру пасение овец Своих,трижды говорил ему: паси (Ин. 21, 15-17). Это, очевидно, для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силой Святых Таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида спасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».
Одной из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора, ибо существовавший тогда соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был очень ветх. На построение собора государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а ко времени окончания строительства они сделали 16 декабря 1688 года новое пожертвование - колокол весом в 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель Митрофан собрал в Москве у знатных людей, знакомых с ним раньше. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне - все одинаково были дороги святителю, обо всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.
Предание сохранило повествование о влиянии святителя Митрофана на церковную жизнь города Ельца. Направляясь на Воронежскую кафедру, он проездом побывал в Ельце, ставшем первым городом вновь созданной епархии, который посетил святитель. Ельчане с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. При этом владыка обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находится только мужской Троицкий монастырь, и спросил монахинь: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на Божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что «живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием,а на Божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы».
Тогда же по указу епископа Митрофана монахи, жившие в скиту Троицкого мужского монастыря на Каменной горе, были переведены в сам монастырь, а в 1683 г. последовал указ владыки о преобразовании скита Елецкого Троицкого монастыря в женскую обитель. Святитель Митрофан сам ходатайствовал особым прошением пред Высочайшею властью о создании в Ельце женской обители, поставив во главе ее насельниц духовно опытную монахиню Иулиту. В 1685 г. вновь устроенной женской обители царским указом были переданы земли и даны на них отказные грамоты. Так при непосредственном участии святителя Митрофана Воронежского начиналась история Елецкого Знаменского монастыря. Много забот доставили святителю раскольники старообрядцы, поселившиеся в епархии и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви пасомых. Святой Митрофан поступал с ними по суровым законам того времени, отсылал противников Церкви «к градскому суду». Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам следить, чтобы их пасомые по-христиански проводили святые посты и говели, а также поучать их непрестанно в храмах Божиих чтением учительных книг; сам же он усердно произносил проповеди в храме.
По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные. Школы эти помогали Церкви в борьбе с противниками. Известно о большой дружбе Воронежского епископа Митрофана с епископом Тамбовским Питиримом. Возглавляя только что образованные епархии, святители своей подвижнической жизнью олицетворяли добрый пример деятельного миссионерского служения, который был необходим, чтобы эти приграничные в то время земли Московского государства огласила проповедь Слова Божия. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.
История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей. Своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами святитель Митрофан способствовал укреплению царской власти. Так, когда император Петр для осады Азова с моря стал строить на воронежской верфи корабли, многие считали устройство флота делом бесполезным. Однако Воронежский епископ старался помочь царю, и делал это не только словом. Святитель Митрофан собрал все епархиальные деньги и принес их государю. «Всякий сын отечества, - сказал святитель, - должен от своего достатка помогать нужде государственной. Прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их на благо России».
Он также поддержал замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом Санкт-Петербурга. Взяв Казанскую икону Божией Матери, святитель благословил императора Петра, сказав царю: «Она станет покровом для новой столицы и всего народа твоего. Вражеская нога не ступит в город, пока там будет эта икона». Основав Петербург, Петр I велел заложить Казанский собор, который до сих пор является зримым свидетельством участия святителя в основании города. А Воронежского епископа император считал своим духовным наставником.
Лишь однажды между ними произошел конфликт. Приехав как-то в Воронеж, царь вызвал к себе святителя Митрофана. По иноземному обычаю царский дворец был украшен статуями языческих богов. Святитель, встретив на пороге изваяния, вернулся к себе. Императору доложили, что епископ был у дворца и ушел. Царь оскорбился и велел опять послать за ним. Старец отвечал посланному: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Услышав столь решительный ответ, царь пришел в негодование: «Как он смеет не слушаться царской власти? Если он не явится сейчас же,то будет казнен как преступник царской воли!». Несмотря на свои патриотические чувства, святитель не боялся говорить царю правду, даже если это могло вызвать его гнев. «Жизнь моя во власти царя, - отвечал святитель Митрофан на эту новость. - но для меня лучше умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество и нарушить долг христианского пастыря. Не пристало православному государю ставить языческих болванов и соблазнять простые сердца».
Зная строгость царя, святитель Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он распорядился готовиться к богослужению. Зазвонили в колокола. Император Петр, услышав благовест, послал спросить о причине. Святитель отвечал посланному: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, я хочу совершить последнее свое богослужение…» Когда царю передали слова святителя, то он был поражен решимостью епископа умереть. Не уступая никому и никогда, царь Петр сделал уступку для Воронежского епископа. Он приказал убрать статуи и послал успокоить святителя. На другой день епископ Митрофан сам пришел к царю и благодарил его за уничтожение изваяний. Так император Петр убедился в величии духа святителя Воронежского и еще более стал уважать его.
Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца,- говорил Петр на погребении, - буди ему вечная память!» Воронежский архипастырь был погребен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши. Воздержно пий, мало яждь - здрав будеши. Твори благо, бегай злаго - спасен будеши».
Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.
В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.
3 февраля 1919 года, еще до официального постановления об организованном вскрытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное вскрытие мощей свт. Митрофана. Перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» - «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни - претерпеть мученичество за Христа».
Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе. Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.
В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.
Открытие мощей святителя Митрофана Воронежского
Источники
1. Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и Сказание об обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных притом знамениях и чудесных исцелениях. М., 1838.
2. Завещание святителя и чудотворца Митрофана, первого епископа Воронежского. ООО «Ронда», 2006.
3. Историческое описание Елецкого Знаменского монастыря девичьего монастыря, что на Каменной горе. Сост. иеромонах Геронтий. Елец, 1895. Репринт.
4. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьи-Миней свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. Рождество-Богородицкий Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1997
5. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003.
6. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1.Воронеж, 2003.
7. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М, Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
8. Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
9. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов, А. В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк, 2006.
10. Л. А. Морев. Труженик во славу Господа и Отечества. Святитель Митрофан Воронежский. Житие. Акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2005.
11. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
12. А. Н. Доценко Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.
13. Л. Щенникова Первая обитель игумена Митрофана //Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
14. Н. Чугреева Свято-Успенская Золотниковская пустынь//Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
15. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Святители Митрофан и Тихон, и церковная жизнь Ельца // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.
По книге: «Собор святых Липецкой земли».
Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой - молитва об умерших.
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.