Год написания произведения дубровский. Разбойничья история? Создание романа "Дубровский"
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.
Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.
Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа
:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.
" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"
Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.
Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.
Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.
История создания
При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».
Сюжет романа
Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.
Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.
Возможное продолжение
В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:
Критика
В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :
Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.
Из записной книжки Анны Ахматовой
Урок 16 6 класс
Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;
- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...
Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».
Везде, всегда себя достойный
Ты нас, волшебник, изумлял,
Пленял ли ты картиной стройной,
Язвил ли ты, иль тосковал.
П. Марков
- Актуализация опорных знаний.
- Целеполагание.
- Работа над темой урока.
Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.
- Работа с учебником.
Комментированное чтение 1 главы.
- Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.
Примерный план.
А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.
Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.
В)Дружба Троекурова и Дубровского.
Г)Ссора между друзьями.
Д) Коварный замысел Троекурова.
Е) Приглашение Дубровского в суд.
7. Беседа по вопросам.
За что любил и уважал Троекуров Дубровского?
Прав ли был Дубровский на псарне?
Почему два лучших друга стали врагами?
Кто виноват в их ссоре?
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
О благородном разбойнике, который выступил против насилия самодурствующих угнетателей, повествует роман «Дубровский», краткое содержание по главам которого будет изложено далее. Автор рассказывает историю о свободолюбивом мстителе, неразделенной любви и верности данному слову.
Детям, которые посещают 6 класс средней школы, учитель литературы дает задание написать по роману «Дубровский» аннотацию: краткое содержание для читательского дневника. Чтобы легче запоминалось краткое содержание романа «Дубровский», полезно написать план произведения.
Обратите внимание! А.С. Пушкин никак не назвал своё творение. На месте названия стоит дата начала работы над романом – 21 октября 1832 год.
Наименование роману дали издатели по фамилии главного героя Владимира Дубровского, когда в 1841 году публиковался 1 том произведения.
События развиваются следующим образом:
- Однажды псарь Троекурова сделал оскорбительное для Дубровского замечание, чем рассмешил хозяина. Вскоре Андрей Гаврилович высек троекуровских крепостных, которые воровали лес.
Между соседями происходит ссора. Кирила Петрович затевает тяжбу по отторжению деревни Кистеневка в свою пользу. - В суде зачитывается решение суда о передаче Кистеневки во владение Троекурову. Отставной генерал-аншеф доволен. Потрясенный Андрей Гаврилович устраивает скандал в судейской комнате. Старик заболевает, его отвозят в имение, уже принадлежащее соседу.
- Старая нянька отправляет Владимиру Дубровскому письмо о болезни отца. Гвардейский офицер, взяв отпуск, приезжает домой. На почтовой станции молодого человека встречает Антон, крепостной кучер. По пути в имение крестьянин рассказывает о произошедших событиях. В деревне сына встречает больной, обессилевший Андрей Гаврилович.
- Молодому барину Дубровскому трудно разобраться в тяжбе без помощи поверенного. Троекурова мучит совесть. Неблаговидный поступок, совершенный в пылу гнева, не дает покоя своенравному помещику. Кирила Петрович решает помириться со старинным другом.
При виде въезжающего во двор генерал-аншефа, Андрей Гаврилович выходит из себя, его охватывает приступ ярости. Бедного старика хватил удар. Владимир Дубровский приказывает выгнать Троекурова. Отец умирает. - Аркадия Гавриловича похоронили рядом с могилой матери Владимира. Молодой человек отсутствовал на поминальном обеде. В лесу он думал о будущей жизни. Вечером приехали приказные для исполнения решения суда об отторжении имения Дубровского в пользу Троекурова.
Дворовые люди едва не устроили бунт. Заступничество Владимира спасло чиновников от расправы. - В кабинете Владимир Дубровский, разбирая бумаги Андрея Гавриловича, наткнулся на письма матери, адресованные отцу в армию во время турецкого похода. Горестные чувства охватили молодого человека.
Не желая, чтобы семейное гнездо попало в чужие руки, сын покойного сжигает дом. В здании остались только уснувшие пьяные приказные. Уезжая из имения, барин назначает крестьянам встречу в Кистеневской роще. - Выяснять причины пожара приехал Троекуров. Виновником происшествия признали кузнеца Архипа. В причастности к делу подозревался и сын Андрея Гавриловича Владимир.
Вскоре в округе появилась шайка разбойников, которая грабила и сжигала дома помещиков. Только троекуровские владения оставались в неприкосновенности. - Дочь Троекурова семнадцатилетняя Маша воспиталась на французских романах. Обучением сына Саши, рождённого помещику гувернанткой дочери, занимался мсье Дефорж (переодетый Владимир Дубровский), которого Кирила Петрович выписал из Москвы.
Барин любил шутки ради вталкивать незадачливого гостя в помещение с голодным медведем. Такому испытанию подвергся и учитель сына. Дефорж не растерялся и, вынув пистолет, застрелил разъярённого зверя. Маша влюбляется во француза.
Красоту русского языка не позволит ощутить очень краткое содержание романа «Дубровский». Роман следует читать полностью. Учителя школы также рекомендуют слушать краткое содержание, исполненное мастерами художественного слова.
2 часть романа
С 11 ноября по 14 декабря 1832 года Пушкин не работал над романом. Дата окончания XIX главы – 6 февраля 1833 года. Произведение осталось незаконченным.
О чем повествует 2 том романа «Дубровский»:
- Первого октября в Покровском отмечался храмовый праздник. После богослужения многочисленные гости собрались на обед в усадьбе Троекурова. Во время застолья обсуждались последние новости, связанные с разбойниками.
- Троекуров приказал не отпускать гостей до завтрашнего дня. Вечером начался бал. После полуночи приглашенные начали расходиться по отведенным им комнатам. Антон Пафнутьич Спицын решил переночевать во флигеле Дефоржа.
Помещик опасался ограбления, поскольку все деньги он спрятал на груди в кожаной сумке. Мужественный француз казался надежной защитой. Ночью учитель ограбил Спицына, назвавшись Дубровским. - За месяц до этого происшествия Владимир Дубровский выкупил паспорт и рекомендации у настоящего учителя, который, добираясь в имение Троекурова, ожидал на почтовой станции смену лошадей. Завладев документами Дефоржа, разбойник поселился в Покровском.
На следующее после празднества утро хозяина и гостей удивлял бледный вид Спицына, с опаской поглядывавшего на француза. Наскоро выпив чай, помещик поспешил откланяться. - Однажды учитель передал Маше записку, в которой предлагал встретиться в саду. На свидании молодой человек называет своё настоящее имя. Атаман разбойников признаётся, что Троекуров должен был стать первой жертвой его мести.
Но любовь Владимира к девушке спасла Кирила Петровича от гибели. Маша обещает обратиться за помощью к Дубровскому в случае крайней необходимости. Главарь разбойников покидает Покровское. В усадьбу приехал исправник, чтобы арестовать мнимого учителя. - В родное поместье, которое располагалось в 30 верстах от Покровского, вернулся князь Верейский. Кавалер двух орденов и хозяин 3000 крепостных был приглашен в гости к Троекурову. Красота Марии Кирилловны производит впечатление на пожилого светского льва.
Спустя два дня отец с дочерью наносят ответный визит. Весь день проходит в развлечениях. Старый холостяк рассказывает о собранных им картинах. Хозяин и гости катаются на лодке по озеру. Вечером состоялся изысканный ужин. Ночью небо украсил фейерверк в честь Троекуровых. - Прошло несколько дней. Когда Маша занималась вышиванием в своей комнате, неизвестный подкинул в окошко записку. Девушка не успела прочесть послание, слуга позвал ее к Троекурову.
Отец, рядом с которым находился Верейский, объявляет о намерении выдать дочь замуж за князя. Заплакав, Маша осознает, насколько отвратителен старый жених.
Оставшись одна, девушка читает записку, в которой влюбленный разбойник назначает свидание. - В ночном саду Владимир Дубровский предлагает возлюбленной избавиться от ненавистного князя. Маша не желает стать причиной гибели другого человека и обещает умолить родителя не выдавать ее замуж за развратного богача.
Если понадобится помощь Дубровского, дочь Троекурова положит кольцо в дупло дуба на месте их встреч. - Маша пишет письмо князю с просьбой отказаться от брака. Верейский делает все возможное, чтобы ускорить венчание.
Помещик игнорирует угрозу дочери найти защитника в лице Дубровского и назначает день свадьбы. Запертая в комнате, Маша не в состоянии предупредить возлюбленного о своем несчастье. - На следующее утро брат Сашенька по просьбе сестры относит кольцо в условленный тайник. Выскочивший из кустов рыжий оборванец похищает кольцо. Между мальчиками начинается потасовка.
На помощь барчуку спешит садовник Степан. Кирила Петрович выясняет обстоятельства происшествия. Троекуров и исправник, приехавший из города, составляют план захвата атамана разбойников. - В приходской церкви состоялось венчание Верейского с Марьей Кириловной. По дороге в имение князя на карету нападает отряд Дубровского. Владимир объявляет, что Маша свободна. Но девушка отвечает, что помощь пришла поздно.
С сегодняшнего дня она жена князя и будет верна мужу. Разбойники уезжают, не причинив никому вреда. Молодожены продолжили путь к свадебному пиру. - Рота солдат атаковала лесной лагерь разбойников. Убив офицера, бывшие крепостные отбили нападение. Владимир Дубровский объявляет сообщникам о намерении прекратить грабежи и уехать.
Крестьянам, которые разбогатели во время лесной жизни, хозяин советует перебраться в отдаленные губернии и начать мирную жизнь.
По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет стал основой знаменитой оперы. При этом для многих современников Пушкина и самых именитых исследователей его творчества это всего лишь авантюрная история, создание романа «Дубровский» многими объявляется заблуждением, явной ошибкой великого поэта. Так ли это?
Русский Робин Гуд
Пушкинский гений заставлял его ставить всё новые и новые задачи. В стихах явился тот язык, который стал основой великой литературы, великой культуры. В прозе этим языком - простым, ясным, выразительным - были написаны «Повести Белкина», которые трудно назвать текстами чисто прозаическими, ведь в них так по стихотворному точно выверено место для каждого слова, для каждого звука.
От "Барышни-крестьянки" к "Дубровскому"
Хотя спустя два года после «Барышни-крестьянки» в «Дубровском» опять появляются влюбленные молодые люди из соседних поместий, даже общаются они похоже - оставляя в дупле дерева нужное сообщение, история создания романа «Дубровский» показывает нам нового Пушкина. Повзрослевший автор совсем по-другому смотрит на мир.
Начиная с лета 1831 года для Пушкина становится все более актуальным создание другого характера, где главным содержанием становится увлекательно рассказанная история. Создание романа «Дубровский» могло начаться с желания создать русскую реплику на авантюрные романы, столь популярные в западноевропейской литературе. Но считать пушкинский текст лишь эхом романов Вальтера Скотта или рассуждением на «разбойничью» тему, предложенную Шиллером, недопустимо банально для уровня Александра Сергеевича. Возможно, первые побудительные мысли могли иметь подобную форму, но затем они стали гораздо значительнее.
Дубровский - Островский?
Именно Островским вначале планировал назвать главного героя Пушкин. Такое впечатление произвела на него рассказанная хорошим московским другом П. В. Нащокиным история. Создание романа «Дубровский» во многом определено знакомством Пушкина через Нащокина с обстоятельствами дела белорусского помещика Павла Островского.
Бумаги на владение маленьким сельцом в двадцать душ, которое находилось в Минской губернии, сгорели во время наполеоновского нашествия. Этим воспользовался богатый сосед, отсудивший сельцо у обедневшего помещика. Какое-то время тот вынужден был наняться в домашние учителя, но вскоре в тех местах начались нападения на судебных исполнителей и на других чиновников. Арестованный Островский, по некоторым данным, сумел сбежать, перепилив цепи на кандалах, и след его затерялся. Перед нами почти точная фабула пушкинского романа.
Дело поручика Муратова
Во второй главе «Дубровского» Пушкин помещает документ, который подводит итог тяжбе Троекурова с бывшим другом. Этот вердикт кажется авторским сочинением, так впечатляющи его канцеляризмы и тяжеловесные обороты. Но оказывается, это копия документа из судебного дела об отчуждении имения поручика Мартынова в пользу соседа - полковника Крюкова. Пушкин вложил копию документа в черновики романа, лишь внеся карандашные правки - поменял реальные фамилии на те, которыми он наделил героев «Дубровского».
В черновиках обозначено место - Козловский уезд Тамбовской губернии, где и произошла эта история. Создание романа «Дубровский» во многом базируется на подобных процессах, происходивших на просторах империи. Окончательный вариант фамилии главного героя стал для Пушкина делом решенным, когда он познакомился с подобными судебными делами в где располагалось знаменитое пушкинское имение Болдино. Среди реальных людей ему встретился помещик с такой выразительной фамилией. Именно эта фамилия стала названием неоконченного романа, когда его решили опубликовать в посмертном собрании сочинений.
Народный бунт
Конечно, трудно представить работу Пушкина слепой компиляцией на основе реальных житейских случаев. Не может так выглядеть история создания романа «Дубровский». Пушкина интересовали и более значительные явления общественной жизни. Как он мог обойти молчанием вооруженные выступления 1830 года в Париже и Лилле, польское национально-освободительное движение, направленное против Николая I, да и в современной ему Российской империи тут и там вспыхивали холерные бунты.
Накладывала свой отпечаток работа Пушкина над историей пугачевской войны. Какая история создания романа "Дубровский" - рассказа о благородном разбойнике, воевавшим с правительственными войсками - могла обойтись без ссылок на не забытую в народе В Кистеневской роще собираются мужики, очень похожие на тех, кого Пушкин отправил в армию Пугачева в «Капитанской дочке». Также мы не видим полного одобрения автором стихии бунта, - в незавершенном «Дубровском» молодой разбойник распускает свою шайку, что кажется вполне логичным.
Итог
Даже совсем краткая история создания романа «Дубровский» делает несостоятельными уничижительное мнение самых уважаемых литераторов об этом произведении Пушкина. Чтобы определить его как неудачную попытку заработать деньги путем создания легковесного чтива, надо очень высокомерно относиться к великому имени. Александр Сергеевич, который пытается достичь уровня Загоскина, Лажечникова или Булгарина (именно таким он представлен в «Дубровском» некоторыми критиками), - слишком жалкое зрелище, чтобы быть правдой.