Художественное мышление в авангарде науки примеры. Художественное мышление в авангарде науки — Гипермаркет знаний
Урок № 12 .
Тема: Художественное мышление в авангарде науки
Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .
Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Форма урока:
рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока
: компьютерная презентация, тесты, репродукции картин.
План урока:
1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :
«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни.»
Ж. Ренье
Постановка проблемы:
Какие знания дает искусство?
Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории
культуры
много различных фактов, подтверждающих это. Гений эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Искусство помогает людям
обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.
В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине
«Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.
Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе
«20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера. Художник Василий Кандинский,
разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского
художника В. ван Гога
,
утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.
Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга
- жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.
Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
Наука и искусство -
это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи
можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.
Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!
Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой
(1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Русский инженер Лев Сергеевич Термен
(1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.
Вопросы:
1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества?
2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.
3.
Приведите другие примеры научного значения художественного знания.
Цель презентации: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .
Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Художественное мышление в авангарде науки Урок искусства 9 класс, Учитель Сомко е.В.
Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни. Ж. Ренье
Какие знания даёт искусство? Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине«Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Художник Винсент Ван Гог утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Художник В. Кандинский, р азработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.
Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн
Художник Винсент Ван Гог
Василий Кандинский Москва Наплыв импровизации
Функции искусства Искусство выполняет функции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение.
«Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Модель летательного аппарата «Витрувианский человек»
Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) «Человеческая комедия», Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), «20 тысяч лье под водой», «Гиперболоид инженера Гарина» . Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), «Гиперболоид инженера Гарина». Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент.
Вопросы: 1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества? 2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки. 3. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.
>>Художественное мышление в авангарде науки
Художественное мышление в авангарде науки
Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.
Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!
Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц , свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.
Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества .
Художественно-творческое задание
Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем
России
, мира.
В работе рассматриваются соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире, приводятся примеры научного значения художественного знания, раскрывается целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств.
Неоценимо значение влияния искусства на науку, на передовые идеи общества.
Велико значение художественно-образного мышления в культурном и научном развитии человечества. В современном мире происходит слияние науки и искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Финаенова Тамара Викторовна Идентификатор:208-415-954
Тема урока: « Художественное мышление в авангарде науки»
Предмет «Искусство», 9 класс
Должность: учитель музыки
ГКОУ «Школа-интернат»
Цель:
Совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира
Задачи:
- учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания
- раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств
- уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента
- формирование духовной культуры учащихся
Тип урока: Урок сообщения и систематизации знаний.
Жанр: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано
Конспект урока:
Вступление
Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление - один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство - вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.
А существует ли граница между наукой и искусством? /Ответы детей/
Рассмотрим эти 2 сферы жизни:
Основная часть
ИСКУССТВО: НАУКА:
чувственное рациональное
Конкретное абстрактное
ценностноэмоциональное познавательно-теоретическое
Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?
Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. | Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью. |
Заключение Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства. Список литературы и Интернет-ресурсы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Учебник «Искусство 8 – 9 класс – Москва, Просвещение,2009г.(электронное издание) Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте. Москва, «Evidentis», 2001. Фейнберг E.П. Взаимосвязь науки и искусства в мировоззрении Эйнштейна. «Вопросы философии» №3. 1979. Колмогоров А.H. Проблемы передачи информации, т. 1, 1965: т. 5, 1969. Реферат по дисциплине «Практическая психология» на тему: «Психологические Особенности творческого мышления личности» ГБС(О)ОШ-интернат вида,п.г.т. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/943/Алеаторика slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Додекафония/ esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html yourlib.net/content/view/5242/63/ ![]() |