Отношение автора к ларисе бесприданница. Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н
Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.
История создания
В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.
Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.
Анализ произведения
Сюжетная линия
Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.
Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.
Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.
Главные герои
Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.
Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.
Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.
В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.
Особенности жанра и композиционного построения
Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.
Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.
В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.
Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.
Образ Ларисы Огудаловой «Они правы, я вещь, а не человек»
1. Драма женщин. Образ Ларисы Огудаловой.
2. Согласие на роль содержанки. «»
3. Парение чайки.
Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди «жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись...» Н. Добролюбов писал, что Островский создавал «пьесы жизни». И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из жизни, и построены пьесы не на вымышленных, а вполне реальных жизненных коллизиях.
Ко многим проблемам современности обращается в своих пьесах Островский. Не последнее место в этом ряду занимает проблема положения женщины в этом мире. Всем известна драма Катерины, не сумевшей победить в поединке с «темным царством». Известна трагическая судьба Ларисы Огудаловой . У этих двух образов много общего. Они понимают очень важную вещь: жить как прежде нельзя и не стоит. Но каждая из них решает по-своему, как исправить создавшееся положение.
У Катерины хватает сил и воли самой поставить точку. Ларисе этого не дано и она, можно сказать, презирает себя за это: «Жалкая слабость. Жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно». Однако, когда Карандышев спускает курок, она пытается взять ответственности на себя: «Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние!..»
Обе женщины отстаивают в этом самодурном и пошлом мире свое право существовать на равноправных условиях. Ларисе открывает глаза на ее положение Карандышев: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Такое вещественное положение не устраивает главную героиню. Она хочет чувствовать себя не только живым человеком, но и привлекательной женщиной. Вот она обращается к жениху: «Вы видите. Я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» Карандышев же, хотя указывает на занимаемое ею место, относится к ней так же, как это делают другие: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета)».
Когда Лариса узнает об обмане Паратова, о реальном отношении к ней мужчин, У нее просто не остается другого выхода, как согласиться со своей ролью вещи, содержанки: «Они правы, я вещь, а не человек », «Всякая вещь должна иметь своего хозяина, я пойду к хозяину». Ее отчаяние достигает наивысшей точки, когда она наконец решает, как ей поступить в сложившихся обстоятельствах: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой».
Страшный приговор выносит сама себе Лариса. Она пыталась изменить свое положение, выбрав Карандышева, но он не оценил и не понял ее поступка. Да и это соглашение особенно ничем не отличалось от подобной сделки с Кунуровым. Юлий Капитоныч Карандышев может лишь предложить Ларисе точно такую же сделку, основанную при этом на неуважении, бездуховности. Никто из претендентов на ее руку не дает ей полноценной любви, яркого сжигающего чувства. Единственный, кто смог пробудить в ее душе подобные порывы, был Паратов. Но он «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда».
Еще один лейтмотив связан с Образом Ларисы Огудаловой . Это цыганский табор. Этот образ влечет к себе главную героиню. Только там она может почувствовать себя не вещью, не пустым местом. Она не видела вокруг ничего прекраснее этой цельности, живости: «...только в нем цыганском таборе было по крайней мере весело. Сумеете ли вы дать мне что-нибудь лучше этого табора?» Но оказывается, что та жизнь также была выбрана по наказу матушки. Но это единственное, что вспоминает Лариса так легко, без сожаления. Ведь там «были и хорошие, и благородные люди». Такой образ надолго остается в памяти Ларисы Огудаловой . И умирает она под цыганский хор. Та вольная жизнь ее привлекала своим раздольем, отсутствием условностей, благородством. Эта свободная жизнь показала главной героине, что есть другие идеалы и цели, что можно жить не в ограниченном рамками мире.
Похожую раскованность и уверенность встречается Лариса и в образе Сергея Сергеевича Паратова. Девушка рассказывает Карандышеву об одном случае с Паратовым. Он решается выбить с помощью выстрела у Ларисы монету. «"Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею". Дает мне держать ка-кую-то монет)", равнодушно с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее». Для Ларисы Сергей Сергеич стал идеалом, эталоном. Именно рядом с таким человеком она ощущает уверенность в себе. Но и такой человек обманул чувства и надежды Ларисы.
Однако Сергей Сергеич по возвращении упрекает именно Ларису в сложившем положении, в том, что она полюбила его. «Ничтожество вам имя», - восклицает Лариса. Теперь облик Паратова раскрывается полностью. Он тоже смотрит на нее как на игрушку, с которой можно поиграть, когда ему захочется.
В окружении Ларисы Огудаловой нет ни одного человека, который посмотрел бы на нее не как на вещь. Даже родная мать извлекает лишь выгоду из положения своей дочери («Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся... Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого, не спрашивай»). Может как раз то, что Лариса - бесприданница, провоцирует такое отношение к ней. Вполне возможно. Но опять же если отсутствие приданного игpaет такую роль, то получается, что и данном случае важен не сам человек, а его положение, состояние. Вот снова и снова приходят на ум уже ставшие цитатой, слова Ларисы: «Они правы, я вещь, а не человек »
Л. Н. Островский очень ярко показал нам, что какими бы достоинствами не обладала женщина, она в любом случае бесправна. Она остается такой же непонятой, как и Катерина. Слова «Не искушай меня без нужды...» из романса, не раз звучавшие в пьесе, словно лейтмотив, проходят через нею пьесу. Лариса, натура утонченная и «психологически многокрасочная», остается чужда «царству хищных, цепких и умных дельцов».
И им не дано поймать воздушную и свободолюбивую чайку, парящую над миром пошлости. Ведь Лариса в переводе с греческого обозначает «чайка». И раз нельзя вырваться в чес, куда мечтает попасть девушка, выйдя за Карандышева, Лариса выбирает другую для себя стихию - Волгу. Но она не смогла переступить этот порог, как Катерина. «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил. Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко» - говорит Лариса.
Только самоубийство становится единственным выходом для женщины в жестоком мире грубости и пошлости. Героини Островского не находят пока иного выхода. Но им хотелось верить, что со временем положение женщины обязательно изменится. Ведь надеялась Лариса на что-то, когда не смогла сама сделать последний шаг.
Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.
Но Лариса – натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.
Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.
Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.
Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», – говорит она, стоя у решетки.
Окт 30 2010
Главной героиней пьесы А. Н. Островского « » является Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.
Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.
Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.
Она понимает, в конце концов, что за Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.
Главная приходит к решению покончить самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.
Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».
Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Сменная (вечерняя) общеобразовательная школа №44
Класс 10
Учитель русского языка и литературы
Е.В. Кравченко
Тема Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница»
Цели урока:
Образовательная – Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;
Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.
Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;
Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;
Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;
Формировать умение работать с книгой.
Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;
Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;
Развивать коммуникативные качества личности;
Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.
Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний.
Основной метод : аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста).
Формы: коллективная и индивидуальная.
Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, диск – dvd ,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.
Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.
Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»
ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной (тексты песен в приложении)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П.Вегин
3.Мини-тест (материалы в приложении).
4.Слово учителя
Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.
Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»
Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?
Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом.В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.
Разница есть и мы задумываемся.Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?
Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.
5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика
Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан.Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный.В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.
6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма (небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)
7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы
а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?
Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.
б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?
Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.
в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?
Прим.ответ: Задето его самолюбие,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.
г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?
Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство .
д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?
Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (чтение этих сцен по ролям)
е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?
Прим.ответ : Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.
ж.Какова же кульминация пьесы?
Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.
з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?
Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».
и.Как показано Островским убийство Ларисы?
Прим.ответ : Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки .(звучит романс « А напоследок я скажу…»)
8.Анализ первого действия.
Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?
Какие же это пути у Ларисы?
Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?
Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?
Прим.ответы : Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.
Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.
Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.
9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.
О чём свидетельствуют здесь многоточия (Паратов думает)
Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?
Прим.ответ : « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»
10.Анализ действия 2, явл.3:
Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)
Прим.ответ : В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.
11.Групповая работа
Анализ разговора с матерью (действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?
Анализ действ.2, явл.8:
Почему нет приветствия?
Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?
Почему всё же признаётся в любви?
Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?
Прим.ответ : Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.
Анализ действ.3, явл.12-е:
Что заставляет Ларису выбрать этот путь?
Каков же финал пути к Паратову?
Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?
Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.
Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?
Прим.ответ : Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».
Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.
Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.
Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?
Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины .
Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?
Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл.Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.
12.Слово учителя
Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.
Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).
Обсуждение основных образов драмы
Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.
Кнуров в доме Огудаловых.
Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»
Случайно ли здесь местоимение что?
Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!
Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?
Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?
Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?
Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина
Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского (звучит романс- просмотр слайдов)
Случаен ли у Островского этот романс?
Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?
Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?
Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?
Прим.ответ : Христос в пустыне искушается дьяволом.
Говорят ли герои драмы о Боге?
А как православие определяет искушение?
Прим.ответ: Это испытание веры.
14.Слово учителя:
Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.
Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой.Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.
Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.
Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может.Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»
Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста.Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.
15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.
16.Домашнее задание:
Сочинение по темам:
- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».
- «Женские образы в пьесах Островского».
-«Молодое поколение в пьесах Островского»
- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»
-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.
Приложение
Мини-тест
1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:
А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;
Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;
В) упрямый коротышка, недоросток.
2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:
А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;
Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;
В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.
3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:
А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?
Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?
В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?
Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?
4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас имя!»:
А) Карандышев Б) Кнуров В) Паратов Г) Вожеватов
5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты ?
6.Какое приданое было у невесты Паратова?
А) нефтяные шахты Б) золотые прииски
В)крупное пароходство Г) она была бесприданницей
7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?
8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?
9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:
А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»
Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»
В) «Человек с большими… и малыми способностями.»
Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»
Список используемой литературы
1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г