Первобытный мир первые шаги человечества периодизация первобытной. Почему Первобытный мир называют «детством человечества Первые шаги человечества проект рисунки
Урок окружающего мира по теме
«Первобытный мир – первые шаги человечества».
Цель: дать представление об эпохе Первобытного мира.
Задачи: формировать УУД
Познавательные: уметь добывать и сравнивать информацию; доказывать свою точку зрения; делать выводы;
Регулятивные: удерживать цель, осуществлять контроль по выполнению цели;
Коммуникативные через сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные через нравственно-этическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.
1. Организационный момент. Аутотренинг на снятие тревожности.
Представьте, что перед вами зеркало. Смотрите в него и меняйте выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное. Постарайтесь сохранить это выражение лица. Теперь распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно. Про себя повторяйте:»Я спокоен. У меня прекрасное настроение.»
В таком приподнятом настроении мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Какой раздел мы изучаем? (« Человек и человечество.»)
Как называется глава? («Человек и прошлое человечества»)
Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества).
Расположите в нужной последовательности исторические эпохи (работа в группах):
Новое время.
Древний мир.
Средние века.
Новейший мир.
Первобытный мир.
В какое время мы живем? В каком веке?(В Новейшее время, в 21 веке.)
С какой эпохи правильнее начать изучение истории человечества?
Какая тема урока? (Первобытный мир.)
Чем эпоха Первобытного мира отличается? Когда она началась и когда закончилась?
О чем мы будем узнавать?
Какие версии происхождения человека вам известны? Какая считается основной?
Люди какой профессии внесли большой вклад в создание этой версии?
Представим, что каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Мы будем добывать информацию по теме «Первобытный мир – первые шаги человечества.»
3. Постановка проблемы.
Вначале прочитаем диалог Компьютера и девочки.
Чтение текста в учебнике по ролям. (с. 47)
Что не поняла Анюта в словах Компьютера? (Человек 20 млн лет учился ходить?)
Какой возникает вопрос?
(Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)
4. Открытие новых знаний.
1) Расселение первобытного человека. Работа с картой.
В какой части света находится прародина человечества? (Африка)
Как люди узнали об этом? (Именно здесь нашли самые древние кости человека)
Почему в Африке?
Проследите по карте, как древние люди расселялись по планете.
2) Как объединялись люди в условиях первобытного общества?
Стая древнейших людей;
Община древних людей;
Ранняя община людей современного вида
Община людей современного вида
Работа в группах. Рисунки (с.50) Каждой группе предлагается план.
1гр. Определить первые достижения стаи древнейших людей.
Чем первобытные люди отличаются от животных?
Есть ли на них одежда?
Чем занимаются?
2гр. Чем отличаются достижения общины древних людей от стаи древних людей?
Где живут первобытные люди?
Во что они одеты?
Как стали использовать огонь?
Чем занимаются?
3гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?
Как охотятся в одиночку или коллективно ? Почему?
Где живут? Дополнительная информация.
4гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?
Какие новые занятия у первобытных людей? Дополнительная информация.
Какие предметы научились изготавливать?
Физкультминутка: если произношу положительные эмоции – беремся за руки. поднимаем вверх, отрицательные – правая рука на левое плечо голову поворачиваем налево.
(грусть, восторг, отчаяние, радость, страх)
Представление информации.
Определите на доску опорные слова, каждая группа – свои.
(посуда, одежда, жилище, домашние животные, огонь, пища, орудия труда и охоты)
Обобщив, как можно сказать – что это?
(достижения, открытия первобытного человека)
Все эти достижения человечество освоило в Первобытном мире.
Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)
Почему Первобытный мир называют детством человечества? (ребенок познает кроватку, комнату – человечество познавало планету; ребенок впервые учится кушать, одеваться и т. д. – первобытные люди учились выживать в мире)
3) Первобытная мораль.
Почему люди должны были жить и трудиться сообща? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)
А сейчас послушаем, как род лисы делил добычу после не очень удачной охоты.
По приказу старшей от небольшой туши животного отрезали лучшие куски.
(инсценирование отрывка с. 50)
Как вы считаете, справедливо это или нет? Почему?
Как называются представления о добре и зле? (мораль)
В чем же заключалась первобытная мораль? (Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени)
5. Первичное применение знаний.
Выполнение заданий в рабочей тетради. (по серии картинок)
Как бы поступили первобытные люди?
Как бы ты, человек 21 века, поступил в похожей ситуации?
Выразить свою позицию, аргументировать.
Чем отличается мораль современного человека от морали первобытной?
6. Итог урока. Рефлексия.
Какие новые сведения вы узнали?
Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.
Что хочется узнать по этой теме?
7. Домашнее задание:
Стр. 47-51 вопросы, рабочая тетрадь зад. 1-4, сообщения на выбранные темы..
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
Республика Коми г. Сыктывкар
Урок окружающего мира («Человек и человечество»)
ОС « Школа 2100»
Разработчик – Мусинова О. В.,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 35
Урок по окружающему миру («Человек и человечество») в 4 «г» классе
по ОС « Школа 2100» по теме «Первобытный мир – детство человечества»
Цели:
Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки;
Дать представление о первобытных людях и их успехах в продвижении цивилизации;
Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек;
Расширять кругозор учащихся;
Развивать творческое мышление и устную речь обучающихся;
Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам;
Воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД
1 Развиваем умения извлекать информацию из карты, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенность объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Ориентироваться в развороте учебника.
Регулятивные УУД
1.Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД.
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Умение работать в паре.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование:
презентация «Первобытный мир – детство человечества»с использованием ИКТ, экран, проектор, выставка книг и творческих работ учащихся по теме урока, учебник по окружающему миру Д.Д.Данилова «Человек и человечество», музыкальный фрагмент из песни «Топает малыш», карточки для самостоятельной работы, наглядный материал, шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)
Белая – Перечислите новые сведения.
Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.
Желтая – Что было самым интересным на уроке?
Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?
Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?
Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?
Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: | Выбери в какое время ты живешь? | Выбери исторические источники: |
||
…..новое время; ……древний мир; ……средние века; ……новейший мир; ……первобытный мир; | новое время; древний мир; средние века; новейший мир; первобытный мир | твой учебник математики; каменный топор; народная сказка; икона XY века; твоя школа; |
||
Ход урока.
Самоопределение к деятельности. |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Организационный момент: Прозвенел звонок, начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать, Мамам, папам рассказать. | ||
I. Актуализация знаний. |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
А теперь вспомним изученный материал, прежде чем приступить к изучению нового материала Что такое история? Кто такой Геродот? Что такое историческая эпоха? Выполним задания. 1.В тесте. Слайд 2,3,4) Обратимся к слайду. Проверьте свои работу и оцените её по бальной шкале. (Слайд 5) 2.Задания на установление временных связей. (на карточках в паре) Какая эпоха считается самой долгой? Запишите века: В котором мы живем, В котором была Великая Отечественная война, В каком веке жил А.С.Пушкин, И.А. Крылов. Создание проблемной ситуации К нам сегодня в гости пришел забавный неандертальчик, он заблудился в исторических эпохах. Как вы считаете, в какой исторической эпохе ему место? Звучит песня «Первые шаги». (выключаю песню после слов «Топ-топ, очень нелегки, топ-топ- первые шаги»). Какие последние слова прозвучали? Про кого эта песенка? Кто делает первые шаги? Чему учится малыш? Появляются последовательно надписи «Первобытный мир», «первые шаги», «детство человечества» Какой возникает вопрос? В какой период своей жизни человек делает первые шаги? А у человечества есть детство? А какие еще вопросы возникли у вас? Чем же будем заниматься сегодня на уроке? О чём пойдёт речь? «Первобытный мир – детство человечества» (Слайд 6) | История – наука о прошлом История – очень древнее слово, «рассказ о событиях прошлого» (греческое слово) Геродот - первый историк, «отец истории», древнегреческий учёный Историческая эпоха – это большой отрезок или промежуток времени. Самостоятельная работа на листках Самопроверка по образцу. Предположения учеников Ответы детей Дети пытаются связать фразы и объяснить их Активно задают учителю вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске. Ответы детей |
|
II. Открытие нового знания. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
«Яркое пятно» (появляются слайды 7,8) Кто изображён на рисунке: животные или люди? | Дети спорят, доказывают своё мнение |
|
Напишите в данной табличке ваши предположения |
||
Признаки животных | Признаки человека |
|
1. Тело покрыто шерстью 2. Грубое лицо с широким приплюснутым носом 3. Челюсть выдвинута вперед 4. Низкий лоб 5. Длинные руки (ниже колен) 6. Издают звуки | 1. Ходьба на двух ногах (прыгающая) 2. Руки длинные (но до колен) 3. Объем мозга больше, чем у обезьян 4. Работают передними конечностями 5. Звуки (предупреждающие) |
|
(Слайд 9) А где же появились первые древние люди? - Там, где круглый год тепло(по мнению ученых- в Африке). А потом уже пошло расселение по всей планете. Сначала- в жарком поясе, а потом, в поисках новых пастбищ, вслед за стадами животных, древние расселялись и в других областях планеты. Что же заставило их ходить на двух ногах? (Слайды 10,11,12) - Вы правы, но еще причинами прямохождения является следующее: Освобождение рук для заботы о детенышах. Расширяется обзор поверх травы. Легче переносить жару(палящие лучи солнца падали под углом, а не прямо). Эта поза способствовала увеличению объема мозга, а значит развитию интеллекта) | Высказывания детей Предположения детей (Добывать пищу, хватать плоды, собирать ягоды. Рыть землю и искать коренья. Брать палки, камни, как орудие труда) |
|
(Слайд 13) - Наш забавный гость, «неандертальчик», заявляет, что благодаря прямохождению и освобождению рук ему стало удобно самому добывать пищу, собирать плоды. И он решил жить один. - А как вы думаете, сможет ли он выжить в одиночку? Почему? - Древние люди жили группами, племенами. Так легче им было защищаться, охотиться, добывать пищу, преодолевать трудности. - А где жилипервобытные люди? (Слайд 14) Археологам удалось найти удивительные с виду жилища из костей, черепов, бивней мамонтов, а сверху покрытые шкурами. (Рассказ учителя из курса краеведения о Медвежьей пещере) Чем занимались женщины и мужчины? Каково было основное занятие древних людей? (Слайд 15) На кого охотились древние люди? (Слайд 16) А как была организована охота? С помощью чего охотились? (Слайды 17-21) На охоту могли ходить в качестве загонщиков даже женщины и дети. Они создавали шум, кричали, гнали табуны к ловчим ямам, где неподвижно в засаде сидели другие члены группы. На дне ямы изготавливались ловушки в виде острых кольев из дерева или бивней мамонта. Сверху яму прикрывали жердями и зелеными ветками. Животных могли гнать к ловушкам, к болоту, к глубоким оврагам, откуда было трудно выбраться. Работа каждого проходила слажено. Из чего древние люди могли изготавливать оружие и орудия труда? (Слайды 22,23) Вернемся к охоте (Слайд 24) А как или с помощью чего охотники еще могли напугать диких животных? Откуда же появился огонь? (Слайды 25,26) Для чего использовали первобытные люди огонь? Как поддерживали его и умели ли его добывать? (Слайд 27, 28,29) Первобытная мораль. (Слайд 30) Вы согласны с таким рассуждением? Почему? Как делились первобытные люди? Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных? (Слайд 31,32) | Дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают. Ответы детей: В пещерах Предположения детей Ответы детей: на мамонтов, диких лошадей, оленей, пещерных медведей и др. Предположения детей Самостоятельный поиск информации из учебника свободные высказывания детей, выслушиваются разные мнения Ответы детей: от грозы, извержения вулкана. Ответы детей: давало тепло, свет, для приготовления пищи, защита от хищников. Театрализованное представление (стр.50-51)показывают ранее подготовленные ученики. Высказывания детей. Свои-люди, чужие-нелюди. Высказывания детей. |
|
III . Первичное закрепление |
||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
Чему учится ребенок в детстве? Какие «первые шаги» делало человечество? Что у древних людей было впервые? | Ответы: первым шагам, первым словам, самостоятельности Ответы: училось ходить, говорить, общаться, охотиться, одеваться и тд. |
|
IV . Самостоятельная работа. |
||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните 1,2 задания. Проверим работу | один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся |
|
V .Итог урока |
||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
Посмотрите на вопросы, которые появились у вас в начале урока и дайте на них ответ. В какой же исторической эпохе должен жить наш «неандертальчик»? Почему эпоха называется первобытная? Можно ли назвать ее «детством человечества»? Что показалось на уроке самым интересным? Какие новые знания подарили себе на уроке? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? | Ответы детей |
|
VI. Рефлексия |
||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
В каждой группе один цвет. С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом. | Дети по желанию высказывают свое мнение. Карточки с вопросами. Белая – Перечислите новые сведения. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке. Желтая – Что было положительное на уроке? Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились? Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме? Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока? |
|
VII . Домашнее задание |
||
Запишите домашнее задание: стр. 43 – 51 в учебнике; тетрадь с. 34, № 3. Сочинить стихотворение по теме урока. (По желанию) | Фиксируют в дневнике. |
Технические средства обучения: презентация к уроку.
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. М.: Баласс, 2011г
Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество).М.: Баласс, 2011г
Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. Исторические темы курса «Окружающий мир»: деятельностный развивающий подход. – М.: ВАКО 2006 г.
Интернет-ресурсы: http://www.school2100.ru
Самоанализ урока.
Открытый урок по окружающему миру был дан в 4 классе. Тема урока: «Первобытный мир – первые шаги человечества». Уроки окружающего мира ведутся по образовательной программе «Школа 2100».
Цель урока : дать первичное представление об эпохе Первобытного мира.
Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих учебно-воспитательных задач:
познакомить учащихся с образом жизни первобытных людей, с их достижениями;
формировать устойчивое неприятие норм морали первобытного человечества;
воспитывать уважительное отношение к опыту, накопленному поколениями.
Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям данного возраста.
Тип у рока: комбинированный, включающий в себя следующие этапы:
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Совместное открытие знаний.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока.
Домашнее задание.
В ходе урока были использованы индивидуальные, фронтальные формы работы и работа в парах.
Учебно-воспитательное взаимодействие учителя и обучающихся способствовало, на мой взгляд:
интеллектуальному развитию детей, формированию их мировоззрения;
общекультурному развитию обучающихся;
эмоциональному развитию учеников, формированию их универсальных учебных действий
По моему мнению, отобранные содержание, формы, методы, приемы и технологии способствовали реализации поставленных цели и задач урока.
План
1. Исторические эпохи.
2. Знакомство с историей и археологией.
4. Первобытный мир.
5. Заключение.
1. Исторические эпохи.
Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:
- — первобытная история;
- — история Древнего мира;
- — история Средних веков;
- — история Нового времени;
- — история Новейшего времени.
2. Знакомство с историей и археологией
Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.
Как люди узнали о первобытных людях? Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.
Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.
3. Отличие первобытного человека от современного.
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.
Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.
4. Первобытный мир.
Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.
Первобытные люди
жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло. Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.
Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.
Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.
Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.
Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.
5. Заключение.
Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.
Просмотры: 35 043
"Первобытный мир – первые шаги человечества"
Форма урока: урок-исследование.
Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.
Задачи.
- узнать о появлении первых людей;
- проследить расселение первобытных людей по планете;
- выявить достижения людей Первобытного мира;
- объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
- учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
- создать образ эпохи Первобытного мира,
- учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;
Оборудование:
демонстрационный материал:
- презентация
- шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)
- Белая – Перечислите новые сведения.
- Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.
- Желтая – Что было самым интересным на уроке?
- Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?
- Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?
- Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?
тесты :
Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: | Выбери в какое время ты живешь? | Выбери исторические источники: |
|
|
|
Учебно-методический комплект
- Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.
- Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.
Методы: словесный – фронтальная беседа , наглядный – иллюстрация на слайде.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
Жил на свете первобытный человек | Просмотр слайда 1. | Чтение учителем на фоне изображения первобытных людей. |
Прочтите тему урока. Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока. | Просмотр слайда 2 Чтение темы урока | Тема урока записана на слайде. |
Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.
Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.
Цель: выявить уровень знаний учащихся.
Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.
II. Актуализация знаний
Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.
Методы: словесный – подводящий диалог, наглядный – аудиозапись, карточки с выражением знаний.
Что такое Первобытный мир? | Первая эпоха всемирной истории | Слайд 6 |
Что такое историческая эпоха? | Большой промежуток времени, часть истории человечества. | Слайд 7 |
Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных? | Нет | Слайд8 |
В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? | В детстве | Слайд8 |
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос : | Сравнить Первобытный мир с детством | Слайд 8 |
Подведём итог. Что мы уже знаем. | Слайд 9 |
|
Что мы не знаем? | Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества» | Слайд 10 |
Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: “историческая эпоха”, “Первобытный мир”.
III. Постановка проблемы
Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.
Методы: словесный – подводящий диалог; наглядный – слайды презентации.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
Повторите тему урока | Первобытный мир – первые шаги человечества | |
Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них? Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих. | Слайд 11 | Работа в группах. |
Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных. | Слайд12 | |
Послушайте диалог. | Разыгрывание сценки из учебника на стр.47 | |
Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос? Давайте разбираться | Слайд 13 Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? | Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа. |
Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.
IV. Выдвижение гипотез
Цель: выслушать гипотезы учащихся .
Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.
Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.
Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?
Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.
Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества
VI. Динамическая пауза
Цель: избежание перегрузки учащихся,физическая релаксация.
Методы: словесный, практический.
Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.
V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы
Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.
Методы: 1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.
2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.
Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: : « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы . Расселение первобытных людей на планете | ||
Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена? | Весь мир. | Слайд 15 |
В какое время? | Первобытный мир | |
Что означают условные знаки? | Проговорить | |
Поможет нам карта в решении проблемы? | ||
Найдите, в какой части света находится прародина человечества? | В Африке | |
Проследим по карте, как расселялись древние люди? | Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире | |
Прародина - колыбель | Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом. | Слайд 16 |
Вывод. | Слайд 17 Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом. | Осваивали планету. Карточку поместить на доске |
Выполните задание на стр.50 | Работа в группах 10 минут | |
1 группа: признаки стаи. Чем стая древнейших людей отличается от общины древних людей? | Отчёт 1 группы на фоне слайдов. | Слайды 18, 19, 20. |
2 группа: признаки общины древних людей. Чем община древних людей отличается от ранней общины людей современного мира? | Отчёт 2 группы на фоне слайдов. | Слайды 21, 22. |
3 группа: признаки ранней общины людей современного вида. Чем ранняя община людей современного вида отличается от общины людей современного вида? | Отчёт 3группы на фоне слайдов. | Слайды 23, 24 . |
4 группа: признаки общины людей современного вида. Чем община людей современного вида отличается от стаи древнейших людей? | Отчёт 4руппы на фоне слайдов. | Слайды 25, 26. |
Почему должны были трудиться сообща? | Одному сложно выжить. | |
Прочтите текст на стр. 47 | Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца) | |
Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? | Умение одеваться, готовить пищу, общаться. | |
Вывод. | Слайд 27 | Учились бороться с голодом и холодом . Карточку поместить на доске |
Послушайте одноклассников и постарайтесь представить данную ситуацию. | ||
Первобытная мораль | Театрализованное представление (стр.50-51) | |
| Высказывания детей | |
Как делились первобытные люди? | (свои-люди, чужие-нелюди) | |
Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных? | Высказывания детей. | |
Вывод. | Слайд 28 Первые представления о добре и зле | Получали первые представления о добре и зле. Карточку поместить на доске |
Результат: в ходе предъявления результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить
VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы
Цель: использование новых знаний в типовых условиях.
Методы практический
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
Используя новые знания - вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради. | Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33 Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете. В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена , которые состояли из родов , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени. Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных. | Демонстрация слайдов. Слайды 29,30. Взаимопроверка в парах. Слайды 31, 32. |
Итоги урока. Что мы хотели выяснить? | Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? | Слайд 33 |
Какой ответ можете дать на этот вопрос? | Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла. | |
Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.
IX. Рефлексия
Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.
Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Из новых Интернет-уроков по окружающему миру вы узнаете о всемирной истории , об истории человечества. Чтобы не запутаться, всемирную историю учёные делят на исторические эпохи . Так называют большие отрезки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга. Этим эпохам и будут посвящены наши Интернет-уроки. Сегодня мы откроем первую страницу истории человечества…. первобытный мир….
Эпохи всемирной истории
![](https://i1.wp.com/klass39.ru/wp-content/uploads/2013/11/0011-003-CHto-takoe-Pervobytnyj-mir.jpg)
Свои первые шаги человечество сделало более двух миллионов лет назад. Большинство учёных считают, что первые древние люди появились в Африке, а затем расселились по всей планете.
Интересно, откуда мы пришли в этот мир? Каким образом появился человек? Этот вопрос для большинства людей всего мира до сих пор остается без ответа… Существует несколько теорий:
1. Религия на него отвечает просто: «Первого человека создал бог по образу и подобию своему».
2. Другая теория появления первых людей на Земле сводится к тому, что их предки прилетели из Космоса.
3. Английский ученый Чарльз Дарвин предложил третий ответ, суть которого проста: «Человек на Земле появился в процессе естественной эволюции животного мира, а дальними предками Человека были человекообразные обезьяны». Он привел естественнонаучные доказательства своей теории из области сравнительной анатомии:
![](https://i2.wp.com/klass39.ru/wp-content/uploads/2013/11/639.gif)
1 — горилла, 2 — неандерталец, 3 -человек
Как бы не говорил Дарвин и его единомышленники, сто человек и обезьяна имеют много общего, есть и отличия.
- Главное отличие, РАЗУМ
- РЕЧЬ
- ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
- ТРУД
Хоть и теория Дарвина о происхождении человека многим близка, но его теория остаётся только теорией. Так как ученый не смог ответить на вопрос: «Почему же сейчас обезьяны не превращаются в людей?»
Что ж, каждый в праве выбрать какое из предположений ему по душе. Итак, появился первобытный человек…
Древние люди учились побеждать голод и холод, учились выращивать растения и сшить одежду.
Первобытные люди не объединялись в большие сообщества. Каждая семья была частью небольшого рода , в который входили родственные друг другу семьи. В роду всё было общим: хозяйство, запасы, иногда даже и дом).
Роды, которые происходили от общих предков, объединялись в племена . Там они вместе учились всему.
Люди из разного рода и племени не общались друг с другом. Мораль первобытного мира была такова: настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.
Удивительно то, что люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать…
С Древнего мира сохранились сооружения, которые стали архитектурными памятниками мировой культуры.
Самый известный из них это Стонхендж , который был построен в 28 в до н.э. на юге Англии. Это сооружение использовалось как храм и как обсерватория.
Обсерватория -учреждения, производящие астрономические наблюдения и исследования.
Занимательная история «Первобытный мир»…