Подробный анализ рассказа толстого лев и собачка. Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Долганова Ольга Павловна, учитель начальных классов.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль.
Цели урока: Знакомство с произведением, раскрытие главного смысла.
Формирование читательских умений, развитие аналитических способностей.
Воспитание любви к животным, умения сопереживать и быть преданным.
Оборудование: Учебники «Родная речь» 3 класс под редакцией.Л.Ф. Климановой, выставка книг Л.Н.Толстого, презентация.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Начинаем урок литературного чтения. ^ СЛАЙД №1.
II.Актуализация знаний.
Творчество какого писателя мы начали изучать?
Найдите портрет писателя среди других. СЛАЙД №2
Назовите других. Произведения, которые они написали?
Назовите известные вам произведения Л.Н.Толстого.
^ III.Проверка Д/З.
1)-Прочитайте пословицы с доски, соотнесите их с изученными рассказами:
Гордится отец, что у него сын храбрец. (Акула)
Кому потеха, а мне не до смеха. (Прыжок)
2)-Перескажите кратко рассказ «Прыжок».
Перескажите данный рассказ от имени мальчика.
Назовите и кратко перескажите др. рассказы писателя.
3) –Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем
Сообщение о жизни Толстого. (реферат Ершовой Светы)
4)-Л.Н.Толстой в своём имени Ясная Поляна под Тулой открыл школу для крестьянских детей, сам был автором учебников и рассказов к ним. ^ СЛАЙД№3 (открытие школы)
Он написал маленькие, но очень поучительные рассказы. В них были заложены так называемые «Уроки жизни для детей.» Давайте прочитаем их и подумаем, о каком уроке жизни из перечисленных идёт речь в рассказе … СЛАЙД №4, 5,6 Кто знает, кто такой барин? (Прыжок, Пожар, Филиппок).
А какой девиз мы выберем на наш сегодняшний урок?(Из «Филиппка»)
IV.Физминутка.
V.Изучение новой темы.
1)-Изучение новой темы мы начнём с отгадывания загадок. ^ СЛАЙД №7 (загадки)
Неслучайно, эти загадки о льве и собачке, потому что тема нашего урока Быль. «Лев и собачка» СЛАЙД №8
2)-Как вы думаете, что такое быль? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, те не выдуманная история.)
Эта история произошла далеко в России. Возможно, её рассказал Толстому кто-нибудь из моряков, бывавших в Лондонском порту.
Кто из вас был в зоопарке? А чем там кормят зверей-хищников?
Так вот, раньше их кормили бездомными животными.
3)-Откроем учебник на стр.160 и узнаем, что произошло.
4)-Но вначале прочитаем трудные слова с экрана СЛАЙД №9 (Смо-тре-нье)
^ 5)-Повторим, кто такой БАРИН? (богатый человек, который имеет прислугу)
6)Чтение про себя.
7) Чтение по цепочке.Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
8)Первичное восприятие:
Понравился рассказ?
Какой он?
Какие чувства он вызвал у вас?
Кого было жаль?
^ VI. Физминутка для глаз СЛАЙД№10
VII.Анализ текста.
Прочитайте, как начинается рассказ?
Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)
1) Работа в парах:
Итак, лев и собачка встретились. Найдите, как происходит встреча, это 3 красная строка, 3 абзац. Карандашом подчеркните слова-действия собачки и льва. Назовите слова, т. е. поведение обоих при встрече^ . СЛАЙД №11
2) Вопросы со слайда: СЛАЙД№ 12
Почему лев сразу не съел собачку, как других? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.)
Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание)
А в чём выражалась дружба? (делился мясом лев, спали вместе)
Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку? (ощетинился и зарычал)
Сколько они прожили вместе?
Что потом произошло с собачкой?
Как лев воспринял смерть собачки? Зачитайте.
Почему лев не принял другой собачки?
Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга)
^ 8VIII Вывод по рассказу:
Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод.
Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу^ . СЛАЙД № 13
Какой урок жизни извлечём из рассказа? СЛАЙД №14
IX. Работа с иллюстрацией.
Каким нарисован лев?
Что можно добавить к портрету «Царя зверей»? (он может быть чутким, добрым, преданным)
X. Слова другого великого писателя о любви СЛАЙД №15.
Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь- общечеловеческие ценности? (Мы превратимся в злых, чёрствых, безжалостных)
XI Моделирование обложки. СЛАЙД №16
Вы- художники, какой будет обложка вашей книги?
Показ выставки.
XII.Д/З СЛАЙД №17
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»»
г. Саратова
Конспект урока
по литературному чтению
в 3 классе
Л.Н. Толстой. Лев и собачка
подготовила
учитель начальных классов
Петрова Марина Васильевна
г. Саратов
Конспект урока
по литературному чтению
Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.
Цель урока:
Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, средстве выражения авторского отношения.
Формировать систему читательских умений, обучать стилистическому анализу текста.
ХОД УРОКА
1.Повторение пройденного материала.
Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.
Вспомним, с произведениями, каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.
Что такое быль?
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».
Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?
История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.
Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?
– А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)
4. Проверка первичного восприятия.
Какие чувства вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)
Какие эпизоды взволновали?
5. Постановка учебной задачи.
Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.
Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.
6. Вторичное восприятие и анализ текста.
Прочитайте первый абзац.
В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
Прочитайте второй абзац.
Какое чувство вызвал у вас поступок человека?
Какие слова характеризуют его поведение?
Подберите синоним к слову «ухватил».
Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)
Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? (Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)
Прочитайте описание встречи льва и собачки .
Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)
Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.
- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)
- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)
- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)
- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)
- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)
- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)
Какие чувства возникли между животными?
Прочитайте следующие два абзаца.
Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней».)
Прочитайте следующий абзац.
Какой новый персонаж появляется в рассказе?
Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)
Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)
Чем похожи барин и хозяин?
Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)
Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)
Прочитайте следующие предложение.
Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)
Прочитайте рассказ до конца .
Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.
Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)
Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.
Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)
Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)
7. Обобщение.
Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? (1. Люди не в праве распоряжаться судьбами животных 2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)
Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека. -Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.
8. Итоги урока.
Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?
Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)
9. Домашнее задание. -Подготовить выразительное чтение рассказа. -Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец этой грустной истории.
Список использованной литературы
1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – СПб.:Папирус, 2003.
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Тип урока: Открытие.Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;
способность осознавать нравственные по-нятия и моральные нормы, такие как подде-ржка, понимание, взаимопомощь, милосер-дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
умение выражать свое эмоциональное от-ношение к содержанию прочитанного (уст-ное высказывание по поводу героев и обсуж-даемых проблем).
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас-са, школы;
способности осознавать себя как лично-стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;
ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;
мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
менять позиции слушателя, читателя, зри-теля в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учеб-ных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво-ей работы;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.
Познавательные УУД:
находить в тексте ответ на заданный воп-рос;
ориентироваться в содержании учебника;
Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы-воды.
Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать информацию, заложенную в вы-разительных средствах произведения;
Подбирать слова-определения для харак-теристики героев;
Осознавать роль названия произведения;
Выполнять первоначальный анализ худо-жественного текста.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и группо-вой работе;
участвовать в выразительном чтении;
Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать контекстную речь взрослых;
Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
Высказывать оценочные суждения, рас-суждать, доказывать свою позицию;
Уважать мнение собеседников;
Корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
Предметные результаты:
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;
Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;
Участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;
Овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;
Расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.
Возможные виды деятельности обучающихся:
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;
Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.
Презентация к уроку
Карточки-приложения 1,2.
План - конспект урока.
Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.
Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий - лишний» СЛАЙДЫ 2-4
СЛАЙД 2 - лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле
СЛАЙД 3 - лишняя фамилия - Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова - поэты
СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.
СЛАЙД 5
Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6
Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?
Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать - о ком этот рассказ?
Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?
(Лев - большое хищное животное, а собачка - маленькая.)
А о чём этот рассказ?
(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)
СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова - «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?
В детстве Л.Толстого называли «Лёва - рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ
Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.
Какие чувства у вас возникли?
Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?
Анализ произведения.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».
Как собачка попала в клетку?
Что она испытала? Найдите в тексте
Почему лев не съел её?
Когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1
Собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите
Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8
- анимация 2
Можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5
Докажите.
Какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?
Почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6
ПРЕДАННОСТЬ
Отчего умер лев?
Решение проблемной ситуации.
ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?
Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.
Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9
Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»
Если будет 10 правильных ответов - отметка «5»,
8 или 9 правильных ответов - отметка «4»,
4 -7 правильных ответов - отметка «3».
Л.Толстой был поэтом? НЕТ
Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА
Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ
Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА
- «Лев и собачка» - это быль? ДА
Диких зверей показывали в Москве? НЕТ
Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ
Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА
Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА
Лев умер от болезни? НЕТ
Рефлексия. Итог урока. - Длячего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).
- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?
13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничев а «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.
- что значит «прочесть выразительно»?
Заслушать и проанализировать 2-3 ученика
14. - Д.З. - по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.
15. ОТМЕТКИ по итогам теста.
Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ
И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Лондоне показывали диких зверей
и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Его пустили смотреть,
а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Вечером, когда лев лёг спать,
собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
Через год
собачка заболела и издохла.
Хозяин хотел унести мёртвую собачку,
но лев никого не подпускал к ней.
На шестой
день лев умер.
«О верности животных»
В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.
Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!
Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!
(6)
Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.
«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».
Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.