Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Пробуждение весны. Открытое музыкальное занятие в старшей группе
Открытое музыкальное занятие в старшей группе.
Тема: «Наступила весна».
Подготовила: музыкальный руководитель МКДОУ Ергенинский детский сад «Герл» Овкаджиева Данара Тальевна.
Цели и задачи:
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Развитие музыкально-художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству;
Развитие музыкальности детей;
Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам.
Воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку.
Оборудование: конспект занятия, музыкальный центр, фотографии композиторов, тарелочки.
Ход занятия:
Дети входят в зал по парам под музыку Д.Кабалевского «Наш край» и становятся в круг.
Музыкальный руководитель: Мендвт, ребята!
Дети: Мендвт!
Музыкальный руководитель: Как вы провели выходные? Соскучились?
Дети: Хорошо, соскучились.
Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Музыкальной стране,в которой наступила весна. А кто в первую очередь радуется приходу весны?
Дети: Птицы.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это птицы. Вы готовы отправиться в Музыкальную страну? Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птиц переместимся в Музыкальную страну.
Звучит запись «Щебетание птиц».
Музыкальный руководитель: Раз, два, три. А теперь откройте глаза, посмотрите, вот мы и в Музыкальной стране. Присаживайтесь на стульчики.
Дети рассаживаются по местам.
Музыкальный руководитель: Ребята, угадайте, что за птичка?
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота.
Хвост раздвинет в два хвоста.
Дети: Ласточка.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Давайте прослушаем песню А. Манджиева «Харада».
Прослушивание песни «Харада» А. Манджиева.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему прозвучала именно эта композиция? Кто это – харада?
Дети: Ласточка.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно, это ласточка. Именно она приносит нам весну,прилетая первой из теплых стран. А какие еще птички возвращаются к нам из теплых стран весной?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам послушать композицию и вспомнить ее название.
Звучит « Пляска птиц» Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Вы вспомнили, ребята, название этой композиции?
Дети: «Пляска птиц».
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! А теперь давайте представим себя в роли этих птичек, которые радуются приходу весны.
Дети под музыку изображают птиц.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, ребята! А вы знаете, что есть много песенок про весну. И одну из них мы сейчас начнем разучивать. Но сначала нам нужно разработать голосовые связки.
Распевка звуков.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами прослушаем песенку «Солнышко смеется» Л.А.Олифировой.Вот посмотрите на ее портрет.
Звучит песня «Солнышко смеется».
ВЕСЕННЯЯ ПОЛЕЧКА ДЕТСКАЯ «СОЛНЫШКО СМЕЕТСЯ».
1.Солнышко смеется, а сосульки плачут,
Солнечные зайчики по дорожкам скачут (2 раза)
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. прыг-скок
2. Мамочка, ты слышишь, как по нашей крыше
Кошки ходят и коты, ну-ка, вы, потише (2 раза)
Мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу. Брысь!
3. Отворим окошко, подождем немножко,
При летайте к нам скворцы, вот пшено и крошки (2 раза)
Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Летите!
4. Солнце греет ушки, гладит по макушке,
Дарит мамочке и мне рыжие веснушки (2 раза)
Разучивание песни.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как хорошо вы поете. А что это за звуки раздаются?
Дети: Часики тикают.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это часики тикают. И они нам говорят, что танцевать пора. Сейчас мы начнем изучать танец «Часики». Давайте встанем в большой круг, возьмем в каждую руку по тарелочке и будем повторять за мной движения.
Музыкальный руководитель раздает каждому ребенку в каждую руку по тарелочке, и под музыку « Часики» Г. Васильева показывает движения, а дети повторяют за ним.
Музыкальный руководитель: Как хорошо у вас получается. Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте снова возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птичек вернемся в группу. Три, два, один. Ну, вот мы и в группе.
Рефлексия.
Что вы сегодня делали?
По какой стране путешествовали?
Вам понравилось?
А что вам больше всего понравилось?
Дети уходят из зала парами под музыку «Наш край» Д.Кабалевского.
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Весна пришла».
Задачи:
1. Создание мотивации и личностного смысла у детей к предстоящей музыкально-образовательной деятельности.
2.Развивать умения и навыки детей:
Певческие (чистота интонирования,певческое дыхание, выразительность исполнения)
Музыкально-ритмические(совершенствовать танцевальные шаги и движения,умение двигаться выразительно под музыку)
3. Содействовать формированию потребности к музыкально-творческой деятельности (к певческим импровизациям, экспериментированию в области муз-шумовых звуков, имитированию движений и повадок зверей)
4. Воспитывать любовь к природе родного края.
Музыкальный репертуар:
- « В садике» Майкапар
- Увертюра к оперетте «Летучая мышь» Штрауса
- Песня « Веселые медвежатки» Е. Поплянова
- Песня « Кто придумал песенку?»В. Кожухин
- Песенное творчество « Ау, мишенька!»
- « Весна» Вивальди
- Муз.игра « Ловишка» р.н.м. обр. Сидельникова
- Композиции « Радостно журчит ручей», «Поющий лес», «Встреча весны» в обр. для детей серии « Волшебство природы»
Наглядный материал: Письмо от Весны,портрет композитора Вивальди,рисунки детей на тему весны в музыке, презентация на тему: « Весна пришла»
Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийная установка,музыкально-шумовые инструменты: свистульки,султанчики-шуршалки,стаканчики с водой и трубочками, разноцветные платочки, картинка скрипки,муз-дид игра « Форма песни»
Ход занятия:
Накануне занятия сорока приносит детям в группу письмо от Весны с просьбой разбудить медвежонка от зимнего сна.
Дети входят в зал под музыку « Поющий лес» («Волшебство природы») и располагаются в нем свободно. Звучит традиционное музыкальное приветствие «Доброе утро». Дети рассказывают музыкальному руководителю о письме от Весны. Вместе решают отправиться в весенний лес,чтобы выполнить ее просьбу и разбудить медвежонка.
Музыкальный руководитель: На каком транспорте можно доехать до леса?
Дети: На паровозе «Букашка»!
Под песенку « Паровоз Букашка»муз. А.Ермолова дети «едут» по залу змейкой,приближаясь к центральной стене, оформленной по-весеннему. На мультимедиа слайд «Весенний лес».
Музыкальный руководитель: Где мы очутились, друзья?
Дети: В весеннем лесу! (рассматривают оформление)
Воспитатель: Вам нравится здесь? Хотите прочитать стихи о весне?
Ребенок читает стихи,фоном звучит музыка «Встреча весны» (« Волшебство природы»)
Музыкальный руководитель: Ребята, а где же медвежонок? Может позвать его, поаукать? (поет – дети эхом повторяют). Нет ответа! Попробуйте еще раз сами (песенное творчество « Ау, мишенька!»).
Музыкальный руководитель исполняет пьесу « В садике» Майкапара и спрашивает детей: Чья это музыка? Кто это к нам приближается?
Дети: Зайчонок! Ведь музыка у него бойкая, отрывистая,как будто зайчик скачет, то выглядывая,то прячась.
Музыкальный руководитель: А вы сможете изобразить такого зайчонка?
Играет пьесу « В садике» , а дети превращаются в зайчат и придумывают танцевальный этюд « Трусливые зайчата».
Музыкальный руководитель включает Увертюру из оперетты « Летучаа мышь»: Кажется,кто-то еще по лесу прогуливается!
Дети: Это хитрая лиса ищет зайчонка.
Музыкальный руководитель: Покажите какая лиса в этой музыке?
Дети сочиняют этюд « Лесная красавица на охоте».
Музыкальный руководитель включает музыку медведя: Ой, а это кто, ребята?
Дети: медведь
Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?
Дети объясняют, что музыка медленная, тяжелая, грубая.
Воспитатель вытаскивает из «берлоги» медведя (ростовую куклу).
Медведь: Это кто по лесу гуляет? Кто мне спать мешает?
Дети объясняют кто они и откуда, говорят, что в лесу весна, что «хватит спать».
Медведь: Я и забыл, что такое весна…
Дети: Весна – это солнце, первые цветы, ручейки, пение птиц и т. д.
Музыкальный руководитель: Мишка, хочешь послушать, как просыпается весенний лес и поет на все голоса?
Мишка: С удовольствием! (садится)
Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкально-шумовые инструменты, чтобы передать звуки весеннего леса (пение птиц – свистульки, шум ветерка – махалочки, журчание ручейка – стаканчики с водой и трубочки для коктейлей). Дети подгруппами выстраиваются в полукруг.
Музыкальный руководитель: Итак, в руках у нас музыкально – шумовые инструменты, значит все вместе мы образуем …
Дети: Оркестр!
Музыкальный руководитель: А кто управляет оркестром?
Дети: Дирижер!
Музыкальный руководитель: Вы не против, если я буду дирижером и помогу вам исполнить музыку весеннего леса?
Звучит композиция « Радостно журчит ручей» , музыкальный руководитель сопровождает небольшим рассказом управление оркестром.(вот оживились, перелетая с ветки на ветку и делясь последними лесными новостями птицы – вступают свистульки; вот ласковый и теплый весенний ветерок погладил нежную травку, тронул веточки кустов и деревьев – махалочки; а вот побежали, зажурчали первые ручейки – стаканчики с водой; и,наконец, весь лес ожил и запел на все голоса: « Весна пришла!» - все инструменты)
Мишка: Какая чудесная музыка! Журчат ручейки, шумит ветерок…
Дети: И птички поют!
Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните пожалуйста, в каком музыкальном произведении вы слышали недавно радостные и звонкие птичьи трели?
Дети: Концерт « Времена года», часть «Весна» А.Вивальди.
Музыкальный руководитель: Я еще раз хочу показать вам портрет этого великого итальянского композитора.
Мишка: Повторите, пожалуйста, как его зовут. Очень необычное имя.
Дети повторяют.
Музыкальный руководитель: Вы хотели бы сейчас послушать фрагмент этого произведения? Вы готовы?
Мишка: Я буду слушать очень внимательно.
Звучит « Весна» Вивальди.
На мультимедиа презентация « Весна пришла»
Музыкальный руководитель: Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница удалая
Мчится с горной вышины.
Это строчки поэта Майкова. А как вы думаете, какой характер у этой музыки?
Дети: праздничный, радостный, ликующий.
Музыкальный руководитель: А какие еще очень яркие и узнаваемые звуки вы услышали в музыке весны?
Дети: Пение птиц.
Музыкальный руководитель: А как звучали их голоса?
Дети: Звонко, светло, высоко, с переливами.
Музыкальный руководитель: Подумайте и скажите: пели солисты или причий хор?
Дети: И хор, и солисты.
Музыкальный руководитель: С помощью какого музыкального инструмента симфонического оркестра композитор передал птичьи трели?
Дети: Скрипки.
Музыкальный руководитель(обращает внимание на скрипку на картинке): Действительно, скрипка считается царицей музыкальных инструментов. Она может передать и голос человека, и пение птиц.
Воспитатель: Мы с ребятами слушали концерт Вивальди в группе и рисовали Весну. Работы получились замечательными. Несколько из них мы принесли в зал.
Рассматривают рисунки, Мишка хвалит детей.
Музыкальный руководитель: Друзья, посмотрите внимательно на эти яркие платочки. Цвета и краски каких из них, по вашему, больше всего подходят «Весне» Вивальди?
Дети выбирают платачки и объясняют свой выбор.
Мишка: Ребята, я всю зиму ничего не ел и очень проголодался. Вот бы сейчас меду…
Дети говорят, что знают песенку про медвежат, маму-медведицу и кашу с медом! Предлагают Мишке послушать.
Дети поют песню « Медвежата»(с медведицей-солисткой, с костюмами и атрибутами), в конце угощают Мишку кашей с медом.
Мишка: Очень веселая и вкусная песенка. Спасибо вам, ребята.
Музыкальный руководитель: Мишка, ты хочешь послушать вместе с ребятами новую песенку композитора В.Кожухина?
Мишка: Весеннюю? Конечно хочу!
Музыкальный руководитель исполняет песню В. Кожухина « Кто придумал песенку?» и спрашивает в заключении: Так кто же придумал эту песенку?
Дети отвечают. Музыкальный руководитель беседует с детьми о характере музыки, о содержании, акцентируя внимание на последовательности выступлений героев песенки; о впечатлении от услышанного.
Мишка благодарит детей за то, что они разбудили его: С вами было очень весело и интересно! Пойду сообщу Весне, что я совсем проснулся и птичек в лесу послушаю. (прощается)
Музыкальный руководитель предлагает сосчитать куплеты в песенке, послушав ее еще раз.
Исполняет песню повторно, предлагает поиграть в музыкально-дидактическую игру « Форма песни».
Дети играют в муз-дидактическую игру, уточняя в ходе нее содержание куплетов.
Воспитатель: А в какую музыкальную игру можно поиграть с этими яркими платочками?
Дети: « Ловишка»!
Затем вспоминают правила игры, считалочкой выбирают солистов.Музыкальный руководитель просит обратить особое внимание на выполнение подскока солистами.
Проводится музыкальная игра « Ловишка» (2-3 раза)
Музыкальный руководитель: Я с удовольствием передаю вам в группу эти платочки, чтобы вы могли поиграть с ними в свободную минутку.
Организационный момент.
Дети и учитель-дефектолог стоят с музыкальными молоточками в руках.
У.-д. Дятел сел на толстый сук:
Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг:
Тук да тук, тук да тук!
Телеграммы дятел шлёт,
Что весна уже идёт,
Что расстаял снег вокруг:
Тук да тук!
Слова «тук да тук» отстукиваются молоточками: один удар на каждое слово.
Ритмическая разминка.
У.-д. Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
Ходьба по кругу со слегка согнутыми коленями крадущимся шагом под муз. Т. Ломовой «Спокойная ходьба» (Сб. « Музыка и движения. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет», с.26).
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам.
Маршевый шаг под «Марш» И.Кишко (Сб. Музыка и движения Упражнения, игры и пляски для детей 3-4лет», с. 25).
Мишка из берлоги тёмной
Выбрался на белый свет…
Идти раскачиваясь, широко расставляя ноги; руки разведены в стороны- вниз под музыку «Медведь» Е.Каменоградский (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку»,с.92).
Волк весне-красе огромный
Посылает свой привет.
Ходьба размашистым шагом, на каждый шаг руки поочерёдно выдвигаются вперёд под «Песенку Волка» (Е.Горбина. « В театре нашем мы все поём и пляшем», с.54).
Ёж лесной тропой шагает,
Радостно весну встречает.
Мелкий топающий шаг под музыку русской народной песни «Ой, все кумушки домой» (КутузоваЕ.В., КудрявцеваА.А «Музыкальный калейдоскоп», с.106).
Всякая лесная птица
И поёт, и веселится.
Ходьба «стайкой» на носочках, руки в стороны, «Ходьба спокойным шагом» М.Робера (Сб. «Музыка и движения. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет», с.27).
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
У.-д. А сейчас, ребята, давайте покажем, как мы радуемся наступлению весны.
Нас согрей скорей, весна,
Пробуди всех ото сна.
Под музыку А.Хачатуряна «Вальс». (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку», с.108) дети плавно поднимают руки снизу вверх к себе, как бы «приглашая весну».
Уходи скорей, зима,
Уноси морозы.
Забирай с собой снега
И сосулек слёзы.
Под музыку В.Витлиной «Игра». (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку», с.107) дети ритмично и поочерёдно «выбрасывают» вперёд приведённые к груди и сжатые в кулаки руки: «бокс».)
Упражнение на координацию движений с речью и музыкой.
Рассматриваются иллюстрации к теме «Весна».
У.-д. Как меняется природа с приходом весны? Давайте мы всё это покажем под музыку.
Дети. От сосулек – звон, звон (резко от плеч поднимают руки вверх, пальцы рук разводят в стороны)!
Просыпайся, клён, клён (руки поднимают вперёд, затем разводят в стороны)!
Растопился снег, снег (потирают ладошку о ладошку).
Ручейки – в бег, в бег (волнообразные движения руками вперёд).
Гром шагает: топ, топ (топают ногами).
Почки слышно: хлоп, хлоп (разжимают сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки).
Слушание.
Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, лопание почек. Детям предлагается узнать и назвать услышанные звуки.
Фонопедическое упражнение.
У.-д. Зиму всю мели метели.
Дети. У-у-у-у… (плавно поднимают руки вверх).
У.-д. Клёны, липы поседели.
Дети. Ф-ф-ф-ф… (Опустить руки из положения вверху.)
У.-д. А весной повеселели,
Дети. С-с-с-с… (сжатые в кулаки руки развести в стороны, слегка прогнуться назад).
У.-д. Птицы с юга прилетели –
Дети. Пс-пс-пс (толкающие движения руками вниз перед собой).
У.-д. Ветки лапками согрели!
Дети. Пах-пах-пах (похлопать ладонями по плечам, руки сведены крест на крест перед собой).
Пение.
Дети исполняют «Весеннюю песенку», муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой (Роот З. ,Зарецкая Н. «Праздники в детском саду», с.169).
Пальчиковая гимнастика.
У.-д. Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
Дети. Кап, кап, кап –
Звенит капель.
Март уйдёт -
Придёт апрель.
Ритмично, на каждый слог поочерёдно соединяют кончик каждого пальца с большим.
У.-д. Какой весенний месяц мы в стихотворении не назвали?
Игра «Весна идёт».
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – ребёнок-Весна с мячом в руках. Звучит мелодия русской нарной песни «Как у наших у ворот» в обр. Н. Метловой (Сб. « Родные напевы». Вып.1, с.40).
Дети. В гости к нам весна идёт,
И подарки всем несёт.
Дети останавливаются. «Весна» бросает мяч одному из детей:
Что тебе, дружок?
Ребёнок. Новый сапожок (отбрасывает мяч назад).
«Весна» бросает мяч другому ребёнку:
Что тебе, дружок?
Ребёнок. Вкусный пирожок (отбрасывает мяч назад).
«Весна» бросает мяч следующему ребёнку:
Что тебе, дружок?
Ребёнок. - Зелёный лужок (ловит мяч, меняется с «Весной» местами).
Игра продолжается с новой «Весной».
Релаксация.
Дети ложатся на ковёр и слушают аудиозапись «Волшебство природы»: «Все птички прилетели к нам».
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель. Знакомство детей с весенними звуками природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал цепочкой и образуют круг.
Музыкальный руководитель в восходящем поступенном движении в пределах квинты поёт фразу: «Здравствуйте, ребята!». Дети в нисходящем движении поют: «Здравствуйте!».
Музыкальный руководитель . Ну вот, как мы замечательно поприветствовали друг друга. Вижу что настроение у вас веселое, бодрое, а значит, вы легко отгадаете мою загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
Правильно, весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь!
Вот весна опять пришла -
Сколько звуков принесла…
А звуков действительно много. Давайте прислушаемся, может быть услышим их.
Звучит фонограмма «Звуки дождя».
Музыкальный руководитель . Что вы услышали? (ответы детей).
Музыкальный руководитель. А какие звуки вы услышали сейчас? (Ответы). Молодцы, вы услышали звуки дождя. А в какое время года их можно услышать? (Ответы). Дождь прошёл, но после него остались … (ответ детей).
Лужи, лужи, лужицы - полные воды.
Лужи, лужи, лужицы - дождика следы.
Сейчас я предлагаю встать врассыпную и каждый представит себе лужицу. Капли дождя покажем на ладони, а брызги воды на луже.
Венгерская народная мелодия «После дождя».
Вариант 1.
1 ч. Дети стучат пальчиком по ладони четвертными.
2 ч. Ритмично стучат одной ногой по луже на сильную долю.
Музыкальный руководитель . Усложняю задание.
Вариант 2.
1 ч. Дети на носочках ходят вокруг воображаемых луж.
2 ч. Остановившись, выполняют ритмичные прыжки на одном месте (в середине лужи) на сильную долю.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель . Будьте внимательны, сейчас вы услышите другие звуки.
Звучит фонограмма «Звуки насекомых».
Музыкальный руководитель . Слышите? Весна наполнилась новыми звуками. Кто это просыпается? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки».
Музыкальный руководитель . Как мы уже поняли, звуков весной много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор и изобразил в своей музыкальной пьесе?
Дети слушают пьесу «Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко
Музыкальный руководитель предлагает три картинки с изображением марширующих детей, птиц сидящих на ветке, яблока с двумя гусеницами.
Музыкальный руководитель . Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и скажите какая из них подходит к музыке. Почему вы так думаете? Какой характер у этой музыки? А какие голоса у гусениц? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель. Послушайте сказочку. Жили-были две подружки гусеница (как назовём первую?) и гусеница (?). Любили они вечерком забраться на веточку и поболтать о том, о сём… Как вы думаете, о чём разговаривали гусеницы?
(Дети придумывают свои варианты бесед гусениц).
Музыкальный руководитель. Сегодня к нам тоже заглянули две гусенички, только необычные, а ритмические.
Игра «Повтори ритм».
Музыкальный руководитель. Весной с юга прилетают перелётные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте возьмём палочки и поможем ему.
Ритмическая игра «Весенняя телеграмма».
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук, тук да тук!
Телеграммы дятел шлёт,
Что весна уже идёт,
Что растаял снег вокруг:
Тук да тук, тук да тук!
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук, тук да тук!
В жарких странах не бывал!
Тук да тук, тук да тук!
И понятно, почему,
Скучно дятлу одному,
Без друзей и без подруг.
Тук да тук, тук да тук!
Музыкальный руководитель.
Телеграмма быстро дошла до перелётных птиц, и они вернулись домой. Какие же птицы прилетели первыми?
Давайте послушаем.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!»В. Жуковский.
Исполняется «Песня жаворонка» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Определите характер музыкального произведения. (музыка нежная, звонкая, лёгкая). А какими инструментами вы бы озвучили партию жаворонка? (выбрать из предложенных).
Пальчиковая игра «Птички прилетели».
Музыкальный руководитель.
А теперь детвора!
Песни петь пришла пора!
Но сначала посмотрите на наш весенний цветок.
Ребята, вы почувствовали этот цветочный аромат?
Давайте все вдохнем его.
Упражнение на дыхание «Цветок»
1. Вдох через нос, задержать дыхание, не поднимая плеч.
2. Выдох, на выдохе продолжительно произносят: А-а-ах!
Исполняются песни «Кончается зима» Т. Попатенко, «Весенняя шуточная» В.Трубачёва.
Музыкальный руководитель. Ребята, я напоминаю, что мы сегодня слушаем звуки весны. А чтобы узнать какие же ещё звуки весны бывают, послушайте музыку.
Исполняется «Гром и дождь» Т. Чудовой.
Музыкальный руководитель. Какие звуки вы услышали? Я предлагаю на музыку грома поиграть на барабане и палочках, а на музыку дождя - на треугольниках.
Музыкальный руководитель . Сегодня мы с вами прислушались к звукам весны и что же услышали? (Ответы детей: капли дождя, брызги луж, жужжание жука, разговор двух гусениц, пение птиц и др.). Всё правильно. Хочу сказать вам, что с этими звуками природа просыпается ото сна. И хочется закончить нашу весеннюю встречу весёлой игрой.
Игра «Найди свой цветок».
Песня «Весна-красна» Т. Морозовой
Поблагодарить детей и предложить поаплодировать себе за занятие.
Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия «Звуки весны» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет интересен музыкальным руководителям с целью проведения работы по развитию метроритмического и тембрового слуха детей.
Цель. Формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки используя игровые ситуации и дидактические игры. Развивать связную речь и образное мышления создавая творческую атмосферу.
Материал. Детские музыкальные инструменты: клавесы, треугольник, бубен, коробочка; дидактические карточки «Жуки»; картинки с изображением птиц, детей и гусениц; две гусеницы - мягкие игрушки; горошина - мячик зелёного цвета из сухого бассейна; шапочка-петушок.
Музыкальный материал: венгерская народная мелодия «После дождя», «Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко, закличка «Солнышко, не прячься», «Скворушка» музыка Ю. Слонова, «Горошина» музыка В. Карасёвой
Ход занятия.
Звучит спокойная музыка.
Дети входят в зал цепочкой и образуют круг.
Музыкальный руководитель в восходящем поступенном движении в пределах квинты поёт фразу: «Здравствуйте, ребята!»
Музыкальный руководитель . Ребята, какое направление мелодии вы услышали? (ответы детей).
А сейчас давайте все вместе споём эту приветственную песенку и рукой покажем направление мелодии (Исполнение детей с движением руки).
Музыкальный руководитель . Вот весна опять пришла -
Сколько звуков принесла…
А звуков действительно много. Давайте прислушаемся, может быть услышим их.
Все прислушиваются.
Музыкальный руководитель . Что вы услышали? (ответы детей).
Звучит фонограмма «Звуки дождя».
Музыкальный руководитель. А какие звуки вы услышали сейчас? (Ответы). Молодцы, вы услышали звуки дождя. А в какое время года их можно услышать? (Ответы). Дождь прошёл, но после него остались … (ответ детей).
Лужи, лужи, лужицы - полные воды.
Лужи, лужи, лужицы - дождика следы.
Сейчас я предлагаю встать врассыпную и каждый представит себе лужицу. Капли дождя покажем на ладони, а брызги воды на луже.
Венгерская народная мелодия «После дождя».
Вариант 1.
1 ч. Дети стучат пальчиком по ладони четвертными.
2 ч. Ритмично стучат одной ногой по луже на сильную долю.
Музыкальный руководитель. Усложняю задание.
Вариант 2.
1 ч. Дети на носочках ходят вокруг воображаемых луж.
2 ч. Остановившись, выполняют ритмичные прыжки на одном месте (в середине лужи) на сильную долю.
Музыкальный руководитель . Будьте внимательны, сейчас вы услышите другие звуки.
Звучит фонограмма «Звуки насекомых».
Музыкальный руководитель . Слышите? Весна наполнилась новыми звуками. Кто просыпается? (ответы детей). Предлагаю помочь проснуться моему знакомому паучку.
Пальчиковая гимнастика-песенка «Паучина»
Пау-паучина паутину сшил.
Вдруг закапал дождик - паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало припекать.
Пау-паучина трудится опять.
Музыкальный руководитель берёт в руки плоскостную божью коровку из дидактической игры.
Музыкальный руководитель. На полянке, у пенька
Я нашла в траве жука.
Жук такой хорошенький,
Спинка вся в горошинку.
Так это же жучок из ритмической семейки. Приглашаю подойти поближе и посмотреть, как сегодня построились наши ритмические жучки.
Дети присаживаются на стульчики ближе к мольберту на котором выложен ритмический рисунок из больших и маленьких божьих коровок.
Игра «Жуки»
Варианты:
а) проговаривать на слоги «ТА»
б) прохлопывать;
в) проигрывать на инструментах (клавесы, бубен, коробочка, треугольник)
Музыкальный руководитель . Как мы уже поняли, звуков весной много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор и изобразил в своей музыкальной пьесе?
Дети слушают пьесу «Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко
Музыкальный руководитель предлагает три картинки с изображением марширующих детей, птиц сидящих на ветке, яблока с двумя гусеницами.
Музыкальный руководитель . Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и скажите какая из них подходит к музыке. Почему вы так думаете? Какой характер у этой музыки? А какие голоса у гусениц? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель вносит двух гусениц из помпонов.
Музыкальный руководитель. Послушайте сказочку. Жили-были две подружки гусеница (как назовём первую?) и гусеница (?). Любили они вечерком забраться на веточку и поболтать о том, о сём… Как вы думаете, о чём разговаривали гусеницы?
(Дети придумывают свои варианты бесед гусениц).
Музыкальный руководитель. А не кажется ли вам ребята, что гусеницам стало прохладно. Что можно сделать чтобы гусеницам стало теплей? (Ответы). Я предлагаю попросить солнышко не прятаться за весенние тучки.
Закличка «Солнышко, не прячься»
Обратить внимание детейна поступательное движение мелодии.
Спеть на слог «ля».
Музыкальный руководитель. Ребята, я напоминаю, что мы сегодня слушаем звуки весны. А чтобы узнать какие же ещё звуки весны бывают, послушайте мелодию знакомой песенки и вспомните, о ком она.
Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Скворушка» музыка Ю. Слонова
Музыкальный руководитель . Правильно ребята, весной возвращаются перелётные птицы и поют свои весёлые песни. Вспомним песенку о скворушке.
Солисты исполнят запев, а хор - припев.
1) повторить припев хором, обратив внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах;
2) выбрать солистов;
3) исполнить, построившись на сцене.
Музыкальный руководитель . Сегодня мы с вами прислушались к звукам весны и что же услышали? (Ответы детей: капли дождя, брызги луж, жужжание жука, разговор двух гусениц, пение птиц и др.). Всё правильно. Хочу сказать вам, что с этими звуками природа просыпается ото сна
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на неожиданно(с помощью воспитателя) выкатившуюся «горошину»(зелёный мячик из сухого бассейна) в центр зала.
Музыкальный руководитель . Что это? (Ответы-предположения). Ну да, весной надо сеять горох и, наверно, эта горошина приглашает нас поиграть. А кто у нас самый догадливый сегодня тот и скажет, в какую же игру предлагает поиграть горошина?
Дети считалкой выбирают ребёнка на роль петушка в музыкальной игре «Горошина» Музыка В. Карасёвой
Музыкальный руководитель . Пришло время заканчивать наше занятие. И хочется закончить нашу весеннюю встречу замечательными стихами Великого русского поэта - Алексея Николаевича Плещеева.