Урок лисичка сестричка и серый волк. Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк
4 класс
2 отделение, 1 вариант
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и волк»».
Цель: содействовать пониманию содержания сказки, развивать устную речь в процессе театральной деятельности.
Задачи:
выявить знание содержания прочитанной сказки в процессе действий с куклами.
корригировать память, внимание, мышление, речь в процессе проведения специальных упражнений.
воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование: презентация, ширма, кукольный театр, пальчиковые куклы, книга, картинки, маски, таблички, музыка, коробка с секретом, картинка с рыбой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте.
Давайте познакомимся.
Меня зовут [Надежда Геннадьевна.]
(табличка с именем учителя)
Скажите, как вас зовут? [Как тебя зовут?]
(дети называют имена)
Сейчас у нас будет [урок внеклассного чтения].
Повтори, [Вика]. - Урок внеклассного чтения.
Правильно.
(Слайд 2.)
Прочитайте. - Урок внеклассного чтения.
На уроке мы будем:
работать с картинками, играть].
отвечать на вопросы,
работать с картинками,
играть.
(Слайд 3.)
Правильно.
Прочитай, [Катя], что мы будем делать на уроке.
Сегодня вы будете и
читателями, и артистами.
2. Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики.
Артисты выступают
в театре на сцене. Вот наша сцена. Идите сюда.
- [Будем говорить].
Повтори, [Вова]. - Будем говорить.
Будем говорить как артисты.
Говорите эмоционально, выразительно!
Давайте представим, что мы волки.
Послушайте.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Скажем вместе.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Повтори, [Витя].
Послушайте.
Са-со-су лиса в лесу.
Скажем вместе.
Повтори, …
А теперь представьте, что мы лисы.
Послушайте.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Скажем вместе.
С_ а_ с_а_ с_а_ лиса
Повтори, [Витя].
Послушайте.
Са-со-су лиса в лесу.
Скажем вместе.
Повтори, …
Молодцы, говорили хорошо, как настоящие артисты.
Сядьте на место.
3. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Русская народная сказка «Волк и лиса»».
(Слайд 4.)
Прочитайте.
Вы прочитали эту сказку? - Да.
Вам понравилась сказка? - Да.
Да, очень.
Назовите героев сказки. - Дед, баба, волк,
лиса.
4. Упражнения с куклами.
Звучит музыка.
(Слайд 5.)
На компьютере появляются надписи: «Сюрприз…».
Где сюрприз? Посмотрите под партой. Может быть под столом,
за шкафом?
Надпись: «Сюрприз за сценой»
Бегите, принесите сюрприз.
Ребята выносят коробку.
Поставьте коробку на стол.
Коробку ставят на стол.
Откроем? Посмотрим сюрприз? - Да.
Открывайте! Что тут лежит?
На коробке надпись «Кукольный театр».
Ребята, это игрушки для кукольного театра.
Выберете себе куклу и наденьте на руку.
Идемте на сцену.
Сделаем наклон головы. Вот так.
Сгибаем только указательный палец.
Давайте по очереди назовем своего героя и сделаем поклон.
Максим, начинай, назови своего героя. Поклонись. - Собака.
Молодец. Катя.
Дети по очереди называют героев сказки.
Соединим руки героев. Получился хоровод. Покружимся.
На «раз» соединим пальцы, на «два» - разведем.
Чтобы кукла ходила, актеры передвигаются мелкими
шагами. Рука двигается так. Попробуйте.
А теперь попробуем по очереди пройтись за ширмой.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Звучит музыка. Учитель показывает упражнение и встает на краю ширмы, а учащиеся повторяют по очереди упражнение и встают на место, смотрят за выполнением упражнения другими учениками.)
Ребята, у кого герои из сказки «Волк и лиса»? – У меня.
Положите их на стол и сядьте на место.
Героев других сказок положите в сундучок и сядьте на место.
Молодцы, играли хорошо.
5. Работа с книгой (1 эпизод). Театральная деятельность.
а) чтение сказки
- [Максим], читай вслух, а все внимательно слушайте и следите
по книге.
Все по очереди читают сказку.
- Молодцы, читали хорошо.
б) ответы на вопросы
- [Будем отвечать на вопросы].
Повтори, [Вова]. - Будем отвечать на вопросы.
Где бежала лиса? - По дороге.
Что захотелось лисе? - Рыбы.
Кого она увидела? - Деда.
Что сделала лиса? - Растянулась
на дороге.
Зачем? - Чтобы обмануть
деда.
Зачем дед взял лису? - На воротник для своей жены.
Привез дед рыбу домой? - Нет.
Почему? - Лиса всю рыбу выкинула
с саней.
Молодцы, на вопросы ответили правильно.
в) просмотр и постановка этюда
- [Будем играть.]
Повтори, [Вика]. – Будем играть.
Посмотрите, что сделала лиса, когда увидела деда.
(Слайд 6.)
Кто будет лисой? Кто дедом?
Идите сюда. Наденьте куклу.
Идите за ширму.
Дети показывают этюд «Как лиса обманула деда».
Молодцы, играли хорошо, сядьте на место.
г) работа с картинками
Ребята, у вас на парте картинки.
Выберите картинку, которая подходит к отрывку,
который вы прочитали.
Вы согласны с мнением …?
Наклейте её.
6. Физ. минутка для глаз
Будем играть.
(Слайд 7.)
Следите глазами за лисой.
Молодцы.
7. Работа с книгой (2 эпизод). Театральная деятельность.
Вика, читай.
Слушайте внимательно, потом будем
отвечать на вопросы.
Молодец.
б) ответы на вопросы
Будем отвечать на вопросы.
Кто встретился на дороге? - Волк и лиса.
Что попросил волк у лисы? - Рыбу.
Сколько рыбы дала лиса волку? - Нисколько.
Что ответила лиса? - Сам налови.
Будем играть.
Ребята, у вас на столе лежат игрушки.
Это пальчиковый театр.
Наденьте на пальчики игрушки.
Покажите лису. Волка спрячьте.
Идет лиса по дороге и собирает рыбу.
Навстречу волк.
Волк говорит: «Здравствуй, лиса».
Лиса отвечает: «Здравствуй, волк».
Учитель подходит к ученикам и произносит слова волка
г) чтение по ролям
(Слайд 8.)
Учитель детям надевает маски. Звучит музыка для лисы.
- [Вика], иди на сцену, как лиса.
Какая лиса красивая! Довольная лиса, у нее много рыбы.
- [Максим], иди на сцену, как волк.
Звучит музыка для волка.
Волк голодный. Ищет еду.
Вы артисты, читайте выразительно, эмоционально!
Молодцы, сядьте.
е) работа с картинками
Вы согласны с мнением …?
Наклейте её.
8. Работа с книгой (3 эпизод). Театральная деятельность.
а) чтение сказки
Максим, читай вслух, а все внимательно слушайте и следите.
б) ответы на вопросы
Будем отвечать на вопросы.
Как волк ловил рыбу? - Хвостом.
Где ловил волк рыбу? - В прорубе.
Вот прорубь
(Слайд 9.)
Какие слова говорил волк? - Ловись, ловись, рыбка,
большая и маленькая!
Скажем, как волк.
Повтори, …
- …, скажи громко.
в) просмотр и демонстрация этюда
Будем играть.
Ребята, посмотрите, как волк ловит рыбу.
(Слайд 10.)
Кто будет волком?
Иди сюда. Надень куклу.
Какие слова ты будешь говорить за волка?
(табличка со словами, если ребёнок забыл слова)
Как нужно их сказать? - Громко.
Ребенок показывает этюд «Волк ловит рыбу».
Молодец, сядь.
г) работа с картинками
Выберите картинку, которая подходит к этому отрывку.
Наклейте её.
9. Работа с книгой (4,5 эпизоды).
а) чтение сказки
Читай, ….
б) ответы на вопросы
Сколько рыбы наловил волк? - Волк не поймал рыбы.
Почему волк не смог наловить рыбы? - Он ловил хвостом.
На хвост рыбу
ловить нельзя.
Как ловят рыбу? - Удочкой.
Что случилось с волком? - Волка побили,
у него оторвался хвост.
Почему у волка оторвался хвост? - Хвост заморозило.
(Слайд 11.)
Что случилось с лисой? - Она испачкалась тестом.
Что лиса сказала волку? - У меня мозг вытек.
Правду сказала лиса? - Нет. Обманула.
Волк наказал лису? - Нет.
(Слайд 12.)
Как закончилась сказка?
(Слайд 13.)
Выберите правильный ответ.
Лиса попросила прощения у волка.
Лиса пожалела волка и понесла его на спине.
Волк пожалел лису и понес ее на спине.
10. Обобщение прочитанного .
Мы с вами обсудили сказку. А сейчас подумайте,
какая лиса?
Лиса жадная и хитрая.
Это сказка. В жизни тоже бывают такие люди: жадные,
хитрые. Такими быть нельзя.
Как вы поступили бы, если у вас было бы много конфет и
А ты?
Молодцы.
Вика, иди сюда. Вот тебе конфеты. Ты можешь их съесть сама,
а можешь угостить ребят. Как ты поступишь? - Поделюсь.
Молодец, угощай ребят.
(Слайд 14.)
Будьте добрыми, щедрыми!
11. Итог урока - Ребята, наш урок подошел к концу.
Что мы сегодня делали на уроке? - Играли, отвечали
на вопросы,
читали, работали
с картинками.
Да, мы с вами обсудили сказку, поиграли, наклеили картинки в
книжку. Эти книжки я дарю вам. Прочитайте эту сказку
своим родителям.
До свидания.
ГКС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида"
Конспект урока внеклассного чтения " Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"
Подготовила Киушкина С. В.
2014
Конспект открытого урока внеклассного чтения "Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк" Цель: Систематизация и обобщение знаний учащихся о содержании русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк" Задачи: формирование навыков правильного, осознанного чтения; коррекция звукопроизносительной стороны речи, слухового восприятия, развитие устной связной речи; обогащение словаря; воспитание нравственности через анализ содержания сказки Оборудование: компьютер, проектор, диафильм "Лисичка-сестричка и волк", таблички с речевым материалом, серия картинок по содержанию сказкиХод урока
I . Организационный момент Прозвенел звонок для нас. Все зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо, Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок, друзья. II . Речевая зарядка -Прочитайте слоги Ва вал Во вол Вы выл -Юля, повтори слоги (слоги озвучиваются за экраном) -Прочитайте стихи, чётко проговаривая звук в Волк весь вечер выл и выл, Он боялся острых вил. -Какое сегодня число? (за экраном) -Какой сейчас урок? (за экраном) -Какое сейчас время года? (за экраном) -Какое время года наступит после осени? (за экраном) -Какая погода бывает зимой? (за экраном) III . Сообщение темы урока Тема нашего урока внеклассного чтения - русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк". -Вы прочитали сказку "Лисичка-сестричка и волк"? -Сказка вам понравилась? (за экраном) -Кто главные герои сказки? (за экраном) IV . Просмотр диафильма "Лисичка-сестричка и волк" Ребята, давайте вспомним содержание сказки "Лисичка-сестричка и волк" и посмотрим диафильм (с использованием ИКТ) V . Словарная работа Ребята, когда вы читали сказку вам встречались трудные слова, значение которых мы сейчас с вами разберём. Прорубь - отверстие, прорубленное во льду, на реке. Коромысло - предмет для ношения двух ведер на плече. Притворилась - приняла какой-нибудь вид (мёртвой), чтобы обмануть. Полегоньк у - не спеша, осторожно VI . Работа с серией картинок - Рассмотрите рисунки на доске. Они расположены последовательно, по содержанию сказки? -Кого увидел старик на дороге? -Найдите отрывок в тексте. -Как можно озаглавить этот отрывок, выберите из предлагаемых табличек (Дед увидел лису) -Это первый пункт плана. Прикрепите табличку. -Посмотрите на второй рисунок. Что делает лиса? - Найдите отрывок в тексте. - Как можно озаглавить этот отрывок (Лиса выбросила рыбу) - Это второй пункт плана. Прикрепите табличку. - Кого вы видите на следующем рисунке? - Прочитайте диалог волка и лисы по ролям. - Озаглавьте отрывок (Лиса просит у волка рыбу) - Прикрепите табличку. - Что случилось с хвостом волка? - Озаглавьте его. (Хвост волка приморозило) - Прикрепите табличку. - Кого вы видите на следующей рисунке? - Прочитайте отрывок. - Озаглавьте прочитанный отрывок. (Бабы стали бить волка.) - Прикрепите табличку. - Что случилось с лисой тем временем? - Найдите и прочитайте отрывок. - Выберите следующий пункт плана. (Лиса вымазалась в тесте) - Что вы видите на следующем рисунке? - Прочитайте отрывок. - Прикрепите последний пункт плана. (Волк везёт лису) - У нас получился план. Женя, прочитай план (за экраном) VII . Физкультминутка Упражнения для снятия зрительного утомления 1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. 3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4. Фиксация взгляда на кончике носа. 5. Моргание. 6. Закрыть глаза, расслабится (30-40 минут) VIII . Пересказ сказки с опорой на план и серию рисунков. IX . Беседа по содержанию сказки - Ребята, это сказка весёлая или грустная? (за экраном) - Как вы думаете, лиса хорошо поступала в сказке? - Можно ли быть таким доверчивым и простодушным, как волк? - Выберите таблички со словами, которые характеризуют лису. - Выберите таблички со словами, которые характеризуют волка. X . Работа в тетрадях Запишите в тетрадь в два столбика слова, характеризующие волка и лису. XI . Итоги урока - Что мы делали сегодня на уроке? - Сегодня все работали хорошо. МолодцыИспользуемая литература
1.Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. - М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
2. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Любовь Бараухина
Конспект занятия «Лисичка-сестричка и волк»
Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и волк »
Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи
Подготовила воспитатель
Бараухина Любовь Васильевна
Цель :
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк » (обработка М. Булатова, помочь оценить поступки героев.
Задачи :
Учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Развивать диалогическую форму речи.
Развивать и активизировать словарный запас. Обогащать словарь детей словами : прорубь, квашня.
Воспитывать активный интерес к сказкам, добрые отношения друг к другу.
Материалы : Одежда для Сказочницы, сказка «Лисичка - сестричка и волк » , иллюстрации к сказке.
Предварительная работа : Накануне в уголок книги поместить иллюстрированное издание книги. Обратить на неё внимание, предложить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка.
(Я накидываю на плечи большой яркий платок и поворачиваюсь к детям)
Здравствуйте, ребята, я – Сказочница, пришла к вам в гости. А вы знаете, кто такая Сказочница? (ответы детей) . А как вы думаете, зачем я пришла к вам? (прочитать новую интересную сказку) . А вы знаете, что такое сказка? (ответы детей) А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Как много вы знаете сказок, молодцы! Я хочу познакомить вас ещё с одной интересной сказкой, а кто её герои попробуйте догадаться. Слушайте внимательно, вспоминайте, кто так говорил :
-«Ой, мне плохо тебя слышно, Колобок, сядь ко мне на нос, да спой свою песенку погромче». Кто так говорил? (ответы детей) Молодцы, угадали! Это лиса.
Слушайте ещё. «Он набрал в пасть ещё больше воздуха и подул на соломенный домик. И в тот же миг домик разлетелся в разные стороны». Кто это был? (ответы детей) Да, это волк !
Молодцы! Угадали правильно. О ком будем читать сказку? (Ответы детей) Да, ребята, я сегодня прочитаю сказку, которая называется «Лисичка – сестричка и волк » . Садитесь поудобнее на стульчики. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк » . Итак, я начинаю.
(Чтение сказки)
Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей) Кто запомнил, как она называется? (Ответы детей) Давайте вспомним всех героев сказки (ответы детей) .
Динамическая пауза :
«Хоровод животных» (Дети ходят, как лошадка, лисичка-сестричка , волк , как плавают рыбки. Снова садятся на стулья).
Как называется сказка, которую мы читали? (Ответы детей) Скажите, ребята, а вам все слова были понятны в сказке или были какие-то слова незнакомые? (ответы детей) Кто знает, что такое прорубь? (ответы детей) Что такое квашня (ответы детей) Как лиса испачкалась квашнёй (ответы детей) Какая по характеру лиса в сказке? (Ответы детей) Какой в сказке волк по характеру ? (глупый, доверчивый) Почему лиса обманула волка ? (Она была хитрая и жадная, а волк голодный ) . Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать друг друга, относиться по-доброму, ведь лиса и волк были приятелями ) Кого в сказке можно пожалеть? Почему? (Волка побили на реке , он остался без хвоста, а лиса обманула и ещё ехала на нём). Кто помнит, как лиса сидя в норке посмеивалась над волком ? (Лиса говорила : «Нету у волка ни разума , ни толку!» )
Ребята, сказки учат нас отличать добро от зла, поэтому мы их и читаем. Вы сегодня внимательно слушали сказку «Лисичка – сестричка и волк » , спасибо вам, молодцы! Я принесла вам книги с иллюстрациями к сказке «Лисичка – сестричка и волк » , можно взять и посмотреть их. А мне пора уходить, до свидания! (Сказочница снимает платок, поворачивается к детям, как воспитатель, вместе с детьми садится рассматривать книги.)
Публикации по теме:
Цель занятия: учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки,развивать вариативность мышления. Задачи:Формировать умения.
Цель: ознакомление детей подготовительной группы с русской народной сказкой «Лиса и волк» с напевами, с включением дидактической игры по.
Конспект НОД по развитию речи «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из.
Конспект НОД по развитию речи. Чтение отрывка и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк», чтение потешек в средней группе. Составила.
Конспект урока по литературному чтению
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
Развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.
Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,
I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.
Методы: подводящий к теме диалог.
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.
А что значит быть внимательными читателями?
II . Актуализация знаний.
Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.
Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
Мотивирующий приём: загадки.
Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?
Чем отличается сказка от других жанров литературы?
Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?
Назовите народные сказки.
Дополните предложенную схему.
Сказки просят:
А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
1. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!...
4. Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?
Это всё сказки.
В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.
- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»
- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.
III . «Открытие нового знания»
Способы: диалог, парная работа.
Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.
- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.
Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.
1) Идёт лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?
2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!
3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?
4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.
Медведь говорит: Я полезу на сосну.
А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.
6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.
Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
Но вначале проведём словарную разминку.
Словарная разминка:
чув-ство со-чув-ство-вать
чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный
Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?
Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.
Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.
А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.
Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой»
«Котофей Иванович»
«Лисичка-сестричка и волк»
Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.
IV . Первичное закрепле-ние.
Цель:
Способы: фронтальная работа.
Тема раздела: Сказки.
Тема урока: «Лисичка-сестричка и волк». 2 урок.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки; учиться составлять план текста.
Предметные :
- Формировать умения работать с текстом, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.
- Отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства.
- Выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его.
- Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.
Личностные :
- Формировать положительное отношение к учебе, понимание ценности нравственных норм.
- Развивать внимание к собственным чувствам, вызванным литературным произведением.
Познавательные :
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, работать со словарем, пользоваться знаками, проводить сравнение.
Регулятивные :
- Принимать и сохранять учебную задачу, понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные :
- Учить оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Учебная деятельность обучающихся |
I. Организационный Прием: загадка |
Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. С загадки: В ней добро, все это знают, Непременно побеждает. (Сказка) Приложение 1 Слайд 1 |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. |
II. Постановка учебной задачи. Прием: диалог |
– Сегодня на уроке мы продолжим
работу над сказкой, обогатим свои знания,
дадим характеристику героям, будем учиться
работать в паре помогать друг другу. – Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! – Какую же еще цель урока мы поставим? – Какими качествами должны обладать мы с вами, чтобы нам выполнить цели урока? – А что значит быть внимательными читателями? Слайд 2 |
– Найти уроки для нас, добрых молодцев. Внимательными, думающими читателями. |
III. Актуализация знаний А) Классификация сказок Прием: работа со схемой |
– Как называется сказка, над которой
мы работаем? – Дайте характеристику сказке согласно схеме: «Классификация сказок» Слайды 3-4 |
– «Лисичка-сестричка и волк»
– Сказки о животных, бытовые сказки и
волшебные. |
Б) Перечитывание сказки Прием: перечитывание сказки в другой редакции, чтение по цепочке |
– Перечитываем сказку по слайдам. Слайды 5-32 |
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) |
В) Составление плана
Цель: составить план текста |
– Сколько частей в нашей сказке? – Ребята, составьте план сказки. У вас на листочках даны предложения. Приложение 2 Расставьте в правильной последовательности. Работаем в паре. 1. Выполни сам. 2. Сравни с соседом. – Посмотрим, что получилось. У каждого ряда свои названия. – Проверьте свою работу. Оцените Слайд 33 |
Три части.
Умение выразить свои чувства, мысли. |
Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. |
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спину выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте Прочитаем стих вместе. Выполним действия. Слайд 34 |
Действия выполняют по тексту |
«Открытие нового знания» Цель: учиться оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи Способы: диалог, парная работа. А) Характеристика героев |
– Кто является героями сказки? – Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. – Какими чертами характера наделена лиса и волк в русских народных сказках? – Прочитайте на листочке слова-характеристики. Поставьте значки. Приложение 3 Слайд 35 – Значения каких слов Вам непонятны? А вашему соседу? Сравните. – Что может помочь нам узнать значения слов? – Самостоятельно заполните таблицы. Соедините качество и героя. – Проверьте себя. Оцените. Слайд 36 |
– Это лиса и волк. Хитрость, глупость, жадность – Работа со словарем. |
Б) Идея произведения Прием: беседа |
– Кто виноват в том, что случилось с
волком? Только ли лиса? – За что в сказках осуждается волк? – Можно ли говорить о дружбе лисы и волка? – Они родственники? – Называют друг друга? (братец, сестра) (семейство собачьих) – Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? |
– Лиса мало в чем уступает волку, но она
умна и это особенно опасна. Это разбойники. Они творят зло. Герои терпят друг друга, готовы на предательство и вероломство, а дружба, как известно, заботой да подмогой крепка. – Проявление внимания к суждениям товарищей. |
В) Организация наблюдения над
сюжетно-событийной основой текста. Прием: выборочное чтение. |
– А сейчас посмотрите на слайд.
Слайд 37 Здесь иллюстрации, выполненные художником к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. – Расставьте по порядку, по сюжету сказки. |
– Дети самостоятельно находят слова в
тексте, отмечают их. – Зачитывают предложения. |
– Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам – урок! Одна из целей урока: Найти уроки для нас, добрых молодцев. – Чему учит сказка? – Какая это сказка смешная или грустная? – А почему эта сказка вызывает грусть, жалость? – Кого из героев можно назвать ПРОСТОФИЛЕЙ? – Где можно получить информацию о значении этого слова? – В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными и добрыми. – Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций. Поэтому сказки остаются самым любимым жанром у людей разного возраста. |
Высказывания детей. Работа со словарем. |
|
Итог урока. Рефлексия деятельности. | Урок подходит к концу. Подведем
итоги урока.
– Какие задачи мы ставили в начале урока? Слайд 39
– Ребята, |
– Перечисление своих действий – Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание | Дома можно нарисовать иллюстрацию к
сказке. Слайд 40 |
Литература:
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: учебник для 1-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч. Ч.1/ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» (часть 2) : 1-й кл./ Э. Э. Кац. – М. .: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации/ Э.Э.Кац. – М.: Астрель, 2012