Браиловский свято троицкий женский монастырь отец кирилл. "20 хвилин" в гостях у одного из "семи чудес Винниччины" - Свято-Троицком Браиловском монастыре
(Винницкой и Могилёв-Подольской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма.
К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.
В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко).
Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.
Арх.: Архив ЦНЦ.
Лит.: Лотоцкий И ., свящ . Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е . Мон-ри Украины: История уничтожения // Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.
Виннице-Браиловский Свято-Троицкий монастырь, 1 класса, в местечке Браилове, в 25 верстах от города Винницы. Основан в 1848 году. Сюда переведены инокини из существующего с 1635 года благовещенского монастыря в городе Виннице. В соборном монастырском храме находится чтимая Браиловская икона Божией Матери, по преданию, пожертвованная в 1635 году основателем Благовещенского монастыря, вельможей Михаилом Крапивицким. Богоматерь на этой иконе изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукою; изображение это начертано на холсте, наклеенном на кипарисной доске; живопись - в строго византийском стиле; празднование в честь этой святой иконы совершается 1 октября. В том же монастыре имеется другая Браиловская икона, принесенная сюда в прошлом столетии из Почаевской лавры и по своему изображению отличающаяся от вышеописанной иконы. При монастыре двухклассная школа и с 1898 года санитарные курсы для послушниц. В 1891 году близ села Рожка, Литинского уезда, в хозяйственной усадьбе монастыря - Рожецком монастырище (где прежде существовал православный женский монастырь, упраздненный в конце прошлого столетия с переведением иноков в Винницкий монастырь, которому передано движимое и недвижимое имущество Рожецкой обители), в память о чудесном событии 17 октября 1888 года, устроен храм во имя святого благов. князя Александра Невского, для преимущественной молитвы о здравии и благоденствии Государя Императора России и всего Царствующего Дома и для непрерывного чтения псалтири об упокоении погибших при крушении Императорского поезда; в этом храме две древних святыни: 1) сохранившийся от древнего Рожецкого монастыря Казанской иконы Божией Матери и 2) так называемая Рожецкая икона Божией Матери, бывшая заветною святынею древней Рожецкой обители; по упразднении ее она перенесена была в Винницкий монастырь, а отсюда возвращена в Рожок, в новопостроенный храм.
Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"
Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. Вероятно, главный храм монастыря был освящен в честь Благовещения.
В 1723 году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким. Постепенно монастырь пришел в упадок, в 1780 году его покинула последняя монахиня. Однако в 1786 году униаты снова вернулись.
В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам 1842 года монастырь был возведен в 1 класс.
Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем монастырь был полностью восстановлен на новом месте.
К началу XX века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары. В 1847 году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.
С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в 1923 году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.
Весной 1932 года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.
Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в зону оккупации Румынии. В 1942 году оккупационная власть открыла монастырь. В 1962 году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.
В 1989 году монастырь был возвращен Православной Церкви. 19 марта 1990 года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.
К началу 2003 году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.
Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.
В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.
Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.
К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.
С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.
Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.
Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.
В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.
В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.
К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.
Святыни
- ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.
Храмы
- Свято-Троицкий собор (1778)
- во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
- в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца
Настоятельницы
- Палладия (? - 1798), игумения
- Вера (1798 - 1814), игумения
- (1814 - 1832) управляли казначеи
- Анфиса (1832 - ?), игумения
- Таисия, игумения
Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)
Прошел год с тех пор, как 28 ноября, на 93 году жизни, после продолжительной болезни, отошел ко Господу старейший клирик Винницкой епархии, старец Свято -Троицкого Браиловского монастыря схиархимандрит Кирилл (Соколов). Перестало биться огромное, любяшее сердце, без остатка отданное Богу и людям.
С 1992 года отец Кирилл был духовником Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.
Духоносный старец. Схиархимандрит Кирилл (Соколов), игумения монастыря Антония и келейник, иеродиакон Давид
За молитвенной помощью и советом к нему приезжали многие священники и миряне из Украины и других стран.
Батюшка был одним из редких в наши лукавые времена людей, способных одной фразой дать понять, что такое Любовь, и ее самим обликом своим являющих. Это действительно чудо - своими глазами видеть Любовь, воплощенную в человеке
Заупокойную Божественную литургию и чин погребения почившего схиархимандрита Кирилла совершил в Свято-Троицком Браиловском монастыре 30 ноября Высокопреосвященнейший Симеон, Митрополит Винницкий и Барский. монастырь)
Обратимся к воспоминаниям иеродиакона Давида (Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь), опубликованным в книге «Послушник N. Плач о духовной жизни» .Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)
Радость неизреченная. Схиархимандрит Кирилл (Соколов) со своим келейником, иеродиаконом Давидом в келье Браиловского монастыря после праздника святым мученикам Маккавеям
Свидетельствует иеродиакон Давид
Схиархимандрит Кирилл, в миру Андрей Андреевич Соколов, родился в селе Волчинец Молдавской ССР в семье
священника и сельской учительницы - преподавательницы младших классов. Отец его, иерей Андрей, был коренным
россиянином, а мама Вера - украинка. Невдалеке от их села находился православный Карлашовский монастырь.
* * *
Будущий старец учился в сельской школе. А от родителей он получал, в те безбожные годы, ещё и знания по За-
кону Божьему. Батюшкины детские воспоминания больше связаны с мамой: «Я очень люблю Украину и украинцев -
это у меня от мамочки. Так она учила в Молдавии меня и всех деток», - рассказывал он. У старца с тех далёких вре-
мён, благодаря родителям, сформировалась отзывчивая на всякую боль душа. О таких обычно говорят: «Да он и мухи
не обидит». Для батюшки этот фразеологический оборот не является преувеличением, он действительно даже муху не
желает убить: «Ей же больно. Вон она как лапками шевелит и жужжит. Надоела муха - гони её» - так примерно го-
ворит батюшка своим духовным чадам. Из животного мира больше всех батюшка Кирилл любит птиц. Но не в клетках
или домашних - а вольных. Особенно певчих. Всегда через окошко что-то им подбросит в кормушку.
Духоносный старец
* * *
Вспоминал старец, что дома в Молдавии у них было пианино. Отец музицировал сам, обучал нотам и пению детей.
Сам батюшка, несмотря на почтительный возраст, тоже хорошо играл и на пианино и на фисгармонии. Мама его, по-
мимо школы, принимала на дому учеников - подтягивала отстающих по различным предметам. Также и своего сына
она обучила молдавскому языку - он им владеет в совершенстве. Но говор у батюшки чисто русский и очень прият-
ный - такого в наших местах не услышишь.
* * *
Что можно ещё рассказать о детстве батюшки? Мама умерла очень рано, и отец один воспитывал детей. Однажды,
когда они всей семьей работали на огороде, к хате подъехал крытый «воронок» - из него вышли люди в штатском. Они
позвали хозяина, и повели его под руки к машине. Больше отца своего дети не видели и, даже спустя многие годы, не
могли узнать о его судьбе. Батюшка Кирилл считает своего отца, иерея Андрея Соколова, мучеником за веру. Далее
малолетних детей воспитывали родственники.
* * *
После армии батюшка устроился на работу ретушером в фотоателье (с детства ему очень нравилось раскрашивать
картинки). И здесь пригодились его навыки и прилежность. Он стал незаурядным мастером. Из обычной чёрно-белой
фотографии он анилиновыми красками создавал целое произведение. Если это был портрет, то превращался в художе
ственную картину, а фотография некоего ландшафта - в живописное полотно. В нижнем храме у нас в монастыре,
да и в келии батюшки, есть иконы, которые он написал сам, но уже масляными красками, копируя репродукции. Эти ра-
боты выполнены в своеобразной манере - больше похожи на детские. Но духовность и любовь к творчеству, видны в
каждом образе.
* * *
После перенесения нескольких операций в конце 80-х батюшке становится всё тяжелее и тяжелее служить одному
на двух сельских приходах. Когда Винницкую кафедру возглавил архиепископ Агафангел (Саввин), батюшка просит
владыку постричь его в монашество. Постриг совершается в кафедральном соборе с наречением имени Игнатий - в
честь Игнатия Богоносца.
* * *
Вскоре, в начале 90-х годов, игумена Игнатия (Соколова) направляют во вновь открытый Браиловский Свято-Троиц-
кий женский монастырь штатным священником.
Браиловский монастырьБраиловский монастырь
Служил батюшка седмицы, говорил проповеди. Здесь я впервые, ещё молодым хлопчиком, увидел его и услышал.
Очень мне нравилось, что отец игумен не читал, как наши священники, проповеди с листочка, а говорил по памяти -
кратко, но очень доходчиво и, главное, таким голосом, который слушаешь с замиранием сердца.
Ежегодно батюшка ездил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру к своему брату. Однажды, вернув-
шись, это был 1998 или 1999 год, он говорит мне: «Я вам что-то хочу сказать, только никому об этом пока не сообщайте.
Я, милостию Божией, пострижен в чин великой схимы и наречен именем в честь прп. Кирилла Белоезерского. Постриг
совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин)». Но эта «тайна»быстро разошлась по монастырю. Все батюшку поздрав-
ляли, а он от смущения не знал, куда спрятаться, и очень переживал, как отреагирует преосвященный. Но владыка
благосклонно принял новость, что в Браиловском монастыре появился схимник. Ещё через несколько лет батюшке Ки-
риллу совсем стало тяжело служить. Годы брали свое - ему уже и чашу со Святыми Дарами было тяжело подымать, и
всю седмицу служить. После перенесённого микроинсульта, когда жизнь старца, казалось, «висела на волоске», батюшка немного окреп и начал говорить в манере, свойственной людям, получившим некое откровение.
Два старца. Отец Кирилл (Соколов) с архимандритом Ионой (Игнатенко)
* * *
Была у старца примечательная черта истинного христианина - он никогда не позволял себе кого-то обидеть. И более того, если о. Кириллу покажется что кто-то, даже мало-мальски знаемый или вовсе незнакомый человек, по какой-либо неизвестной причине обидится на него, батюшка не успокоится, пока не загладит свою мнимую вину. Часто это простые житейские недоразумения: кто-то долго ожидал приёма или старец по немощи забыл, о чём его просили. А порой ему просто показалось, что некий человек мог на него обидеться. Батюшка не будет кушать, не будет читать монашеское правило, даже не заснёт (чему я неоднократно был свидетелем), пока к нему в келию не приведут «обиженного»
человека, - порой эту его просьбу исполняли я или матушки. Когда вводили в келию раба Божия, старец, воздевши
руки, а он только сидит или лежит на кровати, восклицает:«Прости, прости меня!» И никогда не отпустит, не облобы-
зав по-христиански в обе щеки, да ещё и руку постарается поцеловать. Многие, конечно, от такого приёма у батюшки,
как говорят, на седьмом небе. Особенно, если старец попросит: «А батюшку, а батюшку поцеловать», - и подставляет
свою украшенную благообразной сединой, щеку. Получив желаемое, старец расцветает. И по его улыбке, блестящим
от слёз глазам видно, что это очень искренний поступок.
Икона святого страстотерпца Царя Николая написана старцем Кириллом
Тут же поднимается у батюшки настроение, появляется аппетит. А ест он очень мало - кашку в основном. Когда кто-то принесёт что-то вкусненькое - грушу, персик, виноград, - старец с благодарностью принимает, и… отдает лакомство
следующему посетителю: «Это вам от меня гостинец, я очень рад, что вы посетили меня». Речь у батюшки, милостью Бо-
жией, сохранилась. Разговор чёткий. Слова он подбирает очень образные - чувствуется очень хорошее литературное
образование. Есть такие редкие натуры, что рождаются,воспитываются и живут до глубокой старости. Как невинные дети. Таков был наш батюшка.
* * *
По натуре своей старец наш был очень скромный и стеснительный. Не только лишнего себе не попросит, но даже из
необходимого не берёт. В трапезную батюшка ходил самостоятельно до тех пор, пока в 2015 году у него полностью не
отказали ноги, а сейчас даже в храм его привозят на инвалидной коляске.
До болезни батюшка никогда не оставлял рукоделия. Писал иконы и украшал их бисером. Выкладывать мелкие бу-
синки его научили сёстры нашего монастыря.
Икона св. апостола Петра, украшенная батюшкой
* * *
Отец Кирилл, узнав о страшной беде противостояния и братоубийства на Украине, благословлял молиться о враждующих, как о заблудших.
* * *
Даже спустя два месяца я не могу без слез вспоминать о смерти батюшки. Не скрою, в обители понимали, что старец
все приближается и приближается ко встрече с Господом, но мы молили Создателя оттянуть это время на сколько воз-
можно еще, т. к. нам был дорог отец Кирилл.
* * *
Когда батюшке в очередной раз стало плохо, мы, признаться, сильно не переживали. Такие приступы у него за
последние год-два происходили почти регулярно. В этих случаях батюшка впадал в забытье и почему-то говорил по-
румынски. Возможно, старцу являлись его родители или перед мысленным взором проходили картины детства. Обычно
в течение получаса батюшка, повитав в неведомых весях, возвращался к нам, но, очнувшись, ничего не рассказывал.
* * *
Блаженная кончина старца
Под вечер 28 ноября, спросили батюшку, будет ли он что-нибудь кушать, и, получив кивком головы утвердительный
ответ, очень обрадовались, потому что накануне двое суток он почти не спал и поел от силы три ложки каши. Старец
все повторял: «Побудь со мной, побудь со мной», - как бы чувствуя скорое расставание. А у меня по молодости и тер-
пения нет, и долг послушания - свечи делать - отвлекает,- всегда на полдня убегаю. В этот раз, не знаю, почему,
не пошел на послушание, остался при батюшке. После начала приступа матушка, дежурившая при старце, побежала
за медсестрой. Та скоро пришла и стала проверять пульс. Старец задышал чаще, чаще, судорожно хватая ртом воз-
дух. Сестра говорит: «Отходит». Я вижу: глаза у батюшки пленкой покрываются. Взял его за его руку теплую, он дру-
гой мою руку гладит, как будто сказать что-то хочет. И в этот момент по лицу судорога пошла - это, понял я впервые
в жизни, смертушка свой сигнал подала. Святой водой тут же батюшкино лицо отер, но старец уже отошел в мир иной.
Было 18 часов 20 минут.
Сестры сразу весть печальную по монастырю разнесли. Матушка игумения благословила читать отходную.
Погребение отца Кирилла
Прощание с отцом Кириллом
* * *
За несколько дней до смерти батюшке было видение: престол в храме как бы плавал в крови, а вокруг было множе-
ство частичек, которые священники вынимают на проскомидии. Я по своей греховности предположил: «Может быть,
батюшка, Вы во время своей немощи и болезни, после таинства Евхаристии, с антиминса, случайно где-то обронили
хоть крошку Тела Христова?». «Да-да, может быть, надо исповедаться».
Сразу же пригласили священника нашего. Старец поисповедался и причастился за сутки до своей кончины. Может
быть, и Господь не забирал его, ожидая исповеди последнего, по немощи и забывчивости нераскаянного греха.
* * *
Скончался наш батюшка на 93 году жизни. Заупокойная Божественная литургия состоялась на третий день, 30 ноября
в Свято-Троицком соборном храме обители. В богослужении, которое возглавил митрополит Симеон, приняли участие 80 священников из Винницкой, Могилев-Подольской, Тульчинской, и других епархий УПЦ. Вместе с архипастырем и священнослужителями молились около 10 тысяч человек. Похоронили старца на монашеском кладбище возле старинного дореволюционного склепа.
* * *
В навечерие Рождества Христова, 6 января по новому стию, исполнилось сорок дней со смерти старца, спустя два дня
после дня его рождения. В это время в храмах поется тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». А накануне сво-
ей смерти старец тихонько, полушепотом пропел полностью этот тропарь, и теперь все наши монастырские, кто знал об
этой маленькой тайне, во время службы плакали от радости.
Фотографии Сергея Фрича с сайта fotopaterik.org