Урок образование сравнительной степени имен прилагательных. Урок по английскому языку на тему "степени сравнения прилагательных"
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Цель урока:
Дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
Задачи:
1) обучающие:
Познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
Дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
Познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
2) развивающие:
Научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
Дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
Научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
Развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
Совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
Воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I . Работа с теоретическим материалом из учебника.
NB !
Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную .
Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
Волга – крупнейшая река в Европе.
Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:
Черный, здоровый, молодой.
Степени сравнения прилагательных
Сравнительная
Превосходная
Простая
Составная
Простая
Составная
Основа прилагательного + суффиксы:
-е : большой – больше ;
-ее (-ей) : милый - милее , милей ;
-ше : старый – старше .
Полная форма прилагательного + слова «более» , «менее» :
смелый – более смелый ;
громкий – менее громкий .
Основа прилагательного + суффикс:
-ейш -: милый – милейш ий;
-айш -: мягкий – мягчайш ий.
Иногда может использоваться приставка наи -:
наи сложнейш ий, наи строжайш ий, наи глубочайш ий.
1. Полная форма прилагательного + слова самый , наиболее , наименее :
смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.
2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех :
громкий – громче всех, громче всего .
Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.
В предложении являются сказуемыми:
Брат стар ше меня на два года.
Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).
В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:
В этом году зима более снежная , чем в прошлом.
Домой мы возвращались по более широкой дороге.
Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).
Неизменяемыми являются слова наиболее , наименее:
в наиболее недоступном месте.
В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:
Байкал – глубоч айш ее озеро на Земле.
Иванов – сильне йш ий из всех игроков.
II . Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).
Комментарий:
Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:
Образец: прост ой – прощ е.
(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.
Ключ:
(1) Строг ий - строж е, (2) молод ой - молож е, (3) сух ой - суш е, (4) громк ий - громч е, (5) тверд ый - тверж е, (6) богат ый - богач е, (7) густ ой - гущ е, (8) дорог ой - дорож е, (9) мягк ий - мягч е, (10) чист ый - чищ е.
Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:
Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.
(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.
Ключ:
(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.
(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.
(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.
(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.
Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую (9) Это спектакль интереснее всех .
Ключ:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех .
Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:
(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.
Ключ:
(1) Круглее
(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(3) белейш ий – простая превосходная степень прилагательного.
(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.
(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.
(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.
(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.
(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.
(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.
(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.
(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.
(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.
(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.
Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:
(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.
Ключ:
(1) Красивее , (2) выше , (3) более мягкий, (4) мельче , (5) длиннее , (6) светлее , (7) хуже , (8) слаще .
Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:
(1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.
Ключ:
(2) босой, (4) слепой.
Домашнее задание: § 57;упражнение № 333 (по заданию).
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Строкинская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка
в 6 классе
на тему «Степени сравнения имен прилагательных»
Разработала учитель русского языка и литературы
МКОУ «Строкинская СОШ»
Ижмухаметова Венера Вакильевна
Строкино
2013
Урок русского языка в 6 классе
Степени сравнения имен прилагательных
Цели:
1.сформировать понятие о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени;
2.развивать внимание, образно-логическое мышление посредством наблюдения за явлениями и их признаками;
3. воспитывать бережное отношение к живой природе, эстетическое восприятие природы.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 45 минут.
Методы работы:
Методы организации и осуществления УПД:
– словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); эвристический; практический.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
Индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
Методы стимулирования и мотивации:
–задания занимательного характера; поощрение.
Ход урока:
I.Организационный момент.(1 мин)
II.Повторение изученного (5 мин):
- Проверка домашнего задания
- Фронтальная работа:
Имя прилагательное обозначает……..
Прилагательные относятся к трем разрядам………
3. Языковая разминка (слайд):
Секвойя Калифорнийская-самое высокое хвойное вечнозеленое дерево, ее длина достигает более 100 м при диаметре 8,5 м.
Устно найдите имена прилагательные и определите их разряд.
III.Изучение нового материала:
- Введение в тему (3 мин).
Учитель читает лингвистическую сказку «Степени сравнения» Феликса Кривина.
Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое - если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее - над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же - среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент - САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
Исходя из темы сказки, учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради. (слайд)
2. Открытие новых знаний (5 мин)
Учитель на слайде демонстрирует изображения черемухи, березы и секвойи (слайд).
Сравните растения по высоте (высокий-выше-высочайший (самый высокий))
Запишем эти слова
Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (выше)
Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (высочайший (самый высокий))
Где признак предмета сравнивается с другим? (высокий-выше)
Как бы вы назвали эту степень? (сравнительная)
Как назвать вторую степень, по которой мы понимаем, что она превосходит всех? (превосходная) (слайд)
- Первичное закрепление знаний (5 мин)
Задание 1. Сравните по ширине ключ, ручей, реку.
Задание 2. Сравните следующие предметы, составьте предложение и запишите (слайд).
Например, Слон больше бегемота.
Озеро – море, акула – кит, пассажирский – реактивный, сантиметр-метр.
4. Расширение знаний о материале (слайд) (15 мин).
Рассмотрите схему «Образование форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных». Сделайте вывод о способе образования простой и составной степени.
Запишите схему в тетради.
Задание: от данных прилагательных образуйте прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и запишите в качестве примеров к схеме.
Красивый, умный.
Слайд.
Задание: Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Секвойя намного выше березы. Но красивейшие деревья растут в березовых рощах. Русское дерево нам ближе и роднее.
Вывод: простая сравнительная степень прилагательных всегда является сказуемым, превосходная степень является определением.
5.Творческое задание (слайд)(10 мин) .
Напишите творческий диктант по картине В.Янова «Русская зима», используя слова для справок в сравнительной или превосходной степени. Использование своих слов разрешается.
Настала зима. Дни становятся _____ и _____. Небо ___ и ____. _____ снег ложится на землю и укутывает все в ____ одеяло. Под ___ льдом до весны дремлет речка. ____березы спят, объятые ___ сном. От ____ холода их ветви покрылись голубым инеем. ____ место сейчас – это жарко натопленная печка…
Слова для справок: уютный, теплый, сильный, короткий, морозный, низкий, белый, красивый, мягкий.
Проверка задания.
IV.Итог урока (1 мин).
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Домашнее задание (слайд):
- связное сообщение о сравнительной и превосходной степени
- выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными в сравнительной и превосходной степени сравнения.
Список использованной литературы:
1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
4. 5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.
6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.
Cлайд 1
Степени сравнения имен прилагательных Урок 2 Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя Халанская Татьяна ВладимировнаCлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/27/26637/389/img6.jpg)
«Степени сравнения имен прилагательных»
Дата проведения 17.11.2015
Класс 6
Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных
Задачи урока:
Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи
Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь
Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.
Тип урока: применения новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа
Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
· определять и различать степени сравнения прилагательных
· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения
Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных
Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учится самостоятельно разрабатывать план работы;
познавательные
· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя .
Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.
Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?
«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.
Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»
А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .
Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»
Постановка целей урока.
Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.
Объяснение нового материала.
Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)
Что же представляют степени сравнения?
И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.
«Ажурная пилка»
1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения
прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения
прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).
Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос
«Лингвистический лабиринт»
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Проверим правильность понимания теоретического материала.
Предлагаю блиц – опрос.
Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.
Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».
Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.
Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.
Сколько существует степеней сравнения?
Две;
Три.
Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
Качественные;
Относительные.
Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:
– ейш –
– ее, – е, – ше .
Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:
– ше;
– ейш –, – айш –.
Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
Более, менее;
Самый;
Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
Менее;
Самый, наиболее, наименее и т. д.
Закрепление знаний и способов действий
Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.
Образование форм степеней сравнения прилагательных.
Закончите предложение
Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.
Я толстый…
Я хороший…
Я длинная…
Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)
По популярности
По возрасту
По внешним данным
Составьте предложения. Запишите в тетрадь.
Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать
Мы даем тебе совет:
Скажем ударенью «нет»,
Если слышим вы вокруг:
Красив е е, удобн е е,
Спокойн е е, свободн е е
Скажем ударенью «Да» –
Говори ты так всегда:
И крас и вее, и уд о бнее
И спок о йнее, и своб о днее
Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?
Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.
Что вы знаете об этой книге?
Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?
Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.
В Гималаях находится ………гора мира Эверест.
Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.
Гепард ……
………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.
Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это
………………… ребенок на планете.
Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
человек в мире.
………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.
У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.
Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.
Исправьте ошибки в предложениях
Эта ложка железнее, чем та.
Моя мама моложе твоей.
Хвост более короткий.
Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.
Эта ложка железнее, чем та.
Моя мама моложе твоей.
Осенью в лесу красивее, чем зимой.
Это самый большой салют, который я видел.
Хвост более короткий.
Магический квадрат. Работа в парах.
Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».
Проверка выполненной работы на интерактивной доске.Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам
Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.
Группа №1
От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?
мягче –
лучше -
тише -
быстрее –
Они на старте были в более лучшей ситуации.
Нет ничего красивше своего родного края.
Из двух зол выбирай более меньшее.
Река Ульба узее Иртыша.
В январе морозы были более злейшие.
Заполните таблицу
прилагательные
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
составная
Острый
Быстрый
Строгий
Умный
Добрый
Группа №2
1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?
тише –
выше –
глубочайший –
хуже –
Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.
2. Этот сыр твердее того.
3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.
4.Нет ничего хужее предательства друга.
5. У моего друга самая злейшая собака на свете.
Заполните таблицу.
прилагательные
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
составная
Глупый
Медленный
Важный
Лёгкий
Тонкий
Взаимопроверка в парах по ключу
Подведение итогов урока.
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?
Информация о домашнем задании. На выбор.
Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ
Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.
Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)
Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.
Использованные материалы:
Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»
Картинки о книге рекордов
Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011
Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.
Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень
Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Степени сравнения имен прилагательных.
Цель: усвоить значение прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Языковая разминка. Словарный диктант на грамматическую тему.
Записать слова в 2 колонки: 1 – слова с мягким знаком; 2 – без мягкого знака.
Горяч, плач, отрежь, палач, помощь, могуч, везешь, туч, хорош, возьмешь, зрелищ, стричь, крыш, намажь, смерч, беречь, речь, даешь, назначь, глушь, плачь.
Объясните написание.
Проверь себя.
Без мягкого знака | С мягким знаком |
Горяч плач палач могуч хорош зрелищ крыш смерч | Отрежь помощь везешь возьмешь стричь намажь беречь речь даешь назначь глушь плачь |
Без мягкого знака | С мягким знаком |
|||||
Прил. кр.ф | Сущ. мн. ч | Глаг. инф. | Глаг.2 лиц. | Глаг. пов. н. | ||
горяч хорош могуч | зрелищ крыш | смерч палач плач | беречь стричь намажь | возьмешь везешь даешь | отрежь назначь плачь | речь глушь помощь |
IV. Введение в тему.
Учитель читает сказку Феликса Кривина «Степени сравнения»
Степени сравнения
Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое - если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех. Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Самый твёрдый металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство её - над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же - среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент - самый умный среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении. Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь выше, умнее, красивее.
А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу... Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.
Запись темы в тетрадь, формулирование целей урока.
V. Открытие новых знаний.
1.Сравните дома по высоте.
Высокий - выше
2. А этот дом по сравнению с предыдущими?
Высочайший, (самый высокий).
3. Запишем эти слова.
Высокий - выше – высочайший (самый высокий).
- К акое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (Выше)
Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (Высочайший)
Где признак предмета сравнивается с другим? (Высокий – выше)
Как назовем такую степень? (Сравнительная)
Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
Подберите к прилагательным в форме сравнительной и превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.
Просклоняйте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.
4. Работа с учебником. Сравните свои выводы с текстом учебника.
Что обозначает сравнительная степень прилагательных? Превосходная? Как изменяются прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
VI. Начало формирования умений.
1. Сравните тетрадь и книгу по толщине, куст и дерево по высоте.
Сравните по размеру озеро, море и океан.
2. Найдите признак, по которому различаются предметы. Сравните их. Составьте предложения, запишите.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, газете и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский, учитель и ученик.
Найдите свои предметы для сравнения.
3. Закончите предложения, употребляя глагол становится.
С наступлением зимы дни...
При охлаждении вода...
Изучая науки, человек...
В полдень тени...
В старших классах домашнее задание...
4. Подберите к данным существительных прилагательные в форме превосходной степени.
Эверест, Амазонка, Тихий океан, Юпитер, мама, бабушка, отец, атом,
Для справок: высокий, длинный, великий, огромный, добрый, любимый, строгий, мелкий.
Выполните синтаксический разбор одного предложения. Сделайте вывод о роли прилагательных в форме превосходной степени
5. Записать предложения. Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами. Сделать вывод о синтаксической роли имен прилагательных в форме сравнительной
Маленькое 2 дело лучше большого безделья 4 . Скупой богач 3 беднее щедрого бедняка 4 .
Упасть и сильный может, но кто встанет, тот сильнейший. Утро вечера мудренее. Доброе братство 1 сильнее богатства. Правда светлее солнца. Человеческое слово стрелы острее.
6. Творческая работа.
Выполняется дифференцированно.
Напишите мини-сочинение о зиме, о наступающем Новом годе, о зимних каникулах.
(Пришла зима. Дни становятся короче, небо ниже, ветер резче, воздух холоднее. Ночью небо кажется выше, а звезды ярче.
Скоро Новый год - самый веселый праздник. В детском парке будет установлена высочайшая ёлка. А вокруг неё появятся огромнейшие фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимейшее место отдыха ноябрьской детворы.)
Вставьте имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Пришла зима. Дни становятся..., небо..., ветер..., воздух.... Ночью небо кажется..., а звезды....
Скоро Новый год - ... праздник. В детском парке будет установлена... ёлка. А вокруг неё появятся... фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – ... место отдыха ноябрьской детворы.
Замените имена прилагательные другими в форме сравнительной и превосходной степени.
Пришла зима. Дни становятся короткими, небо низким, ветер резким, воздух холодным. Ночью небо кажется высокими, а звезды яркими.
Скоро Новый год - веселый праздник. В детском парке будет установлена высокая ёлка. А вокруг неё появятся огромные фигуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных героев.
Детский парк – любимое место отдыха ноябрьской детворы.
Составьте словосочетания, используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
VII. Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Что обозначают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени? Как изменяются? Роль в предложении?
VII. Домашнее задание.
Подготовить связный рассказ о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
Написать грамматическую сказку о приключениях прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
Выписать из учебника литературы (или из художественной литературы) 5 предложений с прилагательными в форме сравнительной и превосходной степени.
- Спиртовой раствор Фукорцин: инструкция для детей и взрослых, цены и отзывы
- Методы лечения эрозии шейки матки Лечение эрозии шейки матки алоэ с медом
- Симптомы и лечение левостороннего сальпингита Трубы проходимы хронический сальпингит с правой стороны
- Лейкоплакия мочевого пузыря: симптомы, лечение, возможные осложнения