Методы обучения и их функции. §4 Элементы формообразования
ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Ц е л и: продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80 см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенки. Л и т е р а т у р н ы й р я д: русские народные загадки, стихотворения. Х о д у р о к а I. Организация учащихся. 1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку. У ч и т е л ь. Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к уроку. Он признался ножу: – Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.) Есть у вас рисовальных дел мастер – Яркий, классный?.. (Фломастер.) 2. С м а ч и в а н и е красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной краской, узнаем, что каждый предмет имеет какуюлибо форму, и нарисуем солнышко.
III. Вводная беседа. 1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов. У ч и т е л ь. Каждый предмет имеет форму. По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи на различные геометрические фигуры. Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.) Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат. Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.) Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый». Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.) Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют форму круга. А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива. Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите, кто она? (Ель.) Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф… Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет? (Ответы учащихся.) Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет». О п и с а н и е. Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями – умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу. М а т е р и а л. У каждого учащегося два комплекта по шесть различных фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;
круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см) – всего 12 фигур. Р у к о в о д с т в о. Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших удачные и оригинальные изображения. 3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов. У ч и т е л ь. Все предметы имеют не только какуюлибо форму, но и окрашены в разные цвета. Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг какогото цвета – яркого или блеклого, темного или светлого. А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.) ЖЕЛТЫЕ СТИХИ Поливали канарейки Желтый луг из желтой лейки. Ты не веришь? И не верь! Побеги и сам проверь! – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые бывают исключительно только желтого цвета. ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ Стихи совсем зеленые, Зеленые они… Окно и дверь балконную Пошире распахни! Пусть в комнату врывается Зеленый аромат, Зеленым одеваются И лес, И луг, И сад. Все, все растет зеленое В зеленый месяц май, Открой же дверь балконную И тоже подрастай. – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые мы можем встретить только зелеными. СИНИЕ СТИХИ Небо в речку упало
И немножко полиняло. Полиняло? Полиняло! Речка тоже синей стала, Как цветок Василек, Как у мамы Платок. – Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира, которые нам известны не иначе как синего цвета. Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и т. д. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в сопоставлении и обобщении предметов по цвету). О п и с а н и е. Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какойнибудь цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную цветовую гамму, подобрать товарищей. М а т е р и а л. Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на всех играющих учеников). Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а холодные удаляют. Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он добивается глубины пространства, воздушности и даже движения. 5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют». У ч и т е л ь. В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока
совсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас увидите и даже поучаствуете в их создании. Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темнокрасный, красный, розовый, светлорозовый). По окончании составления картины учащиеся любуются гармонией красок. Будет вечером салют, Все смотреть его пойдут. Ярким праздничным букетом В небе звезды зацветут. М. Ивенсен 6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью. У ч и т е л ь. При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка, которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого предмета. Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные краски для получения желаемых оттенков. Вот тутто нам и понадобится палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения светлых тонов, либо смешивается с какойлибо другой краской. Давайте попробуем сейчас этому научиться. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем рисовать солнышко. Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?
Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.) Шар воздушный, Золотой Над рекой остановился, Покачался на водой, А потом за лесом скрылся. В. Толоконников Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую то другую. (Ответы учащихся.) Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да, солнце желтого цвета. Но всегда ли? Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы учащихся.) Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком. А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все светлее, меняя цвет от желтого до светложелтого? Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло желтое. Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя.
Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны. Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются. V. Этапы выполнения рисунка. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение, рис. 1.) К о н т р о л ь: предметы не касаются друг друга; между ними места меньше, чем вокруг них. 2. О п р е д е л е н и е формы предмета. Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис. 2.) 3. З а л и в к а контура цветом. Первый круг окрашиваем светложелтой краской, для получения которой желтую краску на палитре разводим водой. Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения. Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с красной для получения оранжевого оттенка. Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.) VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его различными оттенками желтого цвета. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее Показывает на конкретный рисунок солнышка, четверостишие. комментируя его стихотворением.
1) Солнце ярко светит, Весело на свете. Траляля, траляля, Весело на свете. А. Ганчев 2) Стало ясно солнышко припекать, припекать. Землю, словно золотом, заливать, заливать. О. Высотская 3) Ярче, солнышко, сияй, К нам пришел веселый май. Туча, мимо проплывай. Н. Найденова 4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба земляматушка, уроди, уроди! О. Высотская 5) Солнце светит спозаранку, Всей земле улыбку шлет. Мы выходим на полянку, Ручеек в лесу поет. 6) Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я. – Здравствуй, солнце, это я! К. Ибряев 7) Нам до солнышка добраться Нелегко, да, нелегко. Светит солнышко, смеется Высоко, да, высоко. 8) Солнышковедрышко, выйди изза облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. 9) Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землюматушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это … (солнце). 10) Нука, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце.)
2. О б о б щ е н и е изученного материала. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я: – Что нового вы узнали на уроке? – Как можно получить краску нужного оттенка? – Зачем мы изучаем форму предмета? – Как вы сегодня использовали полученные знания? – В чем они помогли вам? – Что понравилось на уроке? – Где будете применять умения, которым научились? У ч и т е л ь. Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые рисунки. Смотрите, сколько солнышек у нас! Молодцы! 3. И г р а «Солнышко». Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше! Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все выше и выше обе руки; смотрят на руки. К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется! Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на месте.
Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Рассмотрим некоторые из них.
Методы организации учебно-познавательной деятельности.
Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству используются рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.
Применение словесных методов предполагает соблюдение нескольких непременных условий.
Хорошая дикция, доступный темп и четкость речи очень важны для восприятия учебного материала школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для их осмысливания, описания, даваемые в таком темпе, что они понимаются и запоминаются - все это обязательные требования применения словесных методов.
Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо умело. Если школьники должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или кадр диафильма), то нужна обязательная пауза. Можно привлечь их внимание к какому-либо элементу, но соответствующее пояснение должно не сопутствовать рассмотрению, что отвлекает внимание, а следовать за ним. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают иногда важнее слова, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя было обращено к речи. Таким образом, соединение слова с показом должно быть продуманным.
Успех словесного изложения во многом зависит от его эмоциональности. Когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам учитель, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был ими воспринят, они откликаются на его усилия.
Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.
В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.
В обучении изобразительному искусству гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией.
Объяснять приходится особенности использования тех или иных материалов, правила построения изображения и т.п.. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов выполнения ее и т.п. В старших классах чаще используют лекции, служащую обычно для передачи определенной информации из области истории изобразительного искусства, техники и технологии применения материалов. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура ее более строгая, чем у рассказа, а ход в большей степени подчинен требованиям логики.
Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов обучения («монос» - один), при которых доминирует исполнительская, репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая для учителя информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Более совершенным словесным методом является беседа , в ходе которой учитель, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет в большей степени активизировать умственную деятельность школьников и развивать их внимание и речь.
Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.
В сюжетно-тематическом рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь учащимся представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.
Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.
При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог учит школьников способам замысливания образа.
На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.
На занятиях по конструированию, аппликации, декоративно-прикладному творчеству, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.
В конце занятия нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных за дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.
На содержание беседы влияют возрастные особенности, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия.
Следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует лучшей подготовки со стороны учителя. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: краткость, логическая четкость, доступность и ясность формулировки, эмоциональность. Нельзя задавать расплывчатых вопросов, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и всей темой в целом. К числу наиболее типичных можно отнести следующие вопросы:
активизирующие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы выполняли рисунок с натуры?», «Что такое «тональный масштаб»?» и т.п.);
облегчающие формирование понятий, установление связей между фактами, явлениями и процессами («Назовите виды и причины ошибок при изображении перспективы призматических тел?» и т.п.);
направленные на практическое применение знаний в учебно-творческой деятельности («Какая густота гуашевой краски обеспечивает легкое управление кистью?»).
Особенно эффективно проявляется в беседе проблемная постановка вопросов. Такая беседа в отличие от сообщающей и воспроизводящей называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.
Среди словесных методов обучения необходимо назвать и такие как:
Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю дением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.
Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой представляет метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования также является работа с книгой. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т.е. справочниками, энциклопедиями и т.п.
Урок изобразительного искусства предусматривает и другой тип словесного метода обучения - метод диалогичности. Здесь учитель и ученик – собеседники. Учитель искусства должен стать мастером слова так же, как и учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность умеющую и мыслящаю. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция и т.д.), и в слове. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, попятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в словесной речи. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний. Понимание тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации бесценный материал для учителя» (10, с. 118-120).
При включении в работу метода диалога необходимо помнить, что диалог проходит в виде вопросов-ответов, причем вопрос, задается всему классу или отдельному ученику, но с обращением ко всему классу; эта может быть.диалог-раз мышление, когда учитель, как бы размышляя, сознательно дает возможность учащимся поправить или дополнить его.
«Педагогически организованное художественное восприятие Произведений искусства должно исключать пассивное, незаинтересованное созерцание Активизировать процессы восприятия может диалоговая форма общения, при этом нельзя детей «заговаривать», навязывать чужую волю, стороннюю концепцию произведения искусства. Это может привести к недоверию собственной интуиции, к неприятию личного впечатления ».
В диалоговой форме общения можно вычленить два вида опросов - «настоящий» и «заводящий».
Первый наводит отвечающего на ответ, который пред полагает услышать педагог, второй «заводит», то есть извне мотивирует высказывание и поиск ответа. «Диалог на уроке искусства - это новый стиль сотрудничества, новый стиль мышления, новый стиль отношений. В диалоге дети учатся отстаивать свое мнение и соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека, учатся культуре опора, учатся мыслить» (10, с. 43-44).
Особое место среди словесных методов обучения занимает инструктаж , под которым понимают пояснение способов действий с их наглядным показом, предупреждение возможных ошибок, ознакомление с правилами работы в материале. Выделяют вводное, текущее и заключительное инструктирование учащихся. Первый вид инструктажа служит для подготовки учащихся к конкретной самостоятельной работе, второй - для анализа ее хода, а третий для подведения итогов.
В отдельных случаях (технологическая сложность рабочих приемов, объектов труда) возможно письменное инструктирование учащихся на специальных раздаточных карточках.
С инструктажем тесно связаны демонстрации (как частный случай метода наблюдений). Так принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.
Тема: Знакомимся с предметами для ИЗО.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с материала-ми и оборудованием для занятии изобразительной дея- тельностью
- развивающая: развивать внимание, расширить знания учащихся об основных художест-венных материалах.
- воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение определять виды бумаг, карандашей, красок.
Оборудование: мольберт, бума-га, клей, ножницы, перо.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала .
1.Вводная беседа.
Учитель зна-комит детей с особенностями урока изобразительного искусства, говорит о целях и задачах предмета.
Без этого урока вы не сможете открыть для себя мир во всей его красоте.
2.Работа с учебником с.4-7
Рассмотрите рисунки учебника и опишите изображенное на них.
1). Виды мольбертов. Подготовка небольших планшетов к работе.
2). Виды бумаги и требования к альбому для рисования.
3). Карандаши (Т—твердый, М — мягкий), ластик, пе-ро, тушь.
4). Виды красок: акварель, гуашь; цветные карандаши, фломастеры.
5). Материалы для лепки: пластилин, глина; проволока, слитки, подставка.
6). Материалы для аппликации и конструирования: цветная бумага, ножницы, клей, природные материалы (лис-тья, ветки, корни, цветы, плоды).
Необходимые сведения. Бумага бывает разных видов: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, глянцевая, цветная. Для рисования используют специальные альбомы или лист ватмана.
Древние египтяне и индусы использовали для письма и рисования пальмовые листья. Персы применяли для этих целей шкуры животных, китайцы выполняли рисун-ки и иероглифы па ткани.
В России в 1564 году и городе Москве была построена первая бумажная фабрика, которая изготовляла бумагу из древесины.
Карандаши . Карандаши подразделяются па два вида: твердые и мягкие. Твердый грифель отмечают печатной буквой Т, а мягкий отмечают печатной буквой М. На им-портных карандашах знак Н соответствует показателю Т, а знак В показателю М.
Профессиональные художники пользуются каранда-шами итальянского производства, т. к. эти карандаши имеют толстый и мягкий грифели, поэтому удобны для работы.
Виды красок . В начальной школе используются аква-рель, гуашь, тушь. «Акварель»— в переводе с латинского языка обозначает «растворимая в воде». Акварельные краски хорошо растворяются в воде и ровно ложатся на бумагу. В 16—17 веках художники изготовляли краски из корней растений.
Гуашь — краска, растертая на воде с клеем и приме-сью белил, дает непрозрачный слой.
Акварелью можно работать по сухой и сырой бумаге. При этом не следует смешивать большое количество цве-тов, т. к. это приводит к получению грязных цветов. Хра-нят краски в сухом, прохладном месте.
Черная насыщенная краска называется тушью. Япон-ские художники создали тушь, в состав которой входят клей, сажа. Тушь быстро высыхает и не расплывается. Работа тушью осуществляется при помощи ручки с пе-ром. С их помощью легко выполнять разнообразные ли-нии.
Виды кисточек . При работе с красками важная роль принадлежит кисточкам. Для рисования акварелью не-обходимы кисточки, изготовленные из шерсти белки, сур-ка, колонка. Кисточки бывают круглые и плоские. После работы их промывают и просушивают.
Резинка применяется для стирания ненужных линий. Она должна быть мягкой.
Мольберт специальное приспособление для рисова-ния.
Пластилин — это материал, предназначенный для леп-ки. Он мягкий и очень пластичный. Для лепки необходи-ма подставка и каркас.
Выводы.
Закрепление .
Практическая работа.
а) определение вида бумаги, карандаша, красок подготовленных детьми.
б) рассматривание иллюстраций и картин выполненных карандашом, акварельными красками, гуашью, масляными красками.
Выводы.
Подведение итога.
Домашнее задание : подготовить альбом, краски.
1 класс
Уроки ИЗО № 2-3.
Тема: Виды линий. Изображаем вещи и предметы.
Цели:
- обучающая: дать понятие о видах линий: верти-кальных, длинных и коротких, горизонтальных и
- наклонных, ломаных, волнистых, дугообразных; познакомить с цветом и тенью,
- научить рисовать несложные предметы различной формы. ;
- развивающая: развивать умение выполнять линии разных видов, творчество;
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение выполнять линии.
Оборудование: репродукции картин, карточки с изображением видов линий.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
- Необходимые сведения. Народное искусство — источ-ник народной мудрости. Казахское народное декоратив-ное искусство — это произведения, созданные руками на-родных мастеров. Произведения декоративного искусства изготовляются кустарным и промышленным способами.
Неотъемлемой частью казахского народного декора-тивного искусства является орнамент. Его можно назвать языком, визитной карточкой казахского народа. (показ орнамента )
Чтобы научиться так красиво изображать предметы, надо научиться правильно делать линии т. к. основой любого изображения является линия. Линия передает движение в различных направлениях. Линии бывают прямые, на-клонные, волнистые, дугообразные, пунктирные, лома-ные.
Умение изображать линии по-могут вам свободно и легко рисовать.
2.Работа с учебником
а) знакомство с видами линий с.10
Выводы.
3. Показ образцов и детских работ.
4. Игра «Кто выполнит это задание быстрее и правильнее?»
Организация игры необходима для поднятия эмоцио-нального настроя и упражнения в изображении линий.
После окончания игры необходимо посмотреть работы учеников и выяснить, как сформированы необходимые знания и умения.
Выводы.
Закрепление .
Практическая работа. Изображение предмета.
С.11 учебника - Ка-кую геометрическую фигуру они напоминают?
Этапы обучения .
Учим выполнять вертикальные и на-клонные линии.
Штрихом называются линии, которые передают фор-мы предметов. После передачи формы учим штриховать.
Осуществляется знакомство с понятиями «свет», «тень».
Светом называется поток лучей, которые падают на предмет. Неосвещенная часть предмета называется тенью. Рассматривая выполненные работы учеников, исправляем допущенные ошибки.
Следующим этапом является обучение рисованию го-ловного убора саукеле. Располагая рисунок па листе, сле-дует учесть, какой формы выбранный вами для изображе-ния предмет. Вначале намечаем высоту, ширину, форму предмета.
Выводы.
Подведение итога.
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание : цветная бумага, клей, альбом, карандаш, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО № 4-5.
Тема: Путешествие в мир красок .
Цели:
- обучающая: дать понятие о световом спектре; учить различать и называть цвета, правильно пользовать-ся красками.
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение пользоваться акварельными красками.
Оборудование: пособия, знакомящие с цветовой гаммой. Виды красок. Разноцветные карандаши, альбом для рисования.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Окружающий мир богат разнообразными цветовыми сочетаниями. Осенняя листва поражает нас богатством цветов и оттенков. Посмотрите в окно и обратите внима-ние на осенний наряд деревьев. (Выслушиваются ответы первоклассников).
После того, как комбайн сожнет пшеницу, поле ста-новится желтого цвета. Зимнее небо кажется светло-голу-бым. Многообразие цветов часто используется в загадках.
2.Игра «Думай и решай»
Учащимся предлагается отгадать загадки.
Зимой и летом одним цветом. (Елка)
Река подо льдом, все бело кругом, Метелица вьется... Как время зовется? (Зима)
Висит — зеленеет, лежит — пожелтеет, Падает — почернеет. (Груша)
3. Объяснение учителя.
Все цвета подразделяются па теплые и холодные. К теплым относятся красный, жел-тый, оранжевый, а к холодным — голубой, фиолетовый, серый. Сочетания теплых и холодных цветов дают возмож-ность передать форму, объем, красоту предметов или ве-щей.
Главная особенность живописи заключается в разно-образных сочетаниях цветовых оттенков. Поэтому уча-щиеся начальных классов должны хорошо усвоить осо-бенности и названия цветов.
Теперь нарисуем радугу, в которой все цвета расстав-лены по порядку. После этого из основных цветов путем смешивания получаем произвольные цвета.
Красный+желтый = оранжевый
Красный + голубой = фиолетовый
Желтый+голубой = зеленый
Человек знакомится с различными цветами двумя путями:
1) научным путем;
2) в практической деятельности.
У казахского народа каждый цвет несет символ. Так белый символизирует честность, правдивость; красный— огонь, солнце; зеленый — весну и молодость; желтый — разум, достаток, черный — землю; голубой — небо и т. д. В процессе изготовления предметов быта казахи знакоми-лись с цветом, формой, учились изготовлять растительные краски.
Закрепление .
Работа по учебнику с.12-15 учебника
Практическая работа.
а) Рисование радуги. В радуге все цвета расставлены по порядку.
б) Рисование овощей и фруктов.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание
1 класс
Уроки ИЗО № 6.
Тема: У чимся компоновать .
Цели:
- обучающая: учить компоновать предметы па бу-маге; дать понятие о композиции и упражнять в
- состав-лении композиции.
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение составлять композиции.
Оборудование: репродукции произ-ведений художников, дидактические и наглядные мате-риалы,
карточки, таблицы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Художники, создавая свои прекрасные произведения, прежде всего продумывали на-иболее удачные варианты расположения предметов, чтобы они все сочетались между собой. На языке художников слово «компоновка» означает составление плана располо-жения всех предметов на плоскости листа или холста.
Слово « композиция » означает построение рисунка, со-гласование всех его частей. Художник стремится изобра-зить гармоничное сочетание человека и природы.
2.Игра «Верно-неверно»
С.17 - определить верную компоновку рисунка.
3. Объяснение учителя.
а) уметь видеть;
Определив основную форму пред-мета и легкими линиями наметить предмет на листе. Уточ-нив особенности изображаемого предмета, прорисовать все его части и мелкие детали. Размер рисунка должен соответствовать размеру листа, т. е. вверху и внизу необ-ходимо оставить свободное место. Используемую натуру не следует передвигать и поворачивать, она всегда долж-на быть в определенном положении.
В процессе работы учащиеся знакомятся с такими понятиями, как далеко — близко, высоко — низко, ма-ленький — большой, что составляет основу композиции.
От поставленной на листе точки делаем легкие линии и с их помощью передаем форму предмета. Выполняем упражнение по таблице. Выполняем рисунок, состоящий нз трех различных предметов.
Это является первым специальным знакомством с по-нятием композиции.
Закрепление .
Работа по учебнику с.17-19 учебника
Практическая работа.
а) Рисование композиции из 2-3 предметов (на усмотрение учителя)
Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание : альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.
1 класс
Уроки ИЗО № 7.
.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с произведе-ниями народных умельцев декоративного искусства; дать понятие об орнаментах, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
2. Объяснение учителя.
Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:
а) уметь видеть;
б) уметь правильно компоновать;
в) уметь передавать замысел рисунка.
Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.
Закрепление .
Работа по учебнику с.20-21 учебника
Практическая работа.
а) Учитель изображает на доске некоторые элементы рас-тительного орнамента
б) учащиеся без прорисовки каран-дашом сразу их выполняют красками.
Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание : альбом, краски, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО № 8-9.
Тема: Виды растительных орнаментов . Ветка клена .
Цели:
- обучающая: формирование знаний о видах орнаментов, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к де-коративному искусству.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.
Оборудование: произведе-ния народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные мате-риалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобраз-ный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемеш-ку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.
На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поко-ления в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготов-лением и орнаментированием изделий. Элементы казах-ского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.
В каждом случае мастера народного искусства проду-мывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился яр-ким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в соче-тании с другими цветами. Для народного орнамента ха-рактерно чрезвычайное разнообразие растительных моти-вов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоратив-ную трактовку.
2. Объяснение учителя.
Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:
а) уметь видеть;
б) уметь правильно компоновать;
в) уметь передавать замысел рисунка.
Рисование орнаментов — это хорошая школа для раз-вития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.
Орнаментом украшаются не только игрушки, по и на-циональная одежда, архитектурные строения, посуда, му-зыкальные инструменты и т. д.
Орнамент может состоять из растительных, геометри-ческих, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышиваль-щица украшает полотенце петухами и сказочными птица-ми. При украшении доспехов и одежды богатыря изо-бражают животных, птиц и т. д.
Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.
Закрепление .
Работа по учебнику с.22 - 23
а) Знакомство с последовательностью изображения ветки клена.
б) рассматривание орнаментов из растений.
Практическая работа.
а) Учитель изображает на доске ветку клена / цветы.
б) Составление орнаментов
Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
в) Самостоятельная работа.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание : альбом, краски, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО №10.
Тема: Виды изобразительного искусства.
Цели :
- обучающая: формирование знаний о видах изобразительного искусства , учить составлять рассказ по картине;
- развивающая: развивать речь учащихся
- воспитывающая: воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: стандартный.
Прогнозируемый результат: умение составлять рассказ по картине, называть виды изобразительного искусства.
Оборудование:открытки, иллюстрации и наглядные мате-риалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Этим видам изобразительного искусства соот-ветствуют определенные разновидности художественной деятельности. Живопись, графика, скульптура составляют особую группу изобразительных искусств. картины.
2. Объяснение учителя.
Графика (греч. пишу, черчу, рисую)—вид изобрази-тельного искусства, и котором задачи образного отраже-ния и познания явлений и предметов объективной дейст-вительности решаются с помощью рисунка.
Живопись — один из важнейших видов изобразитель-ного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познаний явлений и предметов объектив-ной действительности решаются цветом, неразрывно свя-занным с рисунком.
Скульптура придает художественному образу изобра-зительность и целостность через объемность формы. Глав-ная особенность скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма.
Декоративно-прикладное искусство — изготовление бы-товых предметов, обладающих художественными, эстети-ческими качествами и предназначенных не только для употребления в быту, но и для украшения жилищ, архи-тектурных сооружений, парков и т. д.
Закрепление .
Работа по учебнику с.24-27.
Знакомство с произведениями изоискусства
Практическая работа.
Составление рассказа по картине.
Выводы: графика, живопись, скульптура. декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.
Подведение итога.
Назови виды изобразительного искусства.
Каких художников вы знаете?
Выставка работ . Выставление оценок.
Домашнее задание :с. 24-27 составить рассказ.
Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.
Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.
Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.
На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.
Живопись
Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.
Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.
Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.
Архитектура
Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.
Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.
Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.
Скульптура
Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.
В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.
Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.
Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.
Графика
Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.
Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.
Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.
Декоративно-прикладное искусство
Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.
Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.
Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.
От театрально-декорационного искусства до дизайна
На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.
А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.
Жанры изобразительного искусства
Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.
Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.
Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.
История и мифология
К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.
Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.
К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.
Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.
Война и быт
Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.
В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.
Люди и природа
Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.
Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.
Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.
Морская тематика
Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.
Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.
Предметы
Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.
Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.
Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.
Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.
§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.
Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».
Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.
Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).
39. Анализ строения формы кувшина
Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).
Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.
40. Натюрморт
«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.
41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади
42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)
Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.
43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.
Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.
44. Превращения яблока
Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!
Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.
Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.
На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.
В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».
45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека
Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.
46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека
47. Скелет человека
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.
48. Проволочные человечки
49. Хоккеисты
50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.
Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни - КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей
Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и
Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд АйнСтилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –
Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий ЛьвовичПростые вещи Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу - иногда, правда, его берут грузчиком,
Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С. Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся
- Церковь троицы живоначальной на пятницком кладбище Храм троицы живоначальной на пятницком кладбище
- Церковь троицы живоначальной на пятницком кладбище Храм живоначальной троицы на пятницком кладбище расписание
- Никола белый. Серпухов. Собор Николая Чудотворца ("Николы Белого"). Мозаичные образы на стенах
- Ага́фия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева Святая агафия