Развитие связной речи у дошкольников. Презентация на тему развитие связной речи у дошкольников Презентация связная речь детей старшего дошкольного возраста
- 1. СеминарСеминар «Развитие связной«Развитие связной речи дошкольников:речи дошкольников: комплексный подход»комплексный подход» ПодготовилаПодготовила заместитель заведующего по ВМР:заместитель заведующего по ВМР: Глазкова Т.В.Глазкова Т.В.
- 2. Связная речьСвязная речь –– высшая формавысшая форма мыслительной деятельности.мыслительной деятельности. «Развитие связной речи«Развитие связной речи определяет уровень речевогоопределяет уровень речевого и умственного развитияи умственного развития ребёнка»ребёнка» (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
- 3. Овладение связнойОвладение связной устной речью –устной речью – важнейшее условиеважнейшее условие успешнойуспешной подготовки кподготовки к обучению в школеобучению в школе
- 4. Формы связного высказывания диалог монолог повествование описание рассуждение
- 5. ЗадачиЗадачи обучения детейобучения детей связной речисвязной речи
- 6. Младший возрастМладший возраст 1 - Развивать диалогическую форму речи. 2 - Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. 3 - Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. 4 - Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 5 - Помогать доброжелательно общаться друг с другом. 6 - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
- 7. Средняя группаСредняя группа 1 - Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. 2 - Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. 3 - Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- 8. Старшая группаСтаршая группа 1 - Развивать умение поддерживать беседу. 2 - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 3 - Развивать монологическую форму речи. 4 - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. 5 - Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 6 - Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. 7 - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- 9. ПодготовительнаяПодготовительная к школе группак школе группа 1 - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 2 - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. 3 - Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. 4 - Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. 5 - Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. 6 - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. 7 - Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
- 10. 1 - пересказ 2 - рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника 3 - рассказ по серии сюжетных картинок 4 - описательный рассказ 5 - драматизация 6 - творческий рассказ Виды занятий по развитию речиВиды занятий по развитию речи
- 11. Примерная структура занятияПримерная структура занятия Этап занятия Время занятия для групп (мин) младшая средняя старш. подготов. Организационный момент 1 1 2 2 Арт. гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР 3 3 4 4 Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа 4 5 5 6 Физминутка 3 3 4 4 Составление предложений с соответствующей словарной работой - 3 4 5-6 Составление рассказа самостоятельно 4 5 6 8 Итого 15 20 25 30
- 12. рассказать о приёмах для привлечения внимания детей и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия
- 13. символ Последовательность работы со словом пример Назвать слово шуба Однокоренные слова Шубка, шубейка, Антонимы майка Синонимы Пальто, дубленка Ассоциации Зима, медведь. мороз
- 14. Последовательное рассматривание =Последовательное рассказывание Золотое правилоЗолотое правило моделирования:моделирования:
- 15. МнемотаблицаМнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхемСуть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
- 16. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок
- 17. Дидактические игры: « Угадай игрушку» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. « Кто интереснее придумает» Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. « Что напутал Незнайка?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. « Какая, какой, какое?» Цель: подбирать определения к предмету, явлению. « Играем со сказкой» Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства)
- 18. Театрализованные игры В работе с театрализованными играми решаются следующие задачи: - развитие творческих способностей детей; - развитие высших психических функций, а именно памяти, внимания, воображения; - развитие речи, а именно просодическую сторону; - развитие психофизических возможностей (мимики, пластики); - развитие мелкой мотори (изготовление атрибутов). “Перевирание” сказки “Салат” из сказок
- 19. «Игры с прищепками» В играх с прищепками решаются следующие задачи: - Развитие творческих способностей, воображения; -Развитие коммуникативной функции речи, умение составлять рассказ; -- Развитие сенсорных навыков; пространственных представлений; - Развитие мелкой моторики рук. Упражнения с прищепками «Развеселим солнышко»
- 20. Метод LEGO конструирования
- 21. Приёмы песочной терапииПриёмы песочной терапии помогают традиционнойпомогают традиционной методике по развитию связнойметодике по развитию связной речи стать более интересной,речи стать более интересной, увлекательной, болееувлекательной, более продуктивной.продуктивной. Составить синквейн поСоставить синквейн по теме « Зима»теме « Зима» 1 - зима 2 – холодная снежная 3 – морозит метет завывает 4 – зимой катаемся на санках 5 - красиво
- 25. СоставьтеСоставьте синквейн о нашемсинквейн о нашем семинаресеминаре
«Развитие связной
речи у детей
дошкольного возраста »
Сулейманова Н.В.
Связная речь - смысловое
развернутое высказывание,
изложение определенного
осуществляется логично,
последовательно и точно,
грамматически правильно
и образно, обеспечивающее
общение и взаимопонимание.
Цель развития связной речи
Развитие речевых способностей и
умений, культуры речевого
общения, разработка способов
овладения дошкольниками
навыками практического
общения в различных
жизненных ситуациях,
формирование предпосылок
чтения и письма.
Задачи развития связной речи
- формирование элементарных
представлений о структуре
текста (начало, середина, конец);
обучение соединению
предложений разными
способами связи;
- развитие умения раскрывать тему
и основную мысль высказывания;
- обучение построению высказываний
разных типов- описаний, повествований,
рассуждений; подведение к осознанию
особенностей описательного, в том числе
и художественного текста;
составление повествовательных
текстов (сказок, рассказов, историй)
с соблюдением логики изложения и
использованием средств
художественной выразительности;
- обучение составлению рассуждений
с подбором для доказательства
веских аргументов и точных
определений;
- использование для
- использование для
- использование для
- использование для
высказываний разных типов
соответствующих моделей (схем),
отражающих последовательность
изложения текста;
Функции
связной речи
Развитие коммуникативных способностей
Установление связей с
Определение и регулирование норм поведения в обществе
окружающими людьми
Формы связной речи
Диалог
Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.
Монолог
Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .
Методы развития связной речи
Организованная
Совместная
деятельность
деятельность
Пересказ
Рассказывание по картине
По серии сюжетных картинок
Из личного опыта
Сюжетно-ролевая игра
Творческое рассказывание по заданной теме
Речевые игры
Индивидуальная работа
По стихотворению
По сказке
Интеграция видов деятельности
По скороговорке
Наблюдения
Экскурсии
Составление описательного рассказа
Заучивание стихотворений
Игры-драматизации
Игры-инсценировки
Приемы развития связной речи
Словесные
Чтение литературных произведений
Речевые упражнения
Речевой образец
Подсказка
Повторное проговаривание
Оценка детской речи
Напоминание
Объяснение
Указание
Словесные поручения
Игровые
Наглядные
Показ иллюстраций, картин, объекта
Сюрпризный момент
Игровой персонаж
Моделирование (схемы, мнемотехника)
Речевые игры
Эмоциональность
педагога
«Слово воспитателя, не согретое
теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».
К.Д. Ушинский.
Работа по развитию связной речи
трудоемка и всегда почти
полностью ложится на плечи
педагогов. Большое влияние на речь
детей оказывает воспитатель. Педагог
должен воспитывать своей речью. В связи
с этим существуют требования к речи педагогов .
Требования к речи педагога
Эмоциональность
Выразительность
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)
ясность (понятность для окружающих)
логичность (последовательное изложение мыслей)
Дети могут
Первая младшая группа
пожаловаться на
неудобство, действия
сверстника.
- Сопровождать речью
бытовые и игровые
действия.
- Отвечать на простейшие
вопросы.
- Повторять несложные
фразы.
Вторая младшая группа
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Делиться своими
впечатлениями со
сверстниками и взрослыми.
- В играх принимать на себя роль,
непродолжительно взаимодействовать
со сверстником.
- Разыгрывать по просьбе взрослого
небольшие отрывки из знакомых сказок.
Средняя группа
- Рассказывать о содержании сюжетной
картинки.
- Участвовать в беседе, понятно для
слушателей отвечать
на вопросы и задавать их.
- Описывать предмет, картину.
- Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
- В играх проявлять
инициативу и предлагать
новые роли и действия.
- Обогащать сюжет,
вести ролевые диалоги.
Разыгрывать несложные
отрывки по знакомым
литературным произведениям
С помощью взрослого
повторять образцы
описания игрушки.
Старший дошкольный
возраст
- Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
- Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
- Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие
литературные произведения.
- Использовать монологическую и диалогическую
формы речи.
- Составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам.
- Составлять небольшие рассказы творческого характера
на тему, предложенную воспитателем.
- Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие
с ответом товарища.
Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
1 из 20
Презентация на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
Актуализация. Теоретическая часть (лекционный материал); Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию; Практическое знакомство с различными видами приветствий; Практическая часть (составление различных рассказов, педагогами); Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ); Рефлексия. Этапы проведения мастер – класса:
№ слайда 5
Описание слайда:
Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь Связная речь уровень словообразования уровень развития автоматизированной речи кругозор, эмоциональность и т. д. уровень грамматического строя речи фонематические представления фонематический анализ и синтез общее звучание речи; воспроизведение слоговой структуры слов их звуконаполняемость
№ слайда 6
Описание слайда:
Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 1997 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 2008 г. В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%. Низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
№ слайда 7
Описание слайда:
Рассказы описания. Описание предмета по предметной картинке. Рассказы по сюжетной картинке Рассказы по серии сюжетных картинок Пересказ художественных текстов Выборочный пересказ Краткий пересказ. Творческое рассказывание. Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
№ слайда 8
Описание слайда:
Обучение рассказыванию 1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям. Ребенку дается инструкция, (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч)остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются. дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение. 2. Рассказы описания. А) Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности. - Что это? - Форма, размер, цвет. - Добавляются (материал, вкус, ощупь) - Составляющие части. - Применение. Б) Рассказы по сюжетной картинке рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности: - Время, место. -Действующие лица. - Окружающие предметы. Действия, взаимоотношения. Затем составляется рассказ по вопросам: - Когда это было? Где? - Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? - Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?
№ слайда 9
Описание слайда:
3. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа. Виды работ: По разложенным сюжетным картинкам. - Рассматривание -Чтение рассказа -Придумывание рассказа к серии картинок. Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту. Иллюстрация рассказа выполненная детьми Работа по каждой картинке. 4. Пересказ художественных текстов Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения. До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа: - Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет - Рассказывание по плану или с использованием схем. - Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ: Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное. Творческое рассказывание. - пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев. - составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему. - составление рассказа с продолжением. - составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
№ слайда 10
№ слайда 11
Описание слайда:
№ слайда 12
Описание слайда:
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки. Многие предметы и их количество изображаются схематично). 1. Жил-был чайник 2. У него был ….. . 3.У чайника были 4. У чайника были 5. Люди чайник любили он был важный, друзья посуда: … родственники:… они в нем воду кипятили как начальник 1. Это лес в нем много 2. Лес дом для: …………. 3. Лес дает человеку: … 4. Лес живой организм разных деревьев: ….. Берегите лес.
№ слайда 13
Описание слайда:
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. 1. Я нарисовала 2. Там такие красные 3. Там трава желтеет 4. Дождик поливает яблоневый сад. яблоки висят солнышко блестит и забор стоит Жила-была посуда: Чайник, чашка, блюдо, Ножик, вилка, ложка, Кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой. Посуда дружила с водой. И с человеком дружила, Его она вкусно кормила.
Описание слайда:
2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания. В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике. (картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать. Можно составить несколько различных комбинаций) 3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения. Однажды цветы стали между собой хвастаться: Кактус сказал: - Я могу обходиться без воды очень долго. Фикус: - А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд. Фиалка: - А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь! Кактус: - А у меня вместо листочков колючки. Фикус: - А мои листья похожи на большие ладошки. Фиалка: - А мои листья мягкие и пушистые. Кактус: - Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать. Фиалка: - А вот меня поливают под самый корешок. Фикус: - А меня можно поливать редко, но по целому ведру. Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. (После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно)
Описание слайда:
Составление комбинированных рассказов. «Охотники» «Ходит по лесу олень целый день А за волком старый дед прямо вслед А за дедом людоед У людоеда: ………………………….» «Маша по полю гуляла и цветочки собирала ……………………………………………….. А один вот так, так, красный, красный, красный ………». «Маша по полю гуляла»
№ слайда 18
Описание слайда:
Различные формы приветствий «Приветствие частей тела» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под руководством логопеда выполняя упражнение («Здравствуйте пальчики», - говорит логопед и производит касательное движение пальцев одной руки с пальцами другой. Аналогично приветствуются и другие части тела). «Наша лисонька проснулась» Методика проведения: Дети стоят возле стульчиков, выполняя упражнение под комментарий педагога, которое сопровождается показом. «Наша лисонька проснулась. Лапкой в право потянулась, Лапкой в лево потянулась……..». «Умные головки» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под словесный комментарий педагога выполняя упражнение: «Как у наших деточек круглые головушки Ротики - клюковки зевают, Носики - пуговки пыхтят, Глазки – луковки мигают Умные головушки кивают…» (Цель данных упражнений: создать положительный эмоциональный настрой, вывести детей на позитивный лад, при этом атмосфера проведения приветствия, рабочая, которая мягко подводит ребенка к самому занятию, дает возможность перестроится с одного вида деятельности на другой.)
№ слайда 19
Описание слайда:
Практическая часть Педагоги делятся на команды по цвету жетонов Выполнение задания, которое дано на карточке Задания: - Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос» - Составить рассказ с применением символики «Охотник» - Составить рассказ в динамике «Путешествие» - Составить рассказ по простой схематиче6ской зарисовке «Медведь» - Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал» (раздается материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.) Презентация педагогами результатов своей деятельности.
№ слайда 20
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу и пересказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОУ. Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов (А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.). Отрадно наблюдать, что некоторые из приемов прижились в работе с детьми на группе. Презентация собственного опыта работы позволила самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация «Формирование связной речи у дошкольников» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме. Вооружить практическими навыками работы» Выполнила Воспитатель МБДОУ Д/С № 8 Данилова Т.О.
Первое занятие: Методика связной речи. Понятие связной речи и её значение для развития ребенка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Л.С. Рубенштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ЭТО ТАКАЯ РЕЧЬ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ ВСЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; Либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела этой деятельности по развитию речи. Связная речь- единое смысловое и структурное целое, включающее между собой и тематические объединения, законченные отрезки.
Основная функция связной речи- коммуникативная. Функция связной речи осуществляется в двух направлениях диалог монолог
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Отличаются они и по своей коммуникативной направленности.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Для диалога характерны: Разговорная лексика Фразеология Кратность Недоговоренность Обрывистость Простые и сложные бессоюзные предложения Кратковременное предварительное обдумывание.
Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно и более развернуто, требует длительного предварительного обдумывания.
Для монолога характерны: Литературная лексика Развернутость высказывания Законченность Логическая завершенность
Эти две формы речи отличаются и мотивами Монологическая речь Стимулируется внутренними мотивами, и её содержание выбирает сам говорящий Диалогическая речь Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) Следовательно, монологическая речь является более сложным, производным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания
Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь- связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи – содержание понятно из самого контекста. Сложность данной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обоих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития его личности.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Подготовительный период развития речи, происходит на первом году жизни ребенка, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым. Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи. Зарождается намеренность голосовой реакции, формируется речевой слух,. Произвольное произношение
К концу первого – началу второго года жизни Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому; Появляются первые предложения из двух слов Появляются первые осмысленные слова; Речь выступает как средство познания и как средство установления контакта.
На третьем году жизни Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь; Возрастает словарный запас; Усложняется структура предложений Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь Речь связана с непосредственным опытом детей
Дети 4-5 лет Активно вступаю в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого
Дети старшего дошкольного возраста Активно участвуют в разговоре, беседе; Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы; Достаточно хорошо участвуют в диалоге Монологическая речь развивается: дети осваивают разные типы связных высказываний(описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Пять основных групп диалогических умений: Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно. Умение речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд. Умение общаться: в паре, коллективе; Умение общаться для планирования совместных действий; Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам. Ранний возраст Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых (кто это?, что делает? Какая?) Побуждают обращаться к взрослому Младший дошкольный возраст Необходимо чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослым и детьми, выражал свои мысли словами, понятно отвечал на вопросы, делился своими впечатлениями, прививать привычку пользовать речевым этикетом, здороваться, говорить спасибо, стимулировать попытки детей задавать вопросы (кто?, где? ,что делаешь, зачем?)
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам. Средний дошкольный возраст Детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поведу предметов, их качества, действий с ними; педагог поддерживает стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Постепенно приучает детей к участию коллективной беседе, продолжается воспитание культуры общения детей: приветствовать знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета.
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам. Старший дошкольный возраст Следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание следует уделить умению ребенка формулировать вопрос; следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога.
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: Целостность (единство темы) Структурное оформление (начало, середина и конец) Объем высказывания Связность (логические связки между предложениями и частями монолога) Плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания)
Для достижения связной речи необходим ряд умений: Умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; Отбирать необходимый материал; Располагать материал в нужной последовательности; Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами задачами высказывания; Строить речь преднамеренно и произвольно
В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте: Цепная – наиболее распространенная связь при которой основными средствами являются местоимения и синонимическая замена. Параллельная – при данной связи предложения не сцепляются, а а сопоставляются или противопоставляются. Лучевая – данная связь чаще всего используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект.
Связанные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения По функции (назначению) описание повествование рассуждение контаминацию (смешанные тексты) Источнику высказывания по картине из опыта по игрушкам и предметам творческие рассказы Ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок по восприятия по памяти по воображению
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов описание повествование рассуждение контаминацию
В зависимости от ведущего психического процесса выделяют три типа монолога монолог Рассказывание по восприятию Рассказывание по памяти Рассказывание по воображению
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Ранний возраст Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице. Вторая младшая Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).Детей подводят к составлению коротких описаний игрушек и картин.
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных. Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа. Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании, дается представление о разных значениях рассказов («Однажды, «Как то раз») средствах связи между предложениями.
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Старшая группа Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине –придумывать последующие действия.
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.
Желаю творческих успехов в работе над развитие связной речи у детей!
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:
Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
Умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
Умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
Владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);
Умение использовать мимику и жесты;
Умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.
Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.
Пересказ - это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.
Рассказ - это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.
Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Существуют разные виды пересказа :
Подробный или близкий к тексту;
Краткий или сжатый;
Выборочный;
С перестройкой текста;
С творческими дополнениями.
Требования к пересказам детей
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа
1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.
Обучение детей рассказыванию в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется со средней группы.
У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:
по форме - описательные и сюжетные;
по содержанию - фактические и придуманные (творческие).
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) по игрушкам и предметам;
2) по картине;
3) из опыта;
4) творческие рассказы.
1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам
В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:
- совместное рассказывание . Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;
- образец рассказа - это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);
- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;
- план рассказа - это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;
- коллективный разбор плана . Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;
- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Структура ООД:
1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:
Что это?
Как узнали? (вычленение характерных особенностей);
Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
Вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
Повторное целостное восприятие предмета.
2 часть. Образец рассказа воспитателя или план рассказа.
3 часть. Рассказы детей и их оценка.
4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:
1. Мотивация , которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов . Например, описания на тему «У кого какой зверь?»
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков (цыплёнок и утёнок). Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования , в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
5. Коллективное составление рассказа : один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий - предмет, находящийся у него в руках.
6. Использование схем, моделей.
7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.
2 Методика обучения описанию картин
Рассказ по картине - это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета. Образ этот в известной мере может быть условным (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной, не ощущается материал, из которого сделан предмет и т.п.).
Рассматривание детьми картины - сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.
В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинками:
1.составление рассказов по предметной картине;
2.составление рассказов по сюжетной картине;
3.составление рассказов по серии сюжетных картинок;
4.составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.
3 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта)
Различают два вида рассказов из опыта:
Рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.;
Рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).
4 Обучение рассказыванию по воображению.
Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения.
При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений.
1. Придумывание рассказов по игрушкам. Воспитатель подбирает несколько хорошо знакомых детям игрушек, объединяя их в отдельные группы. Например, заяц сидит в кузове грузовой машины, кукла стоит рядом с ежиком, кот сидит с перевязанной лапой…
2. Придумывание рассказов по картинам. Вначале картина рассматривается по вопросам, чтобы выяснить, как дети понимают ее содержание, а также помочь им увидеть в картине главное и второстепенное. Затем воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, каким может быть продолжение истории, представленной на картине?». Выслушав ответы, воспитатель предлагает каждому придумать свое продолжение и окончание рассказа.
3. Рассказывание по аналогии. Начинается с чтения детям рассказа или сказки. Например, воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Бишка». После чтения детям задают вопросы для выяснения того, как они запомнили и поняли рассказ: как звали собаку в рассказе, который прочитали? Что предложили сделать Бишке? Что на это ответила собака?
Затем воспитатель ставит перед детьми задачу - составить свой рассказ, похожий на тот, который только что услышали, но заменив в нем главного героя. Дается образец такого рассказа. Например, «Говорят кошке Мурке
4. Придумывание конца рассказа к предложенному началу. Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что начало рассказа, который предлагается воспитателем, определяет героев, завязку событий.
5. Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме»,
6. Придумывание сказок. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
7. Придумывание рассказов по пословицам.
Вначале детям предлагают послушать рассказ К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После беседы по содержанию рассказа уточняют его название и обращают внимание, что названием служит пословица. Затем спрашивают, в каких еще случаях можно использовать эту пословицу и предлагают придумать свой рассказ.
Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями.
3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит не хотят в это играть.
Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему. Если один из детей отвлекается на новую тему, то либо диалог распадается, либо начинают говорить на новую тему, забывая про предыдущую. Вопросы и ответы очень конкретные без дополнительной информации, все точно - про что спросили, про то и получили ответ.
Характеристика пересказа детей данного возраста - способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т.д.)
4 -5 лет - переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.
Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.
5-6 лет (старший дошкольный возраст) - активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы - сложные, может даже сокровенные.
Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.
Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.
Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа - составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать с начала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.
Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются только если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными - сказочными, не логичными, очень категоричными.
В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
. Наглядные:
Наблюдение во время прогулок, экскурсий;
Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
. Словесные:
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Составление различных видов рассказов;
Беседы.
Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:
. Игровые :
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
И другие виды игр с речевым содержанием.
. Косвенные :
Подсказка;
Совет;
Исправление;