Урок на тему экскурсия в краеведческий музей. Конспект экскурсии в краеведческий музей по освоению образовательной области «Познание» на тему: «Животный мир наших лесов
Тема занятия - экскурсия в краеведческий музей
«История моего края»
«Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного
Находим».
Цель:
ознакомление детей с историей родного края;
стремление хранить и приумножать его историю.
Задачи:
дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;
закрепить понятия «музей», «исторические источники»;
расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
систематизировать обобщать знания детей о диких животных;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;
Органнизационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем на экскурсию в наш краеведческий музей, где познакомимся с историей нашего края и города.
В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена.
Кто из вас был в музее?
Что означает слово «музей»?
Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Выезд детей в краеведческий музей.
Встреча с экскурсоводом
Ход занятия – экскурсии.
1. Выставка «Воспевай землю Алданскую», посвященная Году литературы. «Алдан –страницы истории».
Несколько лет назад на территории Алданского района шумела безбрежная глухая тайга. На огромном пространстве не было ни одного населённого пункта. И вдруг здесь ключом забила жизнь. Сюда стали стекаться отовсюду люди. Много людей. Вдоль ручьёв возникли деревянные постройки, стали прокладываться дороги. Трудным было это время. Не было автомобилей и самолётов.Нелёгким было зарождение горного Алдана – первенца золотой промышленности Якутии.
По призыву областного комитета комсомола якутская сельская молодёжь пошла на производство. Она была ведущей силой не только в горняцком деле
Они настойчиво осваивали горняцкие профессии, становились мастерами своего дела. Именно здесь они получили трудовую закалку. Труженики Алдана всегда были в первых рядах соревнующихся и оправдывали высокую оценку их труда.
Алдан из старательского превратился в высокомеханизированный:: на смену ручному труду пришли драги, экскаваторы и бульдозеры, современные обогатительные фабрики.
На комбинате «Алданзолото» постоянно проводится реконструкция золотоизвлекательных фабрик и драг, внедряется мощная землеройная техника на горных работах. Вторым рождением Алдана, как золотодобывающего района страны стало открытие Куранахского золоторудного месторождения и ввод в эксплуатацию золотоизвлекательной фабрики в Куранахе.
Алданский район остается ведущим золотодобывающим районом республики.
А впервые золото Алдана открыли рабочий-коммунист Вольдемар Бертин и охотник, беспартийный якут Михаил Тарабукин.
Золотодобывающая промышленность Якутии, начавшаяся с открытия и освоения подземных богатств Алдана, имеет славную историю. Их имена и дела заслуживают признания. О первопроходцах и первооткрывателях золотоносных песков алданской земли, о многотрудном начале освоения ее в условиях хозяйственной разрухи после гражданской войны, о первых шагах становления золотой промышленности, о всеобщем трудовом подъеме энтузиастов, начавших строить новую жизнь, мы узнаем из книг, из старых записей, которые писали сами рабочие, золотодобытчики.
«Горняки ехали домой после рабочей смены, ощущая в теле приятную усталость. И каждый думал, что завтра будет не легче – будет такое же напряженное задание, и они вновь выполнят его. И будут довольны собой, как доволен любой человек, преодолевший трудности».
2. Мир древних тайн и загадок.
Кроме этого, здесь экспонируются и хранятся в музейных фондах уникальные находки, связанные с жизнью древних людей - предметы охоты, быта, искусства. Всё это представляет интерес как для учёных со всего мира, так и для посетителей, которые имеют возможность соприкоснуться с эпохой, отстоящей от нашего времени примерно на 20 тысяч лет.
Якутия – мир древних тайн и загадок, который манит и зовет путешественников из разных уголков Земли. Только самые смелые и отважные решаются бросить вызов своенравному северу, который за своей суровой ледяной маской скрывает искреннее радушие и гостеприимство, невероятную щедрость и огромное количество древних сокровищ.
Главным богатством края является его восхитительная природа. Среди снежного природного очарования, словно драгоценная жемчужина, выделяется Якутия, история которой наполнена множеством древних тайн и легенд, рассказывающих о жизни севера и его славных традициях.
3. Уникальная находка.
«В уникальной местности на глубине около 100 м нам удалось найти богатый материал для исследования - это мягкие и жировые ткани, шерсть мамонта». Кости мамонта люди находили с давних времён. Но тогда на земле не существовало представителя животного мира, который имел бы кости таких внушительных размеров, и это рождало множество легенд. По одной из них, люди верили в то, что где-то глубоко под землёй живёт гигантский зверь, который не показывается людям, и обнаружить его можно лишь после его смерти. А от слов "ма"-земля, "мут"-крот стали называть этого зверя – мамут. По другой легенде, его называли Индер. В те времена, здесь была тундра, паслись стада мамонтов, селились люди. Мамонт был самым многочисленным представителем существовавшей в то время фауны. Мамонт был хорошей добычей для охотников – он давал много мяса, кости использовались для строительства и отопления жилищ. Из бивней мамонта, распрямляя их, древние люди изготавливали копья.
Кроме орудий охоты и быта, изготавливались и украшения-обереги. Древние люди почитали это величественное животное, которое давало пищу, тепло, материал для постройки и обогрева жилья.
4. Культура и быт народов нашего края.
Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. Эвены – кочевой народ. Жизнь таежного человека тесно связана с лесом. Из древесины строили лабазы для хранения продуктов и вещей, составляли из жердей остов жилища, строили изгороди для оленей. Из мягкой древесины березы и сосны изготавливали ездовые и грузовые нарты (толгокил), столики на коротких ножках (настол), весла (уливур), ящички для посуды (саводал). Деревянные предметы украшали узорами, которые наносили ножом, долотом, сверлом. Вырезали деревянные маски для шаманов, грациозные фигурки животных и птиц, деревянную посуду, детские игрушки - свистульки, кукол.
Жильем служил им чум. Три основные жерди "тургу". "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку.
Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т.д. Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей и др.
Основным материалом традиционной одежды эвенов служили олений мех, а также мех горного барана и ровдуга (замша из оленей шкуры). Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.
Характерно, что при рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью. Детей верховой езде обучали с раннего детства.
Охота была традиционным занятием эвенков. Она обеспечивала основную часть потребностей эвенкийских семей в питании и сырье для обрабатывающих отраслей домашнего производства. Охотничьим орудием служили лук (нууа), копье (гид), копье-пальма (огпка), нож (хиркан), самострел (бэркэн), ловушка-пасть (нан) и ружье. Охотились верхом на оленях, на лыжах-голицах (кай-сар) и подклеенных мехом (мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с оленем-манщиком, охотничьей собакой.
Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, зайца, гуся, уток, рябчиков, куропатку, глухаря и др.
5. Кльтовые почитания эвенков.
Культ медведя.
Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. Медведя называли иносказательно, часто словами, заимствованными из языков соседних народов (якутов, русских, юкагиров). По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник. Медвежий праздник (манс. яны пике - «большие пляски», нивх, чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя.
Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал старший из охотников. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Охота на медведя обставлялась особыми правилами и обрядами, что было связано с почитанием этого животного.
Помощники шамана – священные птицы..
Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы: ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чукчумо), бекас (олиптыкин), синичка (чипиче-чиче). Все эти птицы считались помощниками шамана в обрядах лечения, добыче оленьих душ, здоровья для семьи. Все перечисленные птицы неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и мясо употреблять в пищу.
Эвенки считают ворона – человеком, превращённым в птицу. Считалось, что вороны могли брать в жёны эвенкийских девушек, но только не понимали язык. Эвенкийские охотники верили, что вороны помогают оберегать оленьи стада от хищников, разыскивая животных во время промысла, выдавая их своими криками. У шаманов ворон выступает как хранитель шаманской души во время камланий.
«Если кто-нибудь убьет ворона, то душа последнего летит к своему «отцу Хара Сыагылах’у» с жалобой на обидчика. Тогда этот бог страшно карает обидчика-охотника, насылая на него болезнь».
Орёл являлся ведущим персонажем в шаманской мифологии. Это единственная птица, которая способна отогнать враждебных духов от шаманской души. Во всех камланиях он являлся главарём и защитником стаи птиц, несущих душу шамана.
Гагара - шаманский атрибут. В шаманской мифологии - это один из духов-помощников, посредством которого шаман летит "Стезей птиц" к истоку Долбора, - реки, берущей свое начало в Верхнем мире. Духи-птицы исполняют обязанности посыльных к духам Верхнего мира. Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара. Произошло это так: «Вначале была вода. Жили тогда два брата – харги и сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой харги – внизу. Помощниками у сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик».
6. Заключительная часть.
Человек есть величайшее творение природы. Он вышел из животного мира в ходе многолетней эволюции. Природа научила его трудиться, думать, производить, видеть прекрасное, наблюдать и постигать мир. Человек не стал бы человеком без природы. Природа – это всё, что нас окружает: живое и неживое.
Как любим мы говорить о том, что человек – хозяин природы, называем себя «Человек разумный». И как часто забываем, что, прежде всего, человек – дитя природы. Все, что окружает нас: леса, реки, озера – это не только среда обитания птиц, рыб, зверей, но и среда обитания человека. А птицы, рыбы, звери, растения – наши собратья, дети единой нашей матери – природы.
Подведение итогов.
Что вам больше понравилось в музее?
Легенды о каких животных вы узнали на экскурсии?
О чем бы вам хотелось узнать подробнее?
МБОУ «Мешковская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Разработка музейного урока по теме «Заочная экскурсия в музеи мира»
Подготовила: учитель православной
культуры МБОУ «Мешковская СОШ»
Ведутенко Марина Владимировна
Цель: знакомство с основными типами музеев мира.
Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке мы поговорим о музеях. Кто может сказать что такое музей? (ответы обучающихся).
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым знаменитым музеям нашей страны.
Давайте сперва заглянем немного в историю.
В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.
Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.
Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
художественные,
исторические,
естественнонаучные,
технические,
литературные,
мемориальные,
краеведческие.
Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать: любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил», уникальное создание природы, предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии, прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.
Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.
Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
И сегодня я хочу пригласить вас в музей. И даже не в один, а сразу в несколько.
Ирина Федорова
Цель :
Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.
Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Материал :
Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.
Ход занятия.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)
Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.
Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,
льняные подзоры на кровать.
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .
Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
(самовар)
Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
(горшок)
Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками)
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)
5. Из угла в угол
Железным плутом
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
(утюг)
6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
(серп)
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .
Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
8. Висит гряда вся в заплатах.
(корзина)
Из лучины плели кузовки, короба.
Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
(лапти)
- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»
Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)
В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
Один вход, два выхода.
(рубашка)
Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .
13. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
(половик)
Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .
А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Правила игры :
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :
Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами :
Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :
Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)
В конце повторяют пословицы :
«Конец - делу венец.»
«Сделал дело - гуляй смело.»
Публикации по теме:
В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.
В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.
К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.
К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.
Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.
, Классное руководство
Вступительное слово учителя : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.
Краевед 1:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!
Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.
Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.
В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?
Краевед 2:
Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…
Краевед 1:
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!
Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.
Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.
Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания - “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.
Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.
Краевед 2: Полотенце - "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.
Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.
Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.
Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки , зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.
Краевед 1: Кочерга, ухват , сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение
Примерные вопросы викторины.
- Когда был открыт наш музей?
- Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
- Для чего служил рубель?
- Почему утюг называли угольным?
- Что такое коромысло?
- Какой узор использовали при вышивке полотенец?
- Что хранили в сундуках?
- Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
- Какие изделия делали из древесины? И т.д.
Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.
Конспект урока-экскурсии для 9 класса
по предмету «Историческое краеведение»
Тема: Путешествие по Ульяновской земле
Тип урока: Урок получения нового знания
Вид урока: Урок экскурсия
Цель: Познакомить учащихся с историческими особенностями Ульяновской области при посещении Краеведческого музея.
Ожидаемые результаты :
а) в области знаний:
рассказать об особенностях истории Ульяновской области
показать экспонаты Краеведческого музея
сформировать целостное представление об истории Родного края с помощью экспонатов музея и рассказе экскурсовода.
б) в области умений и навыков проявить:
развить логическое мышление и речь учащихся;
продолжить формировать умение слушать
развивать интерес к истории
в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:
воспитать уважение к истории Родного края;
сформировать активную жизненную позицию
продолжить воспитание чувства патриотизма
продолжать воспитывать чувство бережного отношения к краю
План урока.
I. Оргмомент (2 мин.).
. (25 мин).
III . (фронтальный опрос ),(2 мин)
I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)
V. Домашнее задание : (1 мин.)
Ход экскурсии.
I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).
II. Изучение нового материала . (25 мин).
Учитель: Цели нашей экскурсии просты – сегодня мы должны будем многое узнать об Ульяновской области – исторические сведения о нашей области, которые оставили нам наши предки.
В последние годы необычайно актуально стало обращение внимания на краеведческий местный материал, на свои корни. Человек, который не помнит своего прошлого, не помнит своей истории, не может двигаться вперёд в своём развитии.
Наш урок мы вместе с вами построим в форме путешествия по Ульяновской земле, но сначала узнаем особенности нашей области.
( Ученик читает стихотворение «Мой город», автор П.Т. Мельников )
МОЙ ГОРОД
Мой город не из древности глубокой,
Но прочно утверждается в веках.
Стоит над Волгой, на горе высокой,
На речках, на озерах, родниках.
Не завлекут меня края иные,
Я свой предел покинуть не могу.
Живут мои знакомые, родные
На правом и на левом берегу.
В садах Подгорья, перед звездопадом,
Услышал я, как яблоки стучат,
С Венца простор охватывая взглядом,
Взывал я к предкам, но они молчат.
Люблю, когда на город и поселки
Ночных огней прольется красота
И на запястье задремавшей Волги
Браслетами сверкают два моста.
Пётр Трофимович Мельников
Учитель: Теперь перейдем к нашей экскурсии. Задание : в ходе моего рассказа в тетрадях отметить наиболее интересные, запомнившиеся моменты.
Древняя и средневековая история края
Экспозиция отдела истории открывается разделами, освещающими древнюю и средневековую историю края. Здесь экспонируются материалы из археологической коллекции музея
Древнейший период истории – каменный век – характеризуют орудия из камня, костяные наконечники гарпунов, фрагменты неолитической керамики.
Эпоха бронзы представлена каменными сверлёнными топорами балановской культуры, наконечником копья сейминско-турбинского типа и другими орудиями из бронзы. Значительный интерес представляют памятники материальной культуры срубной общности (середина II тыс. до н.э.): бронзовый топор, серп, кинжал, браслет, амулеты из клыков животных, керамические сосуды. Здесь же экспонируется графическая реконструкция жилища срубной культуры, выполненная археологом Ю.А. Семыкиным на основе материалов раскопок у с. Абрамовка в Майнском районе Ульяновской области
К периоду раннего железного века относятся савроматский каменный жертвенник, ананьинский кельт и некоторые другие экспонаты.
Эпоху раннего средневековья характеризуют археологические материалы именьковской культуры (V-VII вв.): орудия труда, оружие, предметы быта, обнаруженные на территории Старомайнского городища.
Яркой страницей в истории края является период Волжской Булгарии (X-XIV вв.). Основу сельского хозяйства составляло земледелие, сочетавшееся со скотоводством. В экспозиции представлены сельскохозяйственные орудия (лемех от сохи, мотыжка), а также обуглившиеся семена пшеницы, ячменя, полбы и овса, найденные во время археологических раскопок. Города Волжской Булгарии были крупными центрами ремесла и торговли. Материалы экспозиции отражают высокий уровень развития ремесла (экспонируются кузнечные, ювелирные, гончарные изделия) и торговли (предметы импорта, нумизматический материал). К числу уникальных экспонатов относится булгарское каменное надгробие XIV в.
Несомненный интерес представляют материалы языческого мордовского Муранского могильника (вторая половина XIII – XIV вв.), исследованного в конце XIX – начале XX в. симбирским археологом В.Н. Поливановым.
Край в XVII в.
В 1648 году по указу царя Алексея Михайловича в междуречье Волги и Свияги был основан город-крепость Синбирск (до конца XVIII в. название города писалось через букву «н»), ставший административным центром и главным опорным пунктом Симбирской-Карсунской засечной черты. Руководителем строительства симбирской крепости был назначен окольничий Богдан Матвеевич Хитрово.
Стены и башни симбирского кремля рубились из дубовых брёвен. В симбирской крепости было восемь башен, в том числе двое ворот. С внешней стороны кремль был окружён рвом шириной около 10 м и глубиной более 6 м. Внутри кремля располагались двор воеводы, арсенал, приказная изба, Троицкая церковь, тюрьма, пороховой и соляной погреба. За пределами кремля находился посад, также обнесённый деревянной стеной и рвом. По описи 1678 г. в Симбирске насчитывалось 605 дворов и 1579 жителей.
В экспозиции, посвящённой истории края XVII в., представлены подлинные документы той эпохи – жалованная грамота царя Алексея Михайловича на землю Никите Григорьевичу Левашёву (1668 г.), столбцы конца XVII в.
Симбирск XVII-го столетия представлял собой хорошо укреплённый город-крепость. Осенью 1670 года гарнизон крепости выдержал месячную осаду казачьего и крестьянского войска под предводительством Степана Разина.
В данном разделе экспонируется холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение XVII в.: бердыш стрелецкий, турецкий ятаган, бортовые пушки, колесцовый пистолет, кольчуга, мисюрка, щит восточной работы.
Симбирский край в XVIII в.
Столетие спустя после разинского восстания край был охвачен новым, ещё более мощным народным движением под предводительством Е. Пугачёва. Крестьянскими волнениями была охвачена почти вся территория края.
Восстание под предводительством Е. Пугачёва потерпело поражение. По приказанию командующего карательными войсками графа И.И.Панина 1 октября 1774 г. Пугачёв в специальной железной клетке, в кандалах, под конвоем двух рот пехоты, 200 казаков и двух орудий, которыми командовал генерал-поручик А.В. Суворов, был привезён с женой и сыном в Симбирск. В Симбирске он находился около 20 дней. Граф Панин и начальник следственной секретной комиссии П.С. Потёмкин несколько дней допрашивали Пугачёва. В ноябре 1774 г. Пугачев был привезён в Москву и 10 января 1775 г. казнён.
Центральным экспонатом данного раздела является живописная копия с портрета Е.И. Пугачёва, написанного в Симбирске осенью 1774 г.
В экспозиции представлены документы, освещающие ход восстания, а также оружие XVIII в.: шпага офицерская, сабли, пистолет трёхзарядный, пушка, мортирица ручная.
После разгрома пугачёвского восстания в целях укрепления государственного аппарата на местах Екатерина II издала в ноябре 1775 г. закон о проведении губернской реформы. В ходе реализации данной реформы в сентябре 1780 г. было образовано Симбирское наместничество, состоявшее из 13 уездов. По указу Павла I 1796 г. была образована Симбирская губерния. Число уездов было сокращено до 10.
В экспозиции представлены карта Симбирского наместничества 1780 г., копия указа Павла I о создании Симбирской губернии, рисунки герба Симбирска, принятого в 1780 г., и гербов уездных городов.
Среди документальных материалов уникальной является гравюра М.И. Махаева, выполненная на основе рисунков А.И. Свечина. На гравюре изображена панорама Симбирска 60-х гг. XVIII в.
К концу XVIII в. Симбирск превратился в крупный административный и торговый центр с населением более 10 тысяч человек. В 1780 г. Екатериной II был утверждён первый регулярный план Симбирска, оказавший огромное влияние на процесс формирования и развития города.
Социально-экономическое развитие края в конце XVIII – первой половине XIX в
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство, развивавшееся экстенсивным путём.
В рассматриваемый период Симбирская губерния являлась одной из житниц Поволжья. Хлеб в большом количестве вывозился из губернии в города Нижнего и Верхнего Поволжья.
В экспозиции представлены документы, характеризующие состояние крепостного права в Симбирской губернии в конце XVIII – начале XIX в.: объявление о продаже крепостных, купчая на продажу крепостных крестьян, свидетельство о разрешении на брак и др. Уникальный документ – геометрический план и описание с. Киндяковки (1802 г.) – позволяет создать представление об организации помещичьего хозяйства.
К концу XVIII в. на территории губернии действовало около 100 помещичьих и государственных мануфактур: винокуренных, кожевенных, мыловаренных, суконных.
Важное место в торговле принадлежало местным торжкам и ярмаркам. К числу крупнейших в крае ярмарок относились Карсунская, Симбирская и Сенгилеевская.
К числу подлинных документов, характеризующих экономику края, относится грамота императора Павла I о передаче дохода от торговли на городской площади в пользу купцов г. Карсуна.
В экспозиции представлены предметы непосредственно связанные с торговлей: весы, безмен, набор фунтовых гирь.
Здесь же экспонируются серебряные рубли XVIII – начала XIX в., бумажные денежные знаки – ассигнации начала XIX в., клад медных пятикопеечных монет второй половины XVIII – начала XIX в.
Симбирский край в первой половине XIX в
В исторической экспозиции представлен целый ряд редких предметов, связанных с масонством, религиозно-этическим движением конца XVIII – начала XIX в., оказавшим значительное влияние на развитие русской культуры.
В Симбирске первая масонская ложа под названием «Золотой Венец» была открыта в 1784 г. Основателем её был И.П. Тургенев. Ложа была малочисленной, собрания членов ложи проходили редко. К 1792 г. она прекратила своё существование. Вторая симбирская масонская ложа «Ключ к Добродетели» была открыта в 1817 г. князем М.П. Баратаевым.Деятельность ложи в основном сводилась к заботам об образовании, нравственном воспитании своих членов, а также благотворительности. Ложа «Ключ к Добродетели» официально просуществовала до 1822 г., когда манифестом Александра I масонство в России было запрещено.
Музей гордится такими раритетами, как масонские знаки и ритуальный масонский меч, принадлежавший ложе «Ключ к Добродетели».
С началом Отечественной войны 1812 г. в Симбирской губернии были сформированы три пехотных и один конный полк ополчения. Среди экспонатов, повествующих об участии симбирян в Отечественной войне 1812 г., особое место занимает наградное оружие – шпага, принадлежавшая симбирянину штабс-капитану П.И. Юрлову, который был награждён ею за участие в Бородинском сражении. В музее также экспонируются русское и французское огнестрельное оружие, русские награды периода Отечественной войны 1812 г.
Материалы экспозиции знакомят с деятельностью симбирян-декабристов: Николая Ивановича Тургенева, Флегонта Мироновича Башмакова, Василия Петровича Ивашева.
Уникальна ивашевская коллекция, в состав которой входят: подлинный овальный портрет декабриста В.П. Ивашева; шкатулка, сделанная из кандалов В.П. Ивашева; чётки, печать, детские рисунки; шнурок, сплетённый из волос Камиллы Петровны (жены декабриста) после её смерти В.П. Ивашевым.
Симбирский край дал России ряд имён, составивших гордость отечественной культуры. Среди них Н.М. Карамзин (1766-1826) – писатель, историк, журналист. Памятник Н.М. Карамзину был открыт в Симбирске 23 августа 1845 г.
Симбирск в конце XIX – начале ХХ в
В начале ХХ в. Симбирск был одним из крупных городов Среднего Поволжья, с населением более 60 тысяч человек. Во второй половине XIX в. в Симбирске появились телеграфная и телефонная линии. В 1913 г. по проекту архитектора Ф.Е. Вольсова в городе была построена электростанция.
Основную часть населения Симбирска в начале ХХ в. составляли представители мещанского сословия. В экспозиции музея представлена мебель, принадлежавшая семье симбирских мещан Завьяловых: секретер, поставец, женский туалетный столик.
Заслуживают внимания подлинные открытки с видами Симбирска начала ХХ в., фотографии симбирских архитекторов Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова, по проектам которых шло строительство жилых и общественных зданий в городе. Эти и другие материалы повествуют о градостроительстве, благоустройстве и различных сторонах жизни Симбирска на рубеже веков.
Излюбленным местом отдыха горожан был бульвар на Венце, созданный вскоре после общегородского пожара 1864 г. С Венца открывался живописный вид на Волгу и Заволжье. Вечерами здесь часто звучала духовая музыка.
III . Закрепление изученного материала .
Дайте мне ответ на несколько вопросов.
Какие фамилии и имена известных историков вы сегодня услышали?
В каком году был пожар в Симбирске?
По чьему проекту в городе была построена электростанция?
Назовите имена декабристов, которые вы сегодня услышали
Кто такой Е.Пугачев?
Кто такой Поливанов?
I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)
Ребята, вам понравилась экскурсия?
Что вы узнали нового?
Какие интересные моменты запомнились вам сегодня?
Какие интересные экспонаты вам запомнились?
Придем еще на экскурсию в Краеведческий музей?
V. Домашнее задание : (1 мин.) Так как вашим заданием на экскурсии было записать наиболее понравившиеся факты, то выберете один из самый интересных фактов. И дома с помощью интернета постарайтесь выяснить его историю, кратко опишите ее.