Мещанин во дворянстве типология конфликта. Художественные особенности комедии мольера мещанин во дворянстве
I . Тема: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.
II . Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.
III. Ход урока:
Орг. момент (2мин)
IV . Повторение пройденного материала :
Сегодня мы с вами повторим черты русского классицизма, сравним их с французским классицизмом, рассмотрим на примере комедии классицизма «Мещанин во дворянстве», как развиваются в ней события по законам данного жанра. Узнаем над чем или над кем смеется автор и почему комедия так называется.
А) Беседа:
Где зародился классицизм?
В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.
Что означает классицизм?
(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)
Какую иерархию жанров установил классицизм?
(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;
средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;
низкий – басня);
Когда зародился классицизм в России?
(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).
Какие жанры популярны в русском классицизме?
(Трагедия и комедия).
Какие правила существовали в русском классицизме?
(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)
Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?
(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).
Б) Словарная работа:
На экране вы видите ключевые слова, с которыми мы с вами уже работали и с которыми мы продолжим работу:
Классицизм, рационализм, культ разума, государственная жизнь, исторические события, воспитательный пафос, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода, средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство времени, места и действия, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
V . Объяснение нового материала:
Слово учителя: Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого драматурга Ж.Б.Мольера, чей портрет вы видите на экране.
С биографией Жан-Батист Мольера вас познакомят девочки, они подготовили слайды, пожалуйста, встречайте:
(Текст выступления учениц):
Создатель французской комедии Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13 января 1622 года. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких лет занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.
Жан-Батист Поклен (1622 - 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей - актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.
Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.
Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.
Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп".
В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.
Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.
Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе", относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.
Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. "Мещанин во дворянстве" - комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.
Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.
Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.
Слово учителя: Спасибо, садитесь.
VI . Работа с текстом.
А теперь мы с вами, дорогие мои, откроем страницы бессмертного творения великого мастера комедийной интриги и вы насладитесь великолепными стихами великого мастера. Вопрос : Когда вы будете читать комедию, подумайте, почему она так называется?
Читаем: Действие 1, явление 1,2 (знакомство с учителями и господином Журденом); Действие 2, явление3 (поведение учителей); явление 6 (выбирает науки); Действие 3, явление2 (Николь смеется над костюмом господина Журдена); явление 4 (Дорант, обедневший дворянин, обманывающий Журдена) и Действие 4 , явление 9 (Турецкая церемония) и явление13 (посвящение).
VII
. Домашнее задание:
Подготовиться к инсценированию и выразительному чтению тех эпизодов, которые вам понравились.
VIII . Закрепление нового материала:
По каким законам развивается жанр комедии? Докажите примерами из текста?
Какие традиции классицизма нарушил Мольер?
Итак, давайте ещё раз повторим характерные черты классицизма:
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
активнее обращение к общественной, гражданской проблематике.
IX . Оценки за урок.
Спасибо за урок. До свидания.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Уланский районный отдел образования
Тема:
Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.
Подготовила и провела Кабдрахманова Г.Т.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа имени Базылбека
Ахметова», Уланского района, ВКО
с. Ново-Одесское, 2014г.
Разделы: Литература
“Поскольку назначение комедии состоит в том,чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,чем бичевать пороки моего века...”.
Ж.-Б. Поклен
Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.
Цели урока.
1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.
2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.
3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.
4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.
1. Вступительное слово учителя.
2. Театр Мольера.
Сравнение с шахматной игрой.
3. Принципы классицизма.
4. Характерные черты классицизма в тексте.
5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.
6. Слайд “Два мира”.
7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.
8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.
9. Актуальность пьесы.
Ход урока
1. Театр Мольера
Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)
Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.
У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.
2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)
Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?
Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?
Назовите принципы классицизма. (Слайд)
Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?
Почему М. обратился к этой теме?
Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).
Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.
Два мира. (Презентация).
Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.
К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)
Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)
Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)
Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?
(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)
Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..
Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?
В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.
Кто представляет этот мир в комедии Мольера?
(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…
Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).
На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)
Особенности характера Журдена.
Глупость – сметливость (чтение диалога).
Невежество – стремление к знаниям.
Прозаичность, косность – чувство языка.
Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.
Тирания, самодурство – чувство семьи.
Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.
Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.
Какая черта явно доминирует в образе Ж?
(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.
Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)
3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.
Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).
(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)
К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)
Обратимся к особенностям композиции.
3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.
В чём особенность жанра произведения?
1. Комедия-балет (отрывок).
2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)
Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.
Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).
Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.
3.Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.
4. Образ главного героя неоднозначен.
5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).
6. Создал жанр социально-бытовой комедии , (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.
8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.
9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.
10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.
11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?
Окт 06 2010
Главная проблема, на которой построен сюжет « Мещанина во дворянстве», отображает определенный исторический этап развития буржуазии во Франции. Новоиспеченные буржуа, которые накопили немало денег, заработанных разными путями, чувствовали себя дворянам. Именно поэтому они старались подражать дворянским манерам, стилю поведения, одежде, образу жизни. Мольер (Жан-Батист Поклен) - драматург, актер - создал замечательные пьесы, которые до сих пор не сходят со сцен многих театров мира: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из наилучших, ярчайший его комедий есть « Мещанин во дворянстве», где нарисовал сатирический буржуа.
Именно об одного из таких буржуа - господине - рассказал Мольер в своей . Для мещанина Журдена уже само дворянское имя является гарантией высочайших моральных ценностей, поэтому он безоговорочно во всем полагается на хитрого дворянина графа Доранта. Через их отношения практически показанные реальные общие отношения. Поэтому, смеясь над горемычным Журденом, который во что бы то ни стало, хочет стать похожим на дворян да еще и дочь выдать замуж непременно за дворянина, мы вместе с ним сочувствуем именно ему. Граф Дорант и Доримена представляют дворянство. И вдобавок на их примере Мольер показал, что и дворяне могут быть неправдивыми, капризными, непорядочными.
Таким и есть граф Торлит, который растранжирил свои достатки и ищет богатую невесту. Да и Доримена полюбила его, убедившись, что он богатый, так как дарит дорогие подарки. О настоящих чувствах здесь и не шла речь. А вот на любовь способны другие герои - Люсиль и Клеонт, Николь и Ковьель. Они чисты сердцем, поэтому и победа на их стороне. Итак, проблема настоящего и ненастоящего, проблема правды и неправды решается через смешные ситуации, в которые попадают герои благодаря ложному представлению героев одно об одном. Изображая смешные события, которые произошли с горемычным Журденом, Мольер поднимается к широкому обобщению общественных явлений, не забывая о моральных уроках, без которых невозможна классицизма.
Перед нами мещанин - главный герой пьесы, который старается из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное - деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, приличных манер, и главное - нет ума, он беспросветно глупый. В немолодых уже летах Журден надумал изучать философию (здесь он делает большое «открытие»: оказывается, он разговаривает прозой!), заниматься музыкой, танцами, фехтованием. Он всерьез считает, что, получив некоторые знания и имея деньги, можно занять место в кругу знатных дворян. Он окружает себя слугами и учителями, которые требуют высокое жалованье за работу, но не выполняют и не думают выполнять ее. Да и «благородные» науки как-то не укладываются в голове дурака мещанина. Его жена старается обратиться к благоразумию своего мужа и просит прекратить бесчисленные затраты, но тот ничего и слышать не желает. Стремится: привести на ум своего господина и служанка Николь, и при этом видно, насколько бедная необразованная девушка умнее своего хозяина.
Журден такой глупый, что даже комическое посвящение в «мамамуши» воспринимает всерьез. Казалось бы, желание Журдена набраться ума достойно уважения. Но какой же смешной он, когда хочет сделать это за несколько дней!
Мольер смеется над безграничной тупостью Журдена. И на примере мещанина лишний раз показывает, насколько низким и неотесанным может быть даже богатый , который считает, что за деньги можно купить ум. Но смеется великий драматург не с конкретного человека. Он высмеивает стремление подражать каким-то внешним признакам высшего социального положения, не изменяясь внутренне. Главное не в титуле, не в костюме, - утверждает Мольер. Честь и достоинство, ум и образованность не покупаются.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Основная проблематика комедии Мольера « Мещанин во дворянстве» . Литературные сочинения!
УРОК № 9
Тема. Воплощение в «мещанин во дворянстве» черты классицистической комедии (герой - носитель одной страсти)
Цель: повторить особенности классицизма как литературного направления; познакомить учащихся с сюжетной основой, интригой комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»; рассмотреть, как в комедии, воплощена правила классицизма; углубить знания по теории литературы; продолжать формировать навыки анализа драматического произведения.
Оборудование: карточки для групповой работы, жребии для разделения.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище. Лучшее, что я могу сделать,- это, высмеивая, обличать пороки моего века.
Ж. Б. Мольер
ХОД УРОКА
И. Актуализация знаний
Беседа по домашнему заданию
Что называется комедией? (Комедия - драматический жанр, в котором конфликт, действие, характеры, ситуации предстают в смешных, комичных формах. Комедия высмеивает общественные явления, человеческие пороки.)
Комедия в иерархии жанров классицизма - это высокий или низкий жанр? (Низкий)
Чем классицистическая комедия отличается от античной комедии и древнегреческого?
Что вы знаете о комедии масок, или комедию дель арте? (Итал. соттесііа (ІеІІ"агЬе - профессиональная комедия - раВНОвидность итальянского импровизированного народного театра эпохи Возрождения, унаследовавший традиции римской эпохи. Персонажи комедии масок были воплощениями комического гротеска, буффонады, яркого зрелища карнавального типа. Как театральный жанр комедия масок повлияла на творчество Мольера.)
Чем комедия ситуаций отличается от комедии характеров? (В первой предпочтение отдается событиям, замысловатой интриге. Во второй высмеиваются характеры. В некоторых комедиях сочетаются оба компонента.)
Какие комедии Мольера наиболее известны?
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В отличие от трагедии, где изображались короли, полководцы, герои, комедия изображала обычную повседневную жизнь. Она показывала мелких дворян, бюргеров, прислугу. Именно в их среде Мольер находил забавные черты в поведении, характерах, образе жизни и жизненных устремлениях. Благодаря правлению Людовика XIV престиж дворянства поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы покупали себе дворянские титулы. Титул дворянина для рядового бюргера был символом величия и изящества. Мольер же пытался показать, что ничего высокого в дворянстве нет: дворяне могут быть ограниченными, лживыми, грубыми и капризными. Так же он высмеивал жадность к наживе, стремление бюргеров что попасть в высший свет.
Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Слова самого драматурга будут своеобразным ключом для понимания пьесы «Мещанин - шляхтич», которая уже более 300 лет не сходит с мировой сцены. Именно с этой пьесой мы сегодня будем знакомиться. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)
III. Работа с художественным произведением
Общий обзор комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»
Работа в группах: «5 х 5 х 5» (раВНОвидность «Ажурной пилы», «Джигсоу»).
Методический комментарий
Класс объединяется в группы (количество групп соответствует количеству человек в группе), например, жеребьевкой А1, А2, ...Б1, Б2, ...В1, В2, ...Г1,Г2, ...Д1, Д2...Д5.
Сначала группы объединяются за буквой. Каждая группа получает от учителя карточку с информацией, которую необходимо обработать, выбрать самое главное, кратко записать в тетради и передать информацию другим (записи вести обязательно!). На этот вид работы отводится 10 мин.
На втором этапе ученики перегруппировываются по числовым показателем. В новообразованных группах по очереди, согласно порядкового номера буквы (предыдущий раздел), они передают информацию, обработанную в предыдущей группе. Дополняются записи в тетрадях. После завершения этого этапа урока учитель проводит перекрестное опроса.
Тексты для обработки
Группа А. Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера развивается на фоне комедии нравов. Носители обычаев - все герои комедии, за исключением господина Журдена, главного действующего лица. Сфера звича-ел - традиции, привычки общества. Персонажи - жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет богатого буржуа Журдена. Они наделены характерными чертами, но не характерами; эти черты комически заостренные, но являются правдоподобными. Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный персонаж. Особенностями мольєрівських персонажей является то, что поступки героя выходят за рамки естественного, разумного порядка. Таковы все герои пьес Мольера - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.
Группа Б. Комедии предшествовала увертюра, по окончании которой на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что нашли себе богатого покровителя, господина Журдена, благосклонного к дворянству и светского поведения. Так сразу же, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит стать знатным лицом. Эта цель определяет все его помыслы, желания и деятельность, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: одевшись так, как одевается знать,- он уверен, что его мечта - мечта стать дворянином - становится явью. Господин Журден охотно входит в новую роль и действительно считает себя достойным этого звания. Он дружит с людьми, близкими к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, то становится пихатішим и тем забавнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «безумие» господина Журдена? А то, что его представление о исключительное значение дворянства были притворными. И поэтому сатира рождалась из вопиющего несоответствия суждений о величие и благородство знати и истинного значения господствующего положения.
Группа В. Смеясь над Журденом, который стремится стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и с того идеала, который выдумал для себя Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть похожим на самого себя, все же он оставался прежним. По-зичаючи графу деньги, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; стремясь изучать науки, он выбрал ту из них, в которой видел практическую необходимость; простую веселую песенку любил больше, чем тоскливое пение. Его желание получить дворянство не было хитрым расчетом буржуа, субъективно оно становилось искренней мечтой, которая овладела Журденом. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонадний акт комедии и свободно действует в маскараде посвящения в сан «мамамуші». Зря, что его бьют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора.
Группа. Г. На вопрос, который ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не намерен присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и чувствует себя полезным государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенная его образом жизни и деятельностью, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Доримени - полностью лишена благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы задачей карнавального финала является осмеяние позорной и пошлой страсти к «одворянення» - господин Журден становится всеобщим посмешищем. Конечно, Журден - совсем не такой дурак, за которого его должны все персонажи комедии, и уже совсем не такой старый дурак, чтобы объяснять его поступки почтенным возрастом (ему лишь немного за сорок). К тому же возрастные особенности, как и глупость,- не предмет комедии.
Группа Д. На премьере «Мещанина - дворянина» 14 февраля 1670 года, устроенной для Людовика и его двора в королевском замке Шамбор, «очень» смеяться не спешили. Ведь первым при дворе смеялся король. А он - ни во время спектакля, ни после нее - вообще никак не проявил своего отношения к комедии: ни смехом, ни жестом, ни словом. Двор решил, что комедия провалилась. Слухи об этом моментально облетела весь Париж. Так было и после второй спектакля. Однако обвинять Мольера в крамоле причин не было. «Я ничего не сказал вам про вашу пьесу после премьеры,- через несколько дней сказал Мольеру Людовик. - Мне казалось, что я был очарован тем, как ее поставлено. Действительно, Мольєре, из всего, что вы создали, до сих пор ничто не давало мне такого удовольствия, и сама пьеса ваша - замечательная». Придворные выстроились в очередь к Мольеру. Каждый из них заявлял, что «всегда был горячим сторонником» искусства комедиографа и «всегда знал», что его новая комедия - лучшее из всего, чем богат этот жанр...
Беседа
По каким основным законом создана структура пьесы Мольера?
В чем особенности мольєрівських характеров?
В какой части пьесы определяется основная ее тема? Сформулируйте ее.
Чем объясняется жажда господина Журдена получить титул дворянина?
Над кем еще, кроме господина Журдена, смеется автор? Мысль поясните.
Призванный разоблачить карнавальный финал пьесы?
Какой была реакция знати на премьеру комедии «Мещанин - шляхтич»?
Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии?
IV. Рефлексия
1. Работа с таблицей
Учитель. Вспомните правила классицизма. Заполнив и-блицю, определите, в чем Мольер придерживается правил классицизма, а в чем нарушает их.
(Учащиеся работают сначала в парах, затем информация обобщается во время переноса ее на доску.)
2. Обобщение учителя
Мольер весело смеется с тех, кто позволяет себя обмануть, и с тех, кто это делает. Но комедиограф верил в большое благородство человека. По его убеждениям, здравый смысл и искренность всегда побеждают. В комедии Мольера классицизм, как и рационализм, доходил «последней черте», за которой вичерпувались его познавательные возможности. И Мольер не греша против классического определения жанра: «Комедия - это переход от несчастья к счастью».
V. Домашнее задание
Характеризовать образ Журдена, подобрать цитаты для характеристики образа; составить кроссворды к теме; опережающее задание для 4-х учащихся: быть готовыми говорить от имени главных героев пьесы.
Но и многих начинаний в области искусства. В далёком 17-м веке сын придворного обойщика Жан-Батист Поклен, всему миру больше известный под именем Мольера, сочинил остроумную, блистательную комедию, соединив в одно два таких разных жанра, как драматическое театральное действо и балет. И вот уже четвёртое столетие она не сходит со сцен столичных и провинциальных театров, изучается в школах, а герои произведения давным давно стали личностями нарицательными.
Открытие жанра
Конечно же, речь идёт о великой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Новым в произведении было всё: и ярко выраженная насмешка над нравами и повадками высшего света, и реалистично изображённая невежественная грубость, необразованность, жадность и глупость буржуазии, упорно стремящейся разделить власть и привилегии в стране с беднеющим дворянством, и явные симпатии автора к простому человеку, представителю так называемого третьего сословия. Это что касается проблематики и А зрелищность постановки, красочные костюмы, музыкальные номера… Людовик 14-й, ярый поклонник музыки, танцев, особенно балета, любил разнообразные феерические постановки. Но до Мольера настолько мастерски соединить сценическое действо, танцевальные номера и балетные драматургам не удавалось. В этом плане «Мещанин во дворянстве» вполне может считаться предшественником современного мюзикла. Комедия-балет - таков своеобразный жанр произведения великого Мольера.
История создания комедии
Событие, благодаря которому комедия появилась на свет, тоже не совсем обычное. Когда в 1669 году королю-солнце, как прозвали Людовика за пристрастие к нарядам, драгоценностям, внешнему шику и блеску, стало известно, что султан империи Великих Османов (т.е. Турции) отправляет к нему посольскую делегацию, правитель Франции решил превзойти его по части роскоши. Сверкание драгоценностей, обилие золота и серебра, дорогих материй, предметов роскоши должно было затмить глаза послам, привыкшим на Востоке к подобному изобилию, и разнести по всему миру славу о богатстве и величии французского двора и его правителя. Но замысел короля не удался: тот стал жертвой мистификации и обмана. Разгневанный, Людовик поручил Мольеру написать комедию, в которой бы высмеивался турецкий менталитет вместе с их делегацией. Так родился «Мещанин во дворянстве», первое представление которого перед королём и знатью было дано в середине октября 1670-го года, а официальное, для парижской публики - в ноябре 1670-го. С того самого дня (28 ноября) на сцене главного театра Парижа - Пале-Рояль - ещё при жизни автора спектакль ставился более 42 раз, и это не считая других постановок в театрах поменьше! А спустя примерно столетие появился и первый профессиональный перевод комедии на русский язык. В России «Мещанин во дворянстве» был принят «на ура», и его победное шествие длится до сих пор.
Сюжет произведения прост, главная интрига комедии кроется не в конфликте, а в характерах. Журден, солидного возраста мещанин, очень богатый, но недалёкий, грубый, а порой и откровенно глупый, невежественный, всеми силами хочет приобщиться к дворянской утончённости, изяществу, галантности и внешнему блеску. Конечная цель всех его ухищрений - маркиза Доримена, жеманная аристократка, привыкшая оценивать людей по тяжести их кошелька и громкости титула. Разорившийся граф Дорант, ловкач и обманщик, благополучно водит Журдена за нос, обещая помочь сблизиться с Дорименой и вообще, ввести своего «друга» в высший парижский свет. От природы далеко не дурак, господин Журден ослеплён блеском дворянства и в упор не замечает, что давно уже стал «дойной коровой» для таких вот пройдох-аристократов. Он занимает им огромные суммы денег, не требуя возврата. Нанимает целый сонм учителей, портных, чтобы те несколько образовали и обтесали его. Толку с этого нет, а вот золотые монеты утекают полноводной рекой. По сути, «Мещанин во дворянстве», краткое содержание которого заключается в высмеивании и критике правящего сословия дворян и приходящей ему на смену буржуазии, есть замечательная пародия на тот монархический абсолютистский строй, который сложился во Франции в конце 17-го века. Комедия явно подчёркивала, что будущее - не за журденами и дорантами, а за такими честными, активными, предприимчивыми и жизнеспособными типами и характерами, как у Клеонта, жениха дочери Журдена, у Ковелье - его слуги, и всех тех, кто привык всего добиваться в жизни благодаря собственному уму и силам. В этом плане книга «Мещанин во дворянстве» могла бы стать настольной и для русского дворянства. Впрочем, близкой к точке зрения и авторским характеристикам Мольера оказалась комедия замечательного русского драматурга Фонвизина «Недоросль». Обе они входят в золотой фонд мировой литературы.
Нарицательность образов
Стоит ли говорить, что многие выражения комедии стали афоризмами, а главный герой её символизирует человеческую грубость и необразованность, отсутствие вкуса и чувства меры! «Журден с папильотками» - говорим мы о таком, и этим всё сказано!