Литература и ее роль в духовной жизни. Литература и её роль в духовной жизни человека
Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата Урок№1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.
Задачи:
Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,
Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,
Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.
Ход урока.
1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.
2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.
« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
Вопросы на закрепление:
Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?
Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?
3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)
4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)
5) Резерв. Фронтальный опрос.
Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?
Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?
У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?
6) Подведение итогов, комментарий отметок.
7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»
- Культура и цивилизация - страница 2
- Культура и цивилизация - страница 3
- Типология культур и цивилизаций - страница 2
- Типология культур и цивилизаций - страница 3
- Общая характеристика первобытности
- Периодизация первобытной истории
- Материальная культура и социальные отношения
- Духовная культура
- Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
- Формирование религиозных представлений
- Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
- Доосевые культуры Древнего Востока
- Раннее государство на Востоке
- Художественная культура
- Культура Древней Индии
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Культура Древнего Китая
- Уровень развития материальной цивилизации
- Государство и генезис социальных связей
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Общая характеристика и основные этапы развития
- Античный полис как уникальное явление
- Мировосприятие человека в античном обществе
- Художественная культура
- Общая характеристика европейского средневековья
- Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
- Общественная и политическая системы средневековья
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
- Художественная культура и искусство средних веков
- Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
- Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
- Развитие экономики
- Социально-политические отношения
- Особенности ислама как мировой религии
- Художественная культура
- Художественная культура - страница 2
- Художественная культура - страница 3
- Византийская картина мира
- Общая характеристика византийской цивилизации
- Общественная и политическая системы Византии
- Византийская картина мира
- Византийская картина мира - страница 2
- Художественная культура и искусство Византии
- Художественная культура и искусство Византии - страница 2
- Общая характеристика средневековой Руси
- Экономика. Социально-классовая структура
- Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
- Эволюция политической системы
- Эволюция политической системы - страница 2
- Эволюция политической системы - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
- Художественная культура и искусство
- Художественная культура и искусство - страница 2
- Художественная культура и искусство - страница 3
- Художественная культура и искусство - страница 4
- Содержание понятия и периодизация эпохи
- Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
- Изменения в мировоззрении горожан
- Содержание эпохи Возрождения
- Гуманизм – идеология Ренессанса
- Титанизм и его «обратная» сторона
- Искусство эпохи Возрождения
- Общая характеристика Нового времени
- Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
- Социальная и политическая системы Нового времени
- Картины мира Нового времени
- Художественные стили в искусстве Нового времени
- Общие сведения
- Характеристика основных этапов
- Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
- Социальный состав российского общества
- Эволюция политического строя
- Система ценностей российского общества
- Система ценностей российского общества - страница 2
- Эволюция духовной культуры
- Соотношение провинциальной и столичной культуры
- Культура донского казачества
- Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
- Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
- Две линии в истории русской культуры XIX в.
- Художественная культура Нового времени
- Художественная культура Нового времени - страница 2
- Художественная культура Нового времени - страница 3
- Общая характеристика периода
- Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
- Либеральная альтернатива преобразования России
- Социал-демократическая альтернатива преобразования России
- Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
- Серебряный век – ренессанс русской культуры
- Общая характеристика периода
- Общая характеристика периода - страница 2
- Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
- Основные тенденции развития западного искусства
- Проблемы истории советского общества и культуры
- Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
- Экономика
- Социальная структура. Общественное сознание
- Культура
- Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
- Идеология. Политическая система
- Экономическое развитие советского общества
- Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
- Культурная жизнь
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
- Развитие культуры
Роль литературы в духовной жизни российского общества
Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».
Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.
Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.
Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой».
Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.
Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.
Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.
На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ш кола №7 »
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Вводный урок литературы
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
Воротникова О.Г., учитель высшей категории , учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Предмет (направленность): урок литературы
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
Планируемый результат |
|
Предметные умения Расширение объема знаний по литературе, Выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; Восприятие текста литературного произведения, Владение элементарной литературоведческой терминологией; Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений, Умение вести диалог; Создавать устные монологические высказывания разного типа; Формулирование собственного отношения к произведению, Получение опыта метапредметной деятельности. | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Определять общие для всех правила поведения; Определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке; Высказывать свое предположение на основе учебного материала; Осуществлять самоконтроль; Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради; Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; Проводить анализ учебного материала; Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий |
Урок - лекция
Ход урока
1. Что такое литература?
Литература -
1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой - либо отрасли знания, к какому - либо вопросу.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
2. История возникновения термина «литература».
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Источник: http://www.litdic.ru/literatura/ .
3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).
Литература - это исповедь,
Под видом исповеди - проповедь,
Для тех, кто ненавистен - отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.
Л. Ошанин
Словарная работа:
Исповедь
Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).
перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.
Про́поведь
Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
перен. разг. Наставление, нравоучение.
Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы
Отповедь
Строгое и неодобрительное возражение, выговор.
устар. То же, что: ответ .
За́поведь .
Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.
перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
Объясните смысл эпиграфа.
4. Цели изучения литературы в школе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.
Задание для 1 группы
Общество находит в литературе свою действитель-ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
Франческо Петрарка
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Екатерина II
Задание для 2 группы
Литература — В. Гюго
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис
Джозеф Аддисон
Задание для 3 группы
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Я зык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. П. А. Вяземский
Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький
Задание для 4 группы
Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев
Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев
6. Периодизация русской литературы
Устное народное творчество до XI века
Древнерусская литература XI - XVIII в
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
Домашнее задание:
Написать сочинение - рассуждение по одному из предложенных высказываний.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон
» Литература в духовной жизни человека
Литература в духовной жизни человека
Вернуться назад на
В периоде всей своей вековой истории наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Она находится на достойном месте в мировой культуре.
Художественная литература обладает огромной общественно-политической, воспитательной и познавательной ролью. Потому что в ней представлена история всего народа, его борьба за свою волю, за свою удачливую и счастливую жизнь, за битву против национального, а также социального гнета. В литературе честно и справедливо отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и, конечно, надежды людей.
Художественная литература – это разновидность искусства, являющаяся самым мощным средством познания человека, инструментом, который влияет на происходящую действительность. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно – формирует личность человека.
Создатель литературы обобщает различные жизненные происшествия и явления, затем строит типовые образы, и при этом показывает свое личное отношение к данным событиям или происшествию. Значение писателя и его творчества, а, следовательно, и литературы сказываются в том, насколько правдиво и правильно отображены и высказаны интересы и мечты людей. Художественное творчество предназначается для того чтобы служить народу. В литературных произведениях мы познаем минувшие, нынешние и, конечно же, видим будущие мечты человека. В воображении начинают формироваться новейшие понятия, в глубине души рождается неведомое до этих пор чувство.
И только литературные произведения и труды мы воспринимаем в первую очередь своим сердцем, а затем и практичным разумом, и здравым смыслом.
Литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и есть близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества. Писатели и творцы литературы в совершенно различных по своему жанру произведениях отображают многообразные слои населения, открывают талант и дар простого человека, воспевают труд людей.
И этим прививают заинтересованность к своей собственной истории, любовь к родимой земле-матушке, к родителям и близким, к своему ближнему и к своим братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути. Воодушевляет на подвиги ради своих ближних и ради других. Дает силу для преодоления различных житейских неурядиц, направляет и ориентирует на путь к правильному решению важных в данный момент проблем. Именно этим она и ценна для нас и для каждого народа отдельно.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Литература и её роль в духовной жизни человека
Словесность как вид искусства существует на Земле столько же, сколько существует на ней человечество. На протяжении тысячелетий люди создавали культурные ценности, среди которых важное место занимали разные виды искусства. Может показаться, что развитие человеческой культуры сходно с постепенным восхождением на высокую гору: от примитивных орудий труда люди шли к высоким технологиям, языческие обряды сменялись созданием театральных действ, на месте холодных землянок появлялись удобные дома… Менялись представления людей об окружающем мире, менялось и искусство.
Внутри каждой цивилизации действует своя закономерность культурного развития, своя национальная традиция, имеются свои стадии развития. Поступательное развитие литературы внутри цивилизации называется литературным процессом.
Фольклор – устное народное творчество, возникшее в долитературный период, оказавшее значительное влияние на формирование литературы. Устное народное творчество
Фольклор Эпос Лирика Драма Жанры: трагедия, рассказ, лирическая песня, былина, пословица, комедия, лирическое стихотворение, сказка, роман, историческая песня, загадка. - Распределите жанры в таблице
фольклор эпос лирика драма лирическая песня рассказ лирическое стихотворение трагедия былина роман комедия пословица сказка Историческая песня загадка Проверь себя
Какие фольклорные жанры сегодня являются архаичными, а какие – живые? - Из каких жанров устного народного творчества сформировались отдельные литературные жанры? Установите возможные параллели.
1. Размах и величие изображаемых событий, гиперболизация образов, характеров (в сказках и былинах). 2. Поэтика повтора (повторение тем, сюжетов, эпизодов, реплик, речевых оборотов), экспрессивная тавтология («думу думать»). 3. Наличие постоянных эпитетов. 4. Использование традиционных сравнений и символов, психологический параллелизм. Поэтика фольклора
В прошлом существовали древнекитайская, древнеегипетская, античная литературы, но они развивались сами по себе, не образуя единого художественного процесса. Внутри каждой из этих литератур появлялись подлинные художественные шедевры, которыми по праву гордится всё человечество, но эти шедевры остаются достоянием отдельных национальных литератур. Мировая литература начала складываться лишь тогда, когда стали появляться произведения, выходящие за пределы своей национальной традиции, оказывающие влияние на читателей и писателей народов, говорящих на другом языке.
* Что из себя представляет данное произведение? * Почему, в каких условиях возникло? * Каким потребностям общества отвечало? * Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? * Какое значение для общества и литературы имело и имеет? - На какие основные вопросы отвечает история литературы?
Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?
* Былина «Садко» * «После бала» Л.Н. Толстого *»Бородино» М.Ю. Лермонтова * «Повесть о Петре и Февронии Муромских» * «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина * «Песня о Соколе» М. Горького Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:
1. Былина «Садко» 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 3. «Песнь о В ещем Олеге» А.С. Пушкина 4. «Бородино» М.Ю. Лермонтова 5. «После бала» Л. Н. Толстого 6. «Песня о Соколе» М. Горького Проверьте себя
Говоря об истории русской литературы, мы приобщаемся к главному национальному богатству, так как великие произведения прошлого и настоящего, словно зеркало, отразили в себе исторический путь народа, становление его самосознания. Обратимся к учебнику: литература -9, стр.4.